Звезды не гаснут
- 06.02.2014 14:06
Отдавая должное автомобилям внуков – технически совершенным, изящным и роскошным, мощным и напичканным хитрой электроникой, пожилые миллионеры со вздохом вспоминают почти забытые теперь французские машины полувековой давности.
Монсеньор Facel Vega
И чего не хватало Жану Даниносу, 45-летнему удачливому бизнесмену, владельцу солидного предприятия? Его фирма с трудно воспринимаемым для русского уха названием Forge et Atliers de Construction d'Eure et de Loire (Литейные и механические мастерские департамента Эр-а-Луар, сокращенно – более благозвучно – Facel) c 1939 года делала различные металлоизделия, сотрудничала с авиазаводами. Во время войны на предприятии устанавливали на грузовики газогенераторы – устройства для езды на древесных чурках. Не ввязываясь в военное производство, а посему благополучно избежав обвинения в коллаборационизме, Данинос после войны наладил выпуск кузовов для автомобильных фирм Panhard, Ford France, Simca. С автомобильной промышленностью бизнесмен был связан и раньше – в молодости он работал на фирме Citroёn.
Прибыльный бизнес давал возможность для души заняться эксклюзивными автомобилями, к которым Данинос питал большую слабость. Совместно с именитым итальянским кузовным ателье Pininfarina Facel в небольших количествах строила заказные кузова на базе Bentley Continental.
И все-таки Жану Даниносу этого было мало. Он хотел разделить свою страсть к комфортабельным и одновременно быстрым автомобилям с поклонниками таких же машин. Кстати, во Франции в те годы подобных не строили. Дело было не только в падении спроса. После войны правительство ввело запретительный налог на моторы рабочим объемом более 2,8 л. Знаменитые в 1930-е марки Bugatti, Delahaye, Delage теперь были достоянием истории. Данинос решил вернуть былую славу французскому автомобилестроению, а заодно (чего греха таить) и увековечить свое имя в автомобильной истории. Ему это удалось. До самой смерти Даниноса в 2001-м поклонники его автомобилей величали Жана Монсеньор Facel Vega.
Фабрика звезд
В 1952-м был готов первый прототип, а дебют марки Facel Vega (Данинос добавил к названию своего завода звучное звездное имя) состоялся осенью 1954-го на автосалоне в Париже. Просторное купе с отделкой из дорогой кожи и дерева произвело на публику впечатление. Конечно, знатоки автомобильного дизайна углядели в стилистике кузова черты заокеанских машин, «мерседесовские» мотивы. Но в целом автомобиль, выглядевший внушительно и одновременно изящно, трудно было спутать с машинами иных марок. Под просторным кузовом скрывалась американская «начинка» – мощный мотор V 8 Chrysler и автоматическая коробка передач. Учитывая массовое производство, американские агрегаты стоили относительно недорого. На заказ предлагали французскую механическую коробку завода Pont-a-Mousson. На автосалоне стенд восходящей французской звезды посетил президент Шарль де Голль – они обменялись со счастливым Даниносом рукопожатиями и любезностями. Но главное – покупатели приняли машину на ура. И это несмотря на то, что Facel Vega стоила дороже престижнейшего, правда, более архаичного внешне и тихоходного Rolls-Royce Silver Dawn. С сентября, когда закрылась выставка, и до конца года было продано уже 46 машин.
Одна из последних моделей – Facel III с 1,8-литровым двигателем Volvo мощностью 108 л.с.
Наверное, в успехе затеянного Жаном Даниносом дела был вклад и его брата Пьера, в ту пору модного журналиста и писателя, «своего» человека в кругах парижской богемы. Он стал одним из первых покупателей Facel Vega. А вскоре в главный офис фирмы в престижном районе – на авеню Георга V – стали заходить известные предприниматели, звезды эстрады, кино, искусства.
Барабанщик The Beatles Ринго Стар в Facel Vega. Для британских клиентов фирма делала машины с правым рулем
Facel Vega купили режиссер Франсуа Трюффо и художник Пабло Пикассо, барабанщик «Биттлз» Ринго Стар, актер и певец Ив Монтан. Машину высоко оценили и профессионалы – гонщики Стирлинг Мосс и Морис Трентиньян. Последний, кстати, – дядя знаменитого актера Жана Луи. Facel Vega совсем не случайно привлекала профессионалов, знавших толк в скоростных автомобилях. Автомобили Даниноса были не только комфортабельны и роскошны, но и чрезвычайно быстры. Это подтвердили тесты самых популярных в мире автомобильных журналов, которые не единожды печатали фото новых французских машин на своих обложках. В декабре 1956-го Road&Track опубликовал результаты замеров: Facel Vega достигала скорости 195 км/ч, а до 100 км/ч разгонялась менее чем за 10 секунд. Версия НК 500 1959 года с 6,3литровым мотором (в 19581959 годах эту модель выпускали с двигателем объемом 5,9 л) достигла 227 км/ч. И наконец, рекордсменом стала Facel II с максимальной скоростью 242 км/ч. Немного в ту пору было столь динамичных серийных машин. По этому показателю французские автомобили конкурировали даже с именитыми итальянскими Ferrari и Maserati.
Помимо постоянно совершенствуемых купе в производство запустили величественный четырехдверный Facel Vega Excellence. Седан отличали распашные двери (задняя открывалась назад – в те годы такими делали самые престижные лимузины) и отсутствие средней стойки. Жесткость кузова была не слишком высока, зато выглядел автомобиль очень эффектно. На Excellence стоял 360-сильный двигатель V 8.
Facel Vega HK 500 выпускали с 1958 по 1961 год с моторами мощностью 335 и 360 л.с. Эту модель особенно любили профессиональные гонщики, в частности Стирлинг Мосс и Морис Трентиньян
Звездная болезнь
Дела фирмы шли прекрасно. Помимо Франции, машины хорошо продавались в Британии, Швейцарии и даже в США, где хватало своих шикарных и мощных машин. Но Facel Vega была не только дорогим престижным автомобилем. Купить французскую машину значило вступить в некое братство не просто богатых и знаменитых, но истинных ценителей прекрасного – утонченных эстетов и интеллектуалов. Данинос почувствовал себя победителем и решил побороться за успех еще на одном фронте – в классе более компактных, но тоже быстрых и престижных машин, особенно любимых молодыми покупателями. Здесь в те годы властвовали Porsche, британские MG и Triumph.
Facel Vega Facel II – самый быстрый автомобиль знаменитой французской марки. Мотор V 8 мощностью 390 л.с. позволял достигать скорости более 240 км/ч. Таких купе выпустили 190 штук
Модель Facelia, конечно же, впервые представили дома – на Парижском автосалоне, а весной 1961-го она блистала на Женевском мотор-шоу. Помимо элегантного, более компактного, чем прежде, кузова Данинос гордился уже не купленным на стороне, а своим оригинальным мотором. Показатели двигателя действительно впечатляли: при рабочем объеме всего 1,6 л агрегат с двумя распредвалами развивал 115 л.с. Для серийных моторов начала 1960-х это едва ли не рекорд, да и для нашего времени очень впечатляющие характеристики. Но двигатель, созданный совместно с фирмой Pont-a-Mousson, той самой, что поставляла Даниносу коробки передач, но почти не имела опыта в двигателестроении, явно не довели до нормальной, пригодной для серийного производ ства кондиции. Моторы безбожно ломались, что отнюдь не радовало покупателей пусть и более компактных, чем прежние, но, как и раньше, претендующих на престижность и довольно дорогих авто.
Конечно, неудача модели Facelia еще не была катастрофой. Ведь почти одновременно дебютировала Facel II, та, что поразила журналистов высочайшей динамикой. Даниносу отказаться бы от неудачной машины, отозвать уже проданные экземпляры, извиниться: дескать, ошибся, бывает; наконец, даже вернуть обладателям ненадежных купе и кабриолетов деньги. Однако фирма в течение трех лет упорно выпускала модель Facelia, пытаясь довести ее до ума на ходу, и умудрилась-таки продать несколько сотен таких машин.
Изящная, элегантная Facelia с мощным 115-сильным мотором оказалась самой неудачной моделью фирмы
Данинос словно забыл, что испортить репутацию значительно проще, чем восстановить. В 1963-м он все-таки опомнился. Но было уже поздно... Так проходит звездная слава В конце концов Данинос поставил крест на бесперспективном моторе, решив, как и для больших машин, двигатели покупать. Выбрали шведский Volvo – вполне добротный 1,8-литровый 108сильный агрегат. Заодно изменили отделку кузова и интерьера и отказались от вызывающего негативные ассоциации имени Facelia в пользу Facel III. Но изменить отношение к автомобилю большинства покупателей, тем более тех, на кого ориентировалась фирма – хорошо обеспеченных, требовательных, подчас просто избалованных, было уже невозможно. Сбыт продолжал падать.
20 мая 1964-го прессе с помпой представили модель Facel 6. По сути, это была всего лишь в очередной раз переработанная Facelia, теперь с британским мотором Austin-Healey мощностью 150 л.с. Одновременно Данинос задумал напомнить о возможностях своих машин участием в одних из самых престижных в то время гонках – 24-часовых в Ле Мане. На заводе заложили специальный спортивный автомобиль. Но так и не достроили...
К осени 1964-го покупателей (видимо, самых верных поклонников марки) нашли всего 32 автомобиля модели Facel 6. В октябре Данинос сдался, навсегда закрыв автомобильное производство. Завершилось десятилетие марки Facel Vega, успевшей за столь короткий для истории срок стать великой и... ужасной.
Панель приборов модели Facel II, отделанную деревом, оформили в «самолетном» стиле
В новом свете
Казалось бы, бесславный конец... Но многие владельцы французских Facel Vega не спешили расставаться со своими машинами. Другие без труда продавали их дороже «номинала».
И через четыре десятилетия большинство из примерно трех тысяч построенных за 10 лет автомобилей на ходу. Их холят и лелеют, в том числе в престижных частных коллекциях, таких как знаменитое собрание автомобилей-ветеранов принца Монако Ренье. Клубов владельцев Facel Vega немного, и они, разумеется, невелики. Зато здесь все свои – узкий, избранный круг. И конечно же, любой клуб был рад принять в свои ряды Монсеньора Facel Vega – Жана Даниноса, прожившего долгую жизнь (он умер в возрасте 94 лет) и, разумеется, хранившего роскошное купе НК 500.
За прошедшее после падения французской звезды время мир видел много хороших машин – роскошных, изящных, быстрых. Но и сегодня, смотря на эмблему c буквами FV над массивной хромированной решеткой радиатора, открывая тяжелую дверь, вдыхая запах старой, но добротной и по-прежнему нарядной кожи, а тем более слыша низкий голос мощного двигателя, готового мгновенно сорвать шикарный автомобиль с места, – понимаешь, о чем вздыхают пожилые миллионеры.
Cigar Clan 5'2004. Сергей Орлов