In vino copia?*

2117

В 2009 году на благотворительном аукционе в Москве один важный и очень состоятельный господин купил бутылку великого вина великого миллезима. На незатейливый вопрос журналиста «Что вы будете с ней делать?» он так же незатейливо ответил: «Положу в погреб до времени. Вино — отличные инвестиции». Лет через десять этот господин продаст заветную бутылочку на другом аукционе и станет ещё состоятельнее и ещё важнее. Неужели всё так просто? На этот вопрос мы попросили ответить Андрея Ткемаладзе, генерального директора сети бутиков «Коллекция вин». Он называет себя коллекционером впечатлений и призывает инвестировать в удовольствие, а не в бутылки. Тем не менее о винных инвестициях знает всё — положение обязывает.

* Богатство — в вине.

Инвестиции в вино — это серьёзный и весьма специфический бизнес. Начнём с того, что заниматься частными винными инвестициями на территории России бессмысленно. В любой стране Евросоюза вы можете купить бутылку вина и в дальнейшем перепродать её как частное лицо без всякой лицензии. У нас бутылка с момента розничной продажи выпадает из оборота. Вы не сможете её перепродать, не нарушая законодательства. Мало того что великое бордо, купленное в России, обойдётся в несколько раз дороже, чем во Франции, — вы ничего не сможете с ним сделать, кроме как выпить. Конечно, можно утешать себя тем, что сегодня вы пьёте вино за десять тысяч евро, а когда-то заплатили за него лишь одну тысячу, но к инвестициям это не имеет никакого отношения. Все серьёзные разговоры о частных инвестициях в вино — за пределами России.

Сегодня наши соотечественники имеют особняки во Франции, собственные погреба и собственных винных брокеров, которые занимаются их коллекциями. В Россию мы возим вино для того, чтобы его пили.

Инвестиции в вино — это рискованный бизнес. Во-первых, как и любой бизнес, он зависит от общей экономической и финансовой ситуации. Ещё в январе бутылка из первой шестёрки** урожая 2005 года стоила в три раза дороже, чем на En Primeur*** — около 1500 евро. Продай вы свою коллекцию тогда, ваша прибыль составила бы триста процентов. В течение нескольких месяцев финансовый кризис разорил очень многих мелких негоциантов, которые начали сбрасывать всё, что у них было. В результате к июню 2009 года взвинченные цены вернулись к адекватным показателям — 600—700 евро за бутылку, а ваша потенциальная прибыль упала до пятидесяти процентов. Конечно, можно рассчитывать на длинные инвестиции, если вино действительно имеет потенциал к длительной выдержке. Лет через двадцать вы можете оказаться богатым человеком. Но будет ли через двадцать лет платёжеспособный спрос?

Наиболее доходными являются инвестиции в винные фьючерсы, но они же — и наиболее рискованные. Опираясь на прогнозы, вы вкладываете деньги в вино, которое пока ещё находится в бочках и которое вы получите только через два с половиной года.

** Вина с устоявшейся инвестиционной репутацией.

*** Система дегустаций и торги, которые проводятся весной следующего после урожая года, когда вино ещё находится в бочках. По сути это фьючерсные торги.

library

Какого качества будет это вино? Оправдает ли оно прогнозы и ваши инвестиции? Риск винных инвестиций усиливается субъективным фактором — мнением винных экспертов. Особенно влиятелен Роберт Паркер. Активность фьючерсной кампании и дальнейший рост цен очень сильно зависят от его оценок. Многие доверяют им безоговорочно. Но вот лишь один пример. Объявленный великим 2005 год не был одинаково удачным для всех регионов Бордо. В результате большинство рекомендованных Паркером вин, за исключением первой шестёрки, в цене не выросли. Следующий, 2006 год, оказался слабым. На мой взгляд, уже на En Primeur вино было готово к употреблению, поэтому вкладываться в него надо было осторожно, а рассчитывать на длинные инвестиции вообще не приходится. Тем не менее Паркер настаивает на том, что качество некоторых вин не уступает предыдущему великому миллезиму.

В 2007 и 2008 годах наша компания вообще перестала покупать вино «на дозреве». Что бы ни говорили винные эксперты, мы не верим, что у этих миллезимов есть потенциал, на котором можно заработать.

Ну и, наконец, надо помнить, что вино — это живой организм. Из-за неправильного хранения оно может умереть до того, как вы успеете его продать. Этот риск тоже нельзя исключать.

Каков же вывод?

Если вам хочется вложить деньги, можно вложить их и в вино. Но лучше инвестировать в более понятные инструменты. Если же вы упрямо хотите заняться винными инвестициями, стоит для начала понять, зачем вам это. Может быть, вы просто хотите гордиться причастностью к великим и дорогим винам? Тогда проще всего купить бутылку в московском бутике или на аукционе и всем говорить: «Я — винный инвестор». Если же вы хотите добиться финансового успеха, вы должны:

— очень хорошо разбираться в объекте инвестирования и во всём, что с ним связано. Топ-позиции на рынке прочно занимает великая шестёрка — вина с устоявшейся инвестиционной репутацией. Но ведь есть ещё второй эшелон: бордо, бургундия, культовая калифорния, винтажные портвейны и так далее. С другой стороны, есть вина, которые по качеству не уступают великим винам Бордо, имеют не худший потенциал к выдержке и при этом стоят не полторы тысячи евро, а всего лишь сто. Тем не менее правила инвестиций неизменны: никто не будет вкладываться в вино за сто евро. Это вопрос не только качества, но и бренда. Если вы не уверены в своей компетентности, стоит нанять профессионального консультанта;

— позаботиться о правильном хранении вина. Вы можете держать коллекцию в собственном или арендованном погребе — в любом случае это немалые расходы. Если вы купили вино на En Primeur, оно будет храниться у производителя бесплатно до бутилирования, дальше — за деньги. Хранение вина в погребах производителя — идеальный вариант. Считается, что такое вино имеет гарантированное качество. Покупатель всегда интересуется условиями хранения, и хороший негоциант должен рассказать про свою бутылку всё — где и у кого он её приобрёл, какие гарантии имел при покупке, как хранил;

— понимать, что главное — не купить вино, главное — правильно его продать. Ваши инвестиции дадут прибыль только при разумном управлении погребом. Вы должны отслеживать рыночную конъюнктуру и продать вино на пике цен, а полученные средства инвестировать дальше.

Cigar Clan 4'2009. Фото: Борис Кузнецов.

 

 

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.