Независимое королевство
- 22.09.2011 17:01
Наверное, с каждым из наc случается время от времени такое томление: страсть как хочется отправиться куда-нибудь на пару-тройку дней, а определить предмет хотения решительно невозможно. Что-нибудь эдакое, думаем мы, чтобы интересно, необычно, не избито, чтобы лететь не на другой конец света, чтобы поменьше соотечественников, ну и конечно, вкусно поесть, ну и снова чтобы необычно...
В общем, друзья мои, в следующий раз, когда почувствуете свербение в travel-зоне, вам точно в Марракеш. Несколько часов полёта, и вы в другом мире — мире сильнейших ароматов, ярчайших красок, кускуса, мятного чая (избегайте передозировки), восточных сладостей, а также пальм, бесконечно цветущих апельсиновых деревьев и, конечно, горячего солнца в диапазоне от «нежно-ласкающего» до «испепеляющего всё живое» — в зависимости от сезона. «Жемчужина, перекинутая Аллахом через гору Атлас» — так сами марокканцы говорят о Мракеше (именно так они произносят, без первой «а») — «красном городе». Это удивительное место — город всех возможных оттенков охры, зависший между мёртвой пустыней и белоснежными горами, наполненный благоухающими садами и окружённый абсолютно голой, сожжённой палящим солнцем коричневой землёй...
Марракеш — имперский город, древняя столица страны. Имперские корни ощущаются здесь и по сей день, несмотря на то, что город вот уже несколько столетий как перестал быть столицей государства и теперь не более чем центр берберской провинции. Однако он так и остался городом из сказки — средоточием садов и дворцов у подножия Атласских гор. Здесь, на земле берберов, оставили свои следы многие народы — от финикийцев и римлян до вездесущих испанцев. За установление влияния в этом регионе боролись англичане, французы, немцы и испанцы, но Франция владела большей частью Марокко и, соответственно, оказала существенное влияние на формирование нынешнего облика страны. Первый французский наместник, маршал Луате, с уважением относился к культурным традициям Марокко. Он не стал разрушать и перестраивать существующие города, а просто построил новые — французского типа. Французы оставили нетронутыми старинные медины с их шумными базарами, узкими улочками, городскими домами с внутренними двориками — традиционными риадами.
В 1956 году королевство Марокко получило независимость, и сегодня Марокко управляет король Мохаммед IV, который одновременно является главой государства и «пастырем верующих». Марракеш, уже в первой половине ХХ века ставший излюбленным местом отдыха французской богемы и европейских политиков, и вовсе превратился в престижный город-курорт. Сегодня он — на пике популярности. В роскошном дворце Ксар Шар-Бах отдыхает Джулия Робертс, на вилле Тэйлор Рита Хэйуорт и Али Хан проводят свой медовый месяц... Хит сезона — снимать в Марракеше на уик-энд дары — традиционные дома, которыми по большей части владеют европейцы. Каждое утро, как и сто, и тысячу лет назад, Марракеш просыпается под пение муэдзинов, доносящееся с многочисленных минаретов. В том числе с семидесятисемиметровой высоты башни мечети Кутубиа, символа города.
Построил её девять веков назад султан Абд аль-Мумин на месте каменного дворца своего предшественника. Когда построили первую Кутубию, оказалось, что она неправильно ориентирована на Мекку. Поэтому её архитектора убили, мечеть разрушили и воздвигли на её месте «правильную», которая стоит и по сей день. Остатки первой Кутубии сейчас аккуратно раскопали, и они являются археологической достопримечательностью, которую могут посмотреть все желающие. Кутубия — означает «книжная»: когда-то рядом с ней располагался рынок манускриптов. Минарет Кутубии венчают четыре золотых шара. Астрологи того времени утверждали, что шары удерживаются на месте только благодаря влиянию планет. Об этих шарах ходила легенда, сыгравшая Марракешу плохую службу.
Поговаривали, что одна из жён султана отдала для их изготовления все свои золотые украшения. Долгие века городу приходилось отражать нападения различных разбойников — охотников за золотыми шарами. Эту достопримечательность больше всего фотографируют, и, пожалуй, это единственная фотография, за которую не требуют денег местные «предприниматели». Рядом с Кутубией разбит прекрасный сад, потрясающе тихий и умиротворяющий, с апельсиновыми деревьями, фонтанами и цветущими розами, из тех, в которых можно находиться бесконечно.
Ещё один замечательный сад — Мажорель, названный по имени его создателя художника Жака Мажореля, приехавшего в Марракеш в 1919 году. Мажорель построил виллу и разбил вокруг неё сад своей мечты. Долгие годы после смерти художника сад находился в запустении. До тех пор, пока его не восстановил Ив Сен Лоран. Это мистическое место стало для него источником вдохновения, а после смерти — последним приютом. Но, конечно же, несмотря на обилие садов, дворцов, вилл и полей для гольфа, главный магнит Марракеша — средневековая медина, старый город, окружённый десятикилометровой охристой стеной. Медина Марракеша построена по радиальному принципу, то есть от центральной площади во все стороны расходятся лучами улицы. Улицы эти отнюдь не прямые, они изгибаются, ветвятся, изламываются коленцами, образуя настоящий лабиринт, битком набитый людьми, мопедами, телегами и изделиями самых разнообразных ремесленников — от керамики до ковров. Ориентироваться в медине крайне сложно.
Надеяться на помощь местных жителей — бесполезно. Практически никто из них не знает английского. На каждом перекрёстке вы слышите один и тот же вопрос: What are you looking for? Но вступать в какой-либо диалог бессмысленно (если только вы не владеете берберским, арабским или французским), так как на любой вопрос они отвечают: Big Square — и куда-то уверенно показывают. Big Square — это сердце медины, площадь Джама-аль-Фна. Это невероятный, феерический, вечный праздник жизни: тысячи людей, гадателей, продавцов, факиров, магов, жуликов, заклинателей змей, попрошаек. Вечером её бесконечные торговые ряды освещаются тысячами лампочек, превращая площадь в один гигантский костёр, горящий в ночи.
Сходство с костром добавляет ещё и дым от сотен мангалов и котлов, поднимающийся над рядами. Здесь жарят шашлык, варят улиток, готовят тажины. По всей площади — длинные узкие столы, за которыми едят тысячи людей. И со всех сторон — зазывалы, нахваливающие на разных языках яства, размахивающие перед туристами меню, предлагающие накормить вас лучше всех. Это, без сомнения, аттракцион для туристов, но чем больше вы проводите здесь времени, тем сильнее вас преследует ощущение, что это не город прогибается под поток туристов, становясь балаганным, теряя аутентичность, а туристы растворяются в нём, как кусок сахара в воде, ничуть не меняя дух этого места…
Возрождённый La Mamounia олицетворяет и прошлое, и будущее Марокко, и ни один визит в Марракеш не может обойтись без посещения этого легендарного отеля. Отель La Mamounia, впервые открывший свои двери в 1924 году, является одной из знаковых достопримечательностей Маррако.
Здесь, как нигде больше, в тени апельсиновых деревьев старинного сада и в окружении элегантных интерьеров можно почувствовать настоящий царственный образ Марокко. Расположенный в историческом центре королевского города, в пяти минутах от площади Jemaa El Fna, посреди роскошного парка, раскинувшегося на трёх с половиной гектарах, отель был и остаётся местом притяжения знаменитостей со всего мира. Сэр Уинстон Черчилль, в честь которого назван один из баров, Шарль де Голль, Чарли Чаплин, Кирк Дуглас, Николь Кидман, Сильвестр Сталлоне, Ричард Гир, Сьюзан Сарандон, Том Круз, Шэрон Стоун, Жан-Поль Бельмондо, Катрин Денёв, Ален Делон, Орнелла Мутти, Софи Марсо — список звёздных гостей можно продолжать до бесконечности.
La Mamounia считался образцом истинно восточного, и особенно марокканского искусства. В 80-х годах прошлого столетия отель был значительно переделан: восточные мотивы были частично заменены эклектичными формами ар-деко.
Такая метаморфоза несколько удивила поклонников La Mamounia, но отнюдь не сказалась на популярности отеля. В 2006 году отель закрыли на реновацию, проект которой был поручен Жаку Гарсия. Культовый декоратор по крупицам воссоздал образ великолепного арабского дворца прошлых столетий. Практически все детали интерьера — мозаика, ажурная резьба по дереву и камню, инкрустации — это кропотливая ручная работа местных мастеров. Здесь всё пропитано духом сказок «1000 и одной ночи».
В возрождённом отеле сто тридцать шесть великолепных номеров, семьдесят один сьют, семь из которых (signature suites) представляют высшую категорию с индивидуальными интерьерами, три виллы (Riads) площадью 700 кв. м, к которым проложены подземные тоннели для обслуживающего персонала, дабы не беспокоить гостей, прогуливающихся по парку или отдыхающих у бассейна. Соотношение количества персонала к количеству гостей говорит само за себя — 4:1.
Наталья Рыжкова