Его Величество Бордо?
- 03.07.2013 16:00
Знакомые научили, как правильно выбирать вино: бутылка должна быть классической формы, на этикетке должно быть написано сверху Grand Vin de Bordeaux, а ниже — название провинции, в которой именно выращен виноград (например, Margaux). Если написано просто Bordeaux, скорее всего, вино более низкого качества.
LiveJournal
Grand Vin de Bordeaux — «великое вино Бордо», надпись на этикетке, за которой обычно следует название апелласьона. Если вам посчастливилось пить одно из таких вин, я вам завидую.
A Quick guide to understanding, choosing and drinking Wine
Удивительно, насколько легко нас купить на величие. Подходим к полке супермаркета, ищущим взглядом скользим по бутылкам, и первое, что привлекает внимание, — замечательные слова на этикетке — Grand Vin de Bordeaux («Великое вино Бордо»). Скромная цена великого — рублей четыреста — нас не смущает.
Правда, бывают люди любопытные и сомневающиеся. В поисках истины они блуждают в виртуальном пространстве, заходят в блоги знатоков или на винные форумы, где и рождаются такие дискуссии:
— Скажите, а Grand Vin De Bordeaux 2000 года — это хорошо? Мой бывший босс подарил мне бутылку на Рождество и сказал, что это непростое вино, и я должен открыть бутылку только в особом случае.
— Минуточку... Разве Grand Vin De Bordeaux не означает просто «великое вино...»? Это же не может быть названием вина. Посмотрите — там, на этикетке, есть ещё масса французских слов.
— Grand Vin De Bordeaux означает высокий уровень вина. Это то же самое, что «резерва» в США, Австралии, Новой Зеландии и некоторых других странах.
— Слова Grand Vin de Bordeaux хорошо выглядят на этикетке, но можно ли считать эту надпись индикатором высокого качества? Я пока только начинаю разбираться в винах, но мне кажется, что лучше всего о качестве говорит АОС(1). Нужно смотреть на апелласьон. — Тогда зачем они пишут «Великое вино...»? И вообще, что такое «великое вино»?
— Мне семьдесят четыре года, я пробовал многие вина, называемые великими, но действительно великими считаю два. В середине пятидесятых я жил в Стамбуле. Однажды мы пили красное турецкое вино и ели огромный, жёсткий, как подошва, стейк из изрядно пожившей коровы...
Удивительно, но почти философский вопрос о величии вина волнует не только простых смертных из этого виртуального винного сообщества. Если верить Роберту Паркеру(2), Великому и Ужасному, это один из самых спорных вопросов виноделия, хотя, конечно, гуру знает ответ. Великое вино, по Паркеру, должно:
— доставлять не только чувственное, но и интеллектуальное наслаждение;
— нравиться с каждым глотком всё больше и больше и удерживать интерес дегустатора; — раскрывать интенсивные ароматы и вкусы без тяжести;
— демонстрировать уникальную индивидуальность;
— хранить в себе память о месте происхождения, то есть о терруаре;
— подтверждать увлечённость и ответственность винодела;
— улучшаться с годами.
Любопытно, что романтик и истинный ценитель прекрасного победил в Паркере американского прагматика. В определении нет ни слова о том, что великое вино обладает свойством делать деньги. Чтобы иметь большой инвестиционный потенциал, вино, во-первых, должно обладать длинной историей качества и устойчивой динамикой цен — от высоких к очень высоким. Не последнюю роль играет очень хороший, а лучше — великолепный год урожая. Чрезвычайно важны высокие оценки винных критиков по обе стороны Атлантики. И конечно, вино должно жить долго.
Вина Бордо занимают сегодня девяносто процентов винного инвестиционного рынка. Вопрос: есть ли на этикетках вин первой десятки по версии Decanter's wine
investment guide надпись Grand Vin de Bordeaux? Нет. Правда, встречается словосочетание Grand Vin, —таким образом производитель отмечает главное вино хозяйства, если выпускает ещё и второе, а иногда и третье вино.
Так что же всё-таки означает надпись Grand Vin de Bordeaux? В общем, почти ничего.
Помните, у Шекспира в «Двенадцатой ночи» есть замечательная фраза: «Иные родятся великими, иные достигают величия, а иным величие жалуется». Несколько лет назад Межпрофессиональный совет вин Бордо (CIVB) решил, что рядовому потребителю сложно ориентироваться в многочисленных апелласьонах Бордо, да и связать название апелласьона с регионом Бордо — тоже проблема. Вот и решил CIVB упростить жизнь потребителя, а заодно ещё раз продвинуть национальный бренд —Bordeaux. Так появилась рекомендация: с 1 января 2001 года на этикетках бордоских вин в дополнение к указанию апелласьона (Pomerol, Medoc, Saint Emilion, Graves и так далее) ставить надпись Grand Vin de Bordeaux, то есть «Великое вино Бордо».
На самом деле, в бутылке может оказаться как очень посредственное, так и вполне достойное вино. А громкие слова лучше интерпретировать так: это вино происходит из великого и легендарного винодельческого региона Франции — Бордо.
И это будет правдой, ведь, как утверждает Роберт Паркер «для всех очевидно, что Бордо — точка отсчёта для великих вин мира. В Аргентине, Калифорнии, Австралии, Италии или Испании каждый серьёзный производитель всегда сравнивает своё самое хорошее вино с тем, чего добилось Бордо».
1. AOC (Appellation d'Origine Controlee) — наименование, контролируемое по происхождению. Вино категории АОС производится на чётко ограниченной территории (апелласьоне) и только из разрешённых для этой территории сортов винограда. Также регламентируются урожайность и методы культивирования винограда, способ производства и крепость вина. Таким образом, система AOC гарантирует потребителю определённое качество вина.
2. Роберт Паркер — пожалуй, самый влиятельный винный критик. Time назвал его человеком с совершенной носоглоткой, а его дегустационные заметки — безупречными. Американцы вообще считают, что никто не будет покупать вино, не «посоветовавшись» с Робертом Паркером. Он разработал стобалльную систему оценки качества вина и вот уже более двадцати лет рейтингует вина в соответствии с этой системой. Виноделы дожидаются оценок Паркера, чтобы установить цены на вино нового урожая. Коллеги Паркера по другую сторону Атлантики подчас относятся к его оценкам критически. В последнее время его всё чаще называют диктатором и даже тираном, навязывающим своё мнение и виноделам, и потребителям. Появился даже термин «паркеризация» виноделия — производство вина в соответствии со вкусами Паркера. Роберт Паркер —автор бестселлеров и многочисленных книг о вине, издаёт журнал The Wine Advocat. Имеет множество наград, в том числе две высшие государственные награды Франции.
Cigar Clan 3'2008. Марина Разрёнова