Каменные Сады
- 21.08.2014 16:36
Уже прошли те времена, когда заветное слово «Гоа» было на устах у самых передовых искателей приключений, а имя штата произносилось с придыханием (и по секрету!) любителями экзотики со всего мира. Безусловно, широкие, пусть и слегка «засиженные туристами» пляжи и сейчас пользуются популярностью у путешественников. Но – увы и ах – давно растеряли то, что принято называть туманным словом «атмосфера». А тем временем не так далеко от гоанского побережья, на территории южноиндийского штата Карнатака, расположены величественные руины древнего города Хампи – настоящий археологический музей под открытым небом.
И пусть для его посещения придётся на время оторваться от безмятежного курортного ничегонеделанья – поверьте, игра стоит свеч, а увиденное воздаст сторицей за все тяготы пути. Как правило, уставшие от отдыха курортники приезжают в Хампи на небольшую экскурсию. Но часто – и совершенно неожиданно для самих себя – остаются здесь на несколько дней.
Чудо природы
Трудно сказать, что именно в Хампи впечатляет больше всего – руины старинных храмов, разбросанные на территории двадцать пять квадратных километров, или диковинный ландшафт, один из самых необычных в Индии. Местные пейзажи, будто срисованные со страниц фэнтези-романа о героях и богах, представляют собой холмы, горы и долины из гигантских гранитных валунов цвета охры. Миллионы лет непрерывного воздействия испепеляющей жары, настойчивого ветра и проливных дождей оставили «место под солнцем» лишь твёрдым скальным породам. Скульптором выступила матьприрода, а эрозия придала валунам самые причудливые формы, словно обработав их пескоструйным аппаратом. Так и возникла такая затейливая топография – словно из котомки какого-то великана просыпалась горсть гладких «камешков».
В вопросе о возникновении феноменальных ландшафтов Хампи нет недостатка и в мистических версиях. Например, одна легенда гласит, что давным-давно тут располагалось царство приматов Кишкинда, и именно в здешних долинах и происходили некоторые сцены, позже описанные в знаменитом индийском эпосе «Рамаяна». В одной из них два могущественных обезьяньих принца, Вали и Сугрива, на протяжении долгого времени бились за трон. И глыбами, которые сегодня здесь можно увидеть повсюду, они бросались друг в друга во время сражений.
«Город славы»
Но богу – богово, обезьяне – обезьянье, а кесарю – кесарево. В XIV веке в окружении этих каменистых ландшафтов и изумрудных рисовых террас индуистские владыки Виджаянагара возвели столицу своей империи, назвав её «Город славы». Его население составляло около полумиллиона человек. Они контролировали торговлю пряностями, специями и хлопком в южной Индии – на бурлящих и космополитичных городских базарах можно было встретить торговцев со всего мира.
Импозантные дворцы, изящные гражданские постройки, утончённые храмы, подземные хранилища, церемониальные площади, галереи рыночных эспланад и питаемые акведуками искусственные озёра занимали весьма обширную территорию. И пускай до наших дней в целости и сохранности дошло не так много построек – даже то, что осталось, ошеломляет своими масштабами, безупречной планировкой и мастерским стилем – неслучайно ЮНЕСКО взяло Хампи, некогда самый богатый город Индии, под свою опеку. Естественные каменные стены превращали его в природную крепость и одновременно служили идеальным строительным материалом – готовыми «к употреблению» гранитными блоками всевозможных форм и размеров. Причём местные зодчие и каменотёсы быстро научились искусно имитировать природную эрозию для их получения – для этого им были необходимы лишь самые рудиментарные железные орудия, деревянные колышки и вода. Ну и конечно, время и усердие, однако уж этого добра им было не занимать.
Во многом благодаря обилию и лёгкой доступности этих гигантских валунов архитектура Хампи и достигла такого художественного расцвета. Из гранита здесь создавались основания, стены и крыши зданий, колонны, барельефы и, конечно, великолепные изваяния индуистских божеств. И какие изваяния! Тут можно найти всевозможные воплощения Рамы, Ханумана (бога обезьян), Ганеши (сына Шивы со слоновьей головой), Кришны и апсар – небесных танцовщиц. К сожалению, с завоеванием Виджаянагары мусульманами, которые в течение шести месяцев методично разрушали храмы и изваяния, некоторые статуи потеряли какие-то части своего облика – как известно, ислам не приемлет идолопоклонства и строго-настрого запрещает изображение живых существ.
Цивилизация в камне
Несмотря ни на что и сегодня в Хампи сохранилось невероятное количество различных архитектурных памятников – более чем пять сотен! – осмотреть их все не представляется возможным, да и вряд ли в этом есть нужда. Самые зрелищные и интересные достопримечательности расположены рядом с городским базаром, в конце которого возвышается гигантский храм Вирупакши. Это действующее святилище посвящено одному из воплощений бога Шивы, благодаря чему Хампи и в наши дни является одним из важнейших религиозных центров Южной Индии. Вирупакша – старейший и крупнейший из храмов Виджаянагары, изобилующий внутренними двориками с изваяниями, залами для подношений, лингамами (фаллическими символами плодородия) и алтарями, а его главная башня возвышается на высоту 50 метров над землёй.
Непременно стоит посетить и укреплённый сераль Зенана – резиденцию женской части правителей империи. В центре защищённого мощными стенами гарема расположен изящный павильон «Лотосовый дворец» с изображениями этого символизирующего свежесть и чистоту цветка – в прошлом любимое место прогулок царственных «газелеоких и луноликих». К ним примыкает ещё более экзотическая постройка – увенчанные одиннадцатью куполами разной формы и стиля стойла для слонов. Их можно окинуть взглядом с одной из сторожевых башен, немного «позолотив» ручку её кастеляну и, в идеале, захватив с собой один из прохладных кокосов, которые предлагаются у «Лотосового дворца».
Но даже среди прекрасных храмов Хампи особняком держится дворец Виттала – настоящий шедевр и, пожалуй, вершина архитектурного стиля Виджаянагара, посвящённый такому важному для Индии воплощению бога Вишны, как «хранитель стад». При входе в это сооружение можно увидеть внушительную гранитную колесницу, высеченную из цельных камней и богатую на мельчайшие элементы и детали – невероятно, но все её четыре каменных колеса до сих пор могут вращаться! В целом же Виттала состоит из нескольких павильонов со сторожевыми башнями, в каждом из которых есть так называемые музыкальные колонны – при лёгком ударе они издают тонкий мелодичный звук.
Кстати, с недавних пор в Хампи можно остановиться и в тематическом отеле среди булыжников, лучше всего воплощающем здешний «гений места». Из номеров и коттеджей этой гостиницы (некоторые из них выглядят как гранитная глыба) открываются виды на священную реку Тунгабхадра, фигурирующую в эпосе «Рамаяна». Также при отеле работают лучший в окрестностях ресторан, где подают преимущественно блюда южноиндийской кухни, и выдолбленный в скале бассейн. Прошло всего три столетия, и некогда могущественная индуистская империя Виджаянагара развалилась на части, а потом и вовсе канула в Лету. Но источающие древность, полёт фантазии и невероятное мастерство своих создателей руины по-прежнему служат напоминанием о её славном «Золотом веке». Ведь не зря местная пословица гласит, что если бы мечты можно было высечь в камне, то их назвали бы «Хампи».
Cigar Clan 2'2014. Текст и фото: Иван Васин