Феликс Баумгартнер. Запускающий спутники.
- 05.03.2011 15:29
В ответ на запрос «Феликс Баумгартнер» интернет-поисковики выдают десятки ссылок на информацию о захватывающих дух свершениях знаменитого австрийского скайдайвера, любящего на досуге рискнуть жизнью ради очередной адреналиновой сверхдозы и публичного восхищения. Но если запастись терпением и как следует покопаться в сетевых архивах, то выяснится, что у небесного сорвиголовы есть полный тезка, не менее популярный в определенных кругах виртуоз своего дела. Тот Баумгартнер, о котором мы хотим вам рассказать, отродясь не брал парашюта в руки и ужасно боится высоты, однако его также можно с полным правом назвать законченным экстремалом. Экстремалом часового искусства.
Сам себе голова
Феликс Баумгартнер родился в 1975 году в швейцарском Шаффхаузене, в семье потомственного часовщика. Он и его старший брат Томас – уже четвертое поколение Баумгартнеров, посвятивших свои жизни служению Хроносу. Вернее, третье с половиной: прадед братьев все-таки был не часовых дел мастером, а офисным работником мануфактуры, имевшим дело только с бумагами. В один прекрасный день глава семейства объявил о том, что ему категорически опротивели безликие современные хронометры и что он прекращает торговать ими и отныне посвящает себя исключительно благородной старине. Это пошло только на пользу подраставшей смене: с ранних лет Феликс был окружен антикварными часами всех типов и размеров и обожал наблюдать, как отец возвращает к жизни хитроумные красивые механизмы. По достижении шестнадцатилетнего возраста юноша поступил в престижную часовую школу в Солотурне, а четыре года спустя, став дипломированным специалистом, сразу же уехал в Женеву шлифовать приобретенные навыки. Он имел недоступную многим выпускникам возможность набраться опыта в отцовской мастерской, но предпочел сразу же обозначить свою обособленность от чужих – в том числе родственных – протекций и советов. С тех пор независимость превратилась в определяющую характеристику его головокружительной карьеры.
Женевская одиссея Феликса началась с газетного объявления знаменитого кабинотье Свена Андерсена о поиске молодых талантов: «Если вы хотите быть независимыми, самое время сделать это!» Конечно, он хотел! Поэтому и отправился на собеседование с одним из основателей Академии Независимых (а каких же еще?) Часовщиков (AHCI). В конце беседы Андерсен попросил Баумгартнера оставить резюме, которого, однако у молодого человека не оказалось. Тогда мэтр записал имя и телефон претендента на маленьком клочке бумаги и положил его на внушительную стопку подробных, написанных по науке резюме. Удивительно, но бумажка не затерялась в царившем на столе Андерсена творческом беспорядке, и уже через две недели Феликс получил доступ к святая святых Академии, где и провел последующие два с половиной года, постигая премудрости престижного ремесла. Свой путь новичок начал с... изготовления движущихся частей фигурок из эротических циферблатных сцен (известная серия Андерсена, по сей день пользующаяся изрядной популярностью). Постепенно фривольная тематика сменилась углубленным изучением современной и антикварной механики, и к концу срока стажировки Баумгартнер уже обладал достаточными теоретическими и практическими знаниями, чтобы приступить к созданию собственного механизма. Так в 1997 году родился первый эскиз модели UR-101.
Вообще, о своей марке Феликс впервые обмолвился еще в 1995 году в разговоре с Томасом – но тогда братья обсуждали эту тему скорее в шутку. На этот же раз все было более чем серьезно. Выбор был сделан в пользу минималистских часов как антитезы сложным хронометрам с огромным числом стрелок и указателей, в которых трудно сориентироваться с первого взгляда. Вряд ли кто тогда предполагал, во что в итоге выльется этот самый «минимализм»...
Король сложной простоты
«Путешествующий час», или, как его еще называют, «спутниковая» индикация, был впервые использован в каретных часах Папы Римского Александра XII. По заказу духовника их построили в 1656 году римские мастера братья Кампанусы (Кампани), использовавшие вместо часовой стрелки (минутной стрелки тогда еще не придумали) и разделенного на двенадцать долей циферблата изогнутую прорезь в верхней части корпуса, по которой передвигались указатели «спутники» с цифрами. Время, за которое каждый указатель проходил от крайней левой границы прорези до крайней правой, равнялось приблизительно шестидесяти минутам. Более точно ориентироваться в минутах Папе помогали четыре вспомогательные метки. Позднее «спутниками» «баловался» сам Абрахам Луи Бреге и некоторые менее известные швейцарские и французские мастера, а в наше время этот принцип использовала Audemars Piguet в моделях Starwheel и Starwheel Millenary 1991 и 2000 годов выпуска соответственно. Баумгартнеры усовершенствовали и творчески переработали идею Кампанусов и при помощи профессионального дизайнера и часового коллекционера Мартина Фрая построили авторский опытный экземпляр за номером 1. В том же 1997 году троица объединилась под брендом Urwerk с уставным капиталом около 20 тысяч швейцарских франков (16 тысяч долларов США). Название Urwerk было образовано из двух слов: Ur и Werk. Ур – древний шумерский город, жители которого оставили после себя таинственные обелиски-гномоны, а Werk переводится с немецкого как «работа», «труд». Таким образом, Баумгартнеры и Фрай обозначили свою связь с тысячелетними традициями хронометрии и провозгласили курс на их творческое развитие с применением современных технологий. Компания решила доказать миру, что высокое часовое искусство заключается не только в пафосных турбийонах и минутных репетирах с перпетюэлями, но прежде всего в своеобразии взгляда на привычные функции. К счастью, Феликс смог всецело посвятить себя фамильному проекту, так как к тому времени работал на Vacheron Constantin лишь одну неделю в месяц, получая ровно столько, сколько нужно было на оплату аренды квартиры и месячный продуктовый набор холостяка.
Вскоре крестный отец Баумгартнера Свен Андерсен, обеспокоенный малым притоком молодой крови в AHCI, взял шефство над Urwerk, предоставив Феликсу как кандидату в члены Академии место на стенде AHCI на выставке в Базеле. В 1997-м прототипы суперлаконичных (ни циферблатов, ни стрелок) UR-101 и UR-102 стали предметами бурных дискуссий в часовых медиа и обозначили новое направление в развитии оригинальной хроноинженерии. Из-за сходства корпуса 101 с космическим кораблем Хана Соло из «Звездных войн» дебютное творение Urwerk было прозвано Millenium Falcon, а UR-102, не мудрствуя лукаво, окрестили просто Sputnik. За неделю выставки был продан всего один экземпляр Urwerk, но частое упоминание в прессе и громкое негодование со стороны сторонников традиционного хронометрического дизайна сделали хорошую рекламу дерзким неофитам haute horlogerie, и уже через год они вернулись в Базель мировыми знаменитостями. В 1998 году им удалось продать две золотых UR-101 и аж восемь стальных UR-102. Каждую продажу партнеры воспринимали как триумф и с размахом отмечали. Но вскоре сил на празднования стало не хватать: со следующего года объемы продаж неизменно удваивались...
В 2001 году Urwerk сделал двести часов для бренда Goldpfeil, объединившего работы мастеров AHCI, и отныне Феликс мог с полным правом считать себя избранным – и независимым! – членом часового сообщества.
2003 год стал судьбоносным для Urwerk. Томас окончательно отошел от дел, предоставив Феликсу право единолично отвечать за техническую часть проекта. На Baselworld была представлена новая модель UR-103, заменившая и Millenium Falcon, и Sputnik. Она имела два кардинальных отличия от своих предшественниц: во-первых, минутную апертуру в нижней части корпуса, позволявшую считывать информацию, не поворачивая запястья, а во-вторых, крестообразный видимый указатель часа. Также в «сто третьей» впервые была представлена «приборная доска управления» в виде расположенных с обратной стороны корпуса малого секундного и пятнадцатиминутного счетчиков, указателя запаса хода и винта регулировки хода. Образно мыслящие натуры сравнивали UR-103 опять-таки со звездолетом, но, видимо, для трех «летающих объектов» в «ангаре» Urwerk места уже не хватало, и UR-103 нарекли неофициальным именем Targa – по названию легкого щита для рыцарских поединков. Благодаря более открытому по сравнению с предшественницами циферблату Targa предлагает своему владельцу не «точечный», но «панорамный» взгляд на время. Она показывает не только настоящее, но и недавнее прошлое (указатель прошлого часа уходит за левую границу фигурного циферблатного стекла), и ближайшее будущее (указатель следующего часа появляется справа).
Помимо лимитированных серий в белом и розовом золоте и платине, за два года было построено четыре уникальных экземпляра «сто третьей» – 103 Eagle (с российским двуглавым орлом на корпусе), 103 Dragon (с драконом), 103 Engraved (с хaмсой – еврейским символом в виде ладони, защищающим от дурного глаза; сделан специально для российского олигарха Виктора Вексельберга) и 103 Junkers (с эмблемой немецкого авиапроизводителя).
Пятый среди первых
UR-103 сослужила Феликсу отличную службу, став мостиком между миром вольных «академиков» и заповедником топовых часовых брендов. Очень скоро в дверь дома Баумгартнера постучали гонцы из Harry Winston Rare Timepieces...
В 2001 году Harry Winston объявила о старте уникального проекта Opus, основанного на партнерстве с ведущими независимыми кабинотье современности – то есть, фактически, с наиболее яркими представителями AHCI. Первым плодом сотрудничества ювелиров и «академиков» стала модель Opus I Франсуа Поля Журна. За ним с годовыми интервалами последовали Opus II Антуана Прециузо, Opus III Вьянни Халтера (самое неудачное в конструктивном плане творение, до сих пор находящееся в стадии доводки) и Opus IV Кристофа Кларе. Попасть в такую компанию мечтает каждый часовщик – будь он хоть трижды мозговым центром Patek Philippe, –но удается это лишь единицам, избранным из избранных. Это к тому, чтобы читатель понял, насколько судьба была благосклонна к тридцатилетнему шафхаузенцу.
Чем завершилось знакомство Феликса с главой HW Максимилианом Бюссером, всем хорошо известно. Построив свой «Опус», Баумгартнер решил, казалось бы, невыполнимую задачу – создать нечто такое, чего доселе не существовало в «опусной» линейке, самой, к слову, разнообразной, оригинальной и креативно безумной часовой серии мира. От Urwerk модель получила узнаваемые «спутниковые» указатели, а от Harry Winston – ретроградную минутную стрелку и не менее узнаваемый дизайн ушек крепления ремешка. Как и в UR-103, здесь имеется своя «приборная доска» на задней крышке, по которой можно узнавать время суток, остаток запаса хода и, что самое любопытное, сколько осталось до очередного ТО (пятилетний счетчик). В течение работы над «Опусом» Баумгартнеру неоднократно приходилось слышать дежурное заклинание скептиков: «Это невозможно». Но он сумел преодолеть все трудности и закончить самую важную на данный момент своей жизни работу. Сложносочиненная «спутниковая» система Opus V представляет собой трехлучевую стрелку, каждый луч которой выполнен в виде вращающегося куба с нанесенными на грани четырьмя цифрами (1-4-7-10, 2-5-8-11 и 3-6-9-12). Двигающийся по минутной шкале «спутник» «цепляет» ретроградную стрелку-наконечник и тянет ее за собой до конечной метки 60, после чего стрелка «отцепляется» и прыжком возвращается в начальное положение, где соединяется со следующим «спутником». «Отработавший» куб совершает поворот на девяносто градусов, чтобы вернуться уже со следующей часовой цифрой на лицевой грани. Откровенно говоря, взаимодействия функциональных частей механизма гораздо легче понять визуально, нежели из устного либо письменного описания...
Многие детали чудо-часов изготовлены из ARCAP P40 – особо прочного медно-никелевого сплава, устойчивого к влаге и перепадам температур. Благодаря этим свойствам механизм из аркапа отличается повышенной точностью и долговечностью, так что облеченная в футуристическую дизайнерскую форму хитроумная конструкция обладает также высокими потребительскими свойствами. Opus V задумывалась Бюссером как «лебединая песня» легендарной коллекции, и поэтому, несмотря на отсутствие в ней элитных усложнений, она вышла самой необычной, самой яркой и самой тиражной (100 экземпляров в розовом золоте и платине). Но – Бюссер покинул свой пост, а пришедший вместо него Хамди Шатти заказал творческому тандему Стефену Форси и Роберу Гребелю очередной, шестой «Опус», получившийся, к сожалению, довольно аляповатым – особенно на фоне своего мощного предшественника. Однако это уже совсем другая история...
«Молот Хроноса»
В прошлом году Баумгартнер и Фрай представили новую фантазию на «спутниковую» тему, в которой были объединены все самые удачные «фишки» предыдущих серий Urwerk и, конечно же, Opus V. Из-за некоторого сходства рубленых форм корпуса с очертаниями молотка она получила прозвище Hammerhead. У UR-201 три вращающихся «спутниковых» указателя с выдвижными телескопическими стрелками. Также на циферблате впервые появились дополнительные счетчики: запаса хода и времени суток. На задней «контрольной панели» обосновались пятилетний указатель смены масла, регулировочный винт хода и – внимание! – первый в мире часовой одометр, показывающий общее время «пробега» механизма по столетней линейной шкале! Помимо «обычных» золотых серий в плане значится также выпуск десяти экземпляров 201 Pt (в платине) и столько же штук 201 Pt Black (в платине с черным PE-CVD покрытием).
«Двухсотая» линейка появилась после еще одного значимого, но, увы, печального события. Пару лет назад Феликс сильно разбился на мотоцикле и несколько дней пролежал в коме со множественными травмами и переломами. После госпиталя автор Opus V еще долго разрабатывал частично обездвиженную руку, чтобы поскорее вернуться к любимому делу, и, к счастью, все обошлось без тяжелых последствий. Такой биографический факт, вероятно, добавил бы авторитета рисковому тезке Баумгартнера, но в Urwerk о нем не любят вспоминать. Было и прошло. Сегодня у Феликса все хорошо: он полон энергии, идей и – любви. Помимо Urwerk у него есть любимая женщина Изабель и маленькая дочка Селеста. И вся жизнь впереди.
Александр Гвоздев.