Вечное возвращение

 

nemov3_486


Бумеранг – парадоксальное изобретение. Изогнутая палка, которую, как предполагают историки, древние египтяне стали использовать для охоты на некоторых птиц и животных, поднялась в воздух много тысяч лет назад с одной лишь целью – вернуться к человеку. Принцип «вечного возвращения» не просто прославил «летающую палку» на весь мир, послужил причиной ее путешествия на разные континенты – прежде всего, в Австралию, которая и по сей день ассоциируется у большинства людей с бумерангом, но и пронес идею бумеранга сквозь тысячелетия.

 

Сегодня этот принцип позволяет московскому художнику Аркадию Немову превращать в бумеранг то, что по своей природе никогда бы не могло подняться в небо, а уж тем более возвратиться назад. Например, превратить в бумеранг президента Путина или сделать курительную трубку, которая парит по заданной траектории.

 

Летают все

 

nemov2opt_486x730

 

Когда-то 12-летнему мальчику-мечтателю Аркадию папа сделал бумеранг – классический, двухлопастной. Сделанный по маленькой картинке в журнале «Техника молодежи», этот бумеранг поднимался в воздух, но почему-то не хотел возвращаться. «Это не честный бумеранг», - подумал мальчик и решил, что когда он сам сделает летающую конструкцию, то она непременно возвратится. С тех пор прошло сорок лет, но художник Немов, теперь уже президент российской ассоциации бумеранга, до сих пор вспоминает свой первый опыт взаимоотношений с бумерангом.

 

- Мне стало не просто интересно, а жизненно важно сделать возвращающийся бумеранг. Я много экспериментировал, воплощал, а потом, постфактум, анализировал. Чуть позже начал глубоко изучать физику. Так, через много лет, я создал свою собственную методику проектирования. Для меня главное в бумеранге – не его внешний вид и даже не сложность конструкции, а то, как он летит. Вот, недавно для меня из Австралии привезли двухлопастной классический бумеранг. Оказался обыкновенной имитацией, бесполезным сувениром.

 

Все бесчисленное множество бумерангов, собранные в мастерской художника, - летают. Хотя некоторые – декоративные, кропотливо расписанные вручную, украшают стены, другие – чудеса инженерной мысли – пришпилены к двери, представляя собой каталог фантазийных достижений своего автора: здесь и голова барана, и звезда, и сабля, и различные фигурки людей. Движущиеся под потолком бумеранги имитируют вентиляторы, рядом с начатой картиной лежат заготовки для последних, еще не доделанных до конца конструкций. Но если попросить хозяина мастерской показать полет любого из его творений, можно не сомневаться – обязательно покажет.

 

 

zhirik_path_486w
Жириновский. Траектория двух эллипсов. К ветру не устойчива, бумеранг летает непредсказуемо. Дальность полета – 20 метров.

 

- Больше всего я люблю «арт-бумеранг». Так я определяю и художественные проекты, и артистические номера, которые можно показывать с бумерангами. Например, проект летающих политических фигур, среди которых был бумеранг-Путин (кстати, в спортивной черной форме), Жириновский (с буквой Ж на груди), «красный» Зюганов и бен-Ладен с автоматом наперевес, пользуется особой популярностью. За этот проект мне даже присвоили премию «Креатор 2003 года». Секрет успеха, как мне кажется, кроется в том, что «Путин» летает очень хорошо – плавно, по четкой траектории – и всегда возвращается. А сейчас я продолжаю этот проект - делаю бумеранг в виде Сталина на Кремлевской стене. В принципе, могу запустить всех звезд эстрады: я уже работал над «Аллой Пугачевой». В планах – бумеранги в виде звезд футбола. Но для того, чтобы отправить эти проекты в массовый тираж, необходимо разрешение вышеупомянутых лиц для использования их образа. Поэтому все бумеранги-политики и звезды существуют в единственном экземпляре. Тем не менее, многие обращаются ко мне специально, чтобы я сделал для них бумеранг на заказ. Например, совсем недавно мне позвонила сестра Олега Меньшикова. Сейчас я думаю, в какой именно позе будет летать этот актер, что больше соответствует его имиджу. Приходят и обычные люди, чаще всего, они заказывают у меня бумеранги в форме знакомых – в подарок. После всех этих заказов у меня появляется мысль: а не запустить ли в воздух самого себя?

 

 

putin_path_486w
Путин. Траектория «эллипс». Устойчива к ветру. Дальность полета – 30 метров. При полете бумеранг имеет вид свастики.

 

Другое дело – эмблемы. Пятнадцать лет назад я сделал бумеранг в форме серпа и молота, который летает по двум траекториям. Думаю, что можно его раскрасить красным, можно разнообразить фотографиями Ленина, Сталина, Хрущева – с лозунгом «Догоним и перегоним Америку». Есть отдельный проект – летающая скульптура «Рабочий и колхозница», состоящая из двух бумерангов и подставки для них. Эти идеи можно тиражировать, превращая подобные единичные арт-проекты в сувениры.

 

 

zyuganov_path_486w
Зюганов. Низко-кольцевая траектория полета. Очень устойчива к ветру и чрезвычайно редко меняет свой курс. Дальность полета – 20 метров.

 

Среди почти 500 проектов Аркадия Немова - бумеранги для Книги рекордов Гиннеса, бумеранги для цирковых номеров, для хеппинингов, для поздравлений, для вечеринок. Попадаются и такие экспонаты, как бумеранг-мундштук, который одновременно могут курить два человека. В ближайших планах Аркадия – сделать летающую статую Свободы (пока не удается найти подходящей фотографии), а специально к американским выборам – композицию из трех фигур «Буш и Керри танцуют под дудку Путина». После таких грандиозных планов говорить о бумерангах - самолетах, лимузинах, велосипедах и мотоциклах нечего. Правда, если уж желтую подводную лодку Аркадий превратил в бумеранг, то что сказать об обычном океанском лайнере?

 

Образное начало

 

Время не принципиально для создания бумеранга. Некоторые идеи приходят в голову сразу, над другими приходится размышлять достаточно долго. Художник Немов утверждает, что процесс создания бумеранга напрямую зависит от образа, и именно образ определяет процесс.

 

- Давайте приведу пример. Нужно сделать бумеранг, скажем, в виде пеликана. Сам по себе пеликан округлый, с большим клювом и тонкой шеей. Как придумать, что будет лопастью бумеранга? Предположим, одной лопастью будет клюв, а дальше? Мне нужно этот образ трансформировать, использовать какие-то дополнительные детали к этому, пока статичному, образу, придать ему динамику. Например, посадить пеликана на траву, в клюв ему положить рыбу или посадить рядом с ним еще одного пеликана. Или изобразить его в воде, с расправленными крыльями или рядом с необычным валуном. Я могу этого пеликана умышленно представить так, что он будет выглядеть, как заправский бумеранг. Сложнее с эмблемами и статичными, то есть «несвободными» образами. Например, как запустить батарею? Для этого существует концептуальный прием: я запускаю в воздух не саму батарею, а, скажем, звук батареи, который записан на пленку – то есть запускаю звуковоспроизводящее устройство. Так я  создаю эффект, который не является полезным, но влияет на восприятие.

 

art_booms_486x730

 

Концептуальных бумерангов у Аркадия много. Например, в мастерской висит огромный настенный бумеранг, который с помощью лампочек, установленных на нем, реагирует на голос человека. Таким образом, главное правило бумеранга осуществляется: к человеку возвращается голос – в виде света мигающих лампочек. Другой пример - поедаемый бумеранг. Из тонкой лепешки Аркадий вырезал лопасть, прикрепил к трехлопастному бумерангу. Запустил – слопал лопасть. Запустил еще раз – траектория изменилась. Публика была в восторге. Также есть предметы, которые воплощают концептуальную идею, принцип бумеранга – некое «вечное возвращение» по заданной траектории. Новая идея художника Немова – сделать машинку в форме бумеранга и возить на ней людей – например, на какой-нибудь выставке. А потом выдавать человеку справку: «Такой-то и такой-то действительно летал на бумеранге». Барон Мюнхгаузен на ядре, а любой желающий – на бумеранге.

 

Но образ, как оказывается, вовсе не главное. Бумеранг, как пишут и многие исследователи,– «легкий предмет, связанный с эргономикой человека и воздушной среды». Конструктор бумеранга должен быть знатоком воздушных потоков, уметь ориентировать бумеранг, управлять им.

 

boom_hand_486x559

 

Спроектировать бумеранг ради одного образа нельзя. Художник Немов считает так же:

- Надо учитывать миллион разных вещей. Бумеранг ведь связан с кистью руки – соответственно, его размер не может быть менее 5 сантиметров, с ростом человека, который его запускает, он должен быть хорошо распознаваем в различных ландшафтах, чтобы никто не получил травмы. Также он должен легко обнаруживать себя в случае недолета к тому, кто его запустил. При проектировании учитывается ветроустойчивость, сезонность, безопасность, весовые характеристики, траектория полета. Часто эти характеристики трудно сочетать. И поэтому, когда меня просят спроектировать бумеранг, я подробно выясняю у заказчика разные мелочи. Он четко должен определить характеристики той площадки или помещения, где планируется запускать бумеранг: ведь даже то, что, на первый взгляд, не представляет опасности, может стать для бумеранга серьезным препятствием.

 

Ранги бумеранга

 

booms_486

 

Вообще-то, в истории бумеранга было три крупных периода. «Бронзовый век» – когда люди научились обрабатывать дерево, вырезать из него двухлопастные бумеранги, использовавшиеся для охоты. Тогда конструкция бумеранга прямо подчинялась особенностям переплетения древесных волокон. «Серебряный век» бумеранга наступил на рубеже XIX и ХХ столетия, в тот момент, когда широкое распространение получила фанера, благодаря структуре которой удавалось придумывать больше разнообразных летающих конструкций. «Золотой век» бумеранга наступил еще позже – когда привычным делом стало промышленное производство и обработка различных видов пластмасс и пластика. Именно пластик, по мнению художника Немова, самый перспективный независимый вариант, предполагающий миллионы вариантов инженерных находок.

 

Но изготовление бумеранга для частных заказов, по мнению Аркадия, является отдельной историей, потому что в процесс изготовления бумеранга вмешиваются необычные материалы. Дизайн бумеранга в таком случае обязательно должен представлять собой конструкторское решение.

 

- Изготовление нового бумеранга – чистой воды дизайн. В последнее время это слово понимают превратно, называя «дизайном» художественное оформление чего-либо. Костюм космонавта – дизайнерский, а костюм на подиуме сделал не дизайнер, а модельер. Когда я делаю бумеранг, я его специально испытываю: выхожу на улицу, проверяю его полетные свойства – например, в плохую погоду. Только тогда я могу дать бумерангу исчерпывающую характеристику, проследить взаимодействие материала и окружающей среды. Я исследую множество вариаций: тонет или нет бумеранг в воде, ломается или нет, как лучше его бросать. Для эксклюзивных экземпляров – например, бумерангов  с использованием золота или серебра - это особенно важно. То же самое касается и драгоценных камней и кожи, с которой мне особенно интересно работать. С железными инкрустациями тоже приятно иметь дело: в наш век лазером можно вырезать любой портрет, любое факсимиле. Собственно, и стоимость бумеранга, прежде всего, определяется ценой материалов, из которых он сделан.

 

nemov5_486

 

Аркадий, как любой истинный художник, привык к свободе. Утверждает, что некоторые заказы может и проигнорировать: главное – сохранять во время изготовления бумеранга живой интерес. Как только интерес теряется, пропадает творческий импульс, а вместе с ним – оригинальность творения. Аркадий признается, что ему не нравится повторять одно и то же. Расписные бумеранги, например, он соглашается делать крайне редко: надоело.

 

- Мне нравится работать с увлеченными заказчиками, которые осознают не только оригинальность бумеранга, но понимают его эстетику, его идею. Такому заказчику важно не просто получить бумеранг, а оригинальный - такой, какой ему нужно. Поэтому, приходя ко мне, заказчик должен определиться, зачем ему бумеранг – для рекламы продукта, для имиджевой рекламы или для поздравления. А уж образ можно придумать любой и послать в воздух кого угодно. Я ведь могу запустить самого Пушкина – в фас, в профиль, в полный рост, на берегах Невы, с собачкой, с дамой сердца Анной Керн – вот в чем прелесть. Что тут говорить о каком-нибудь Иван Иваныче, который должен быть «как настоящий»!.. Легко!

 

Смотреть не утомляясь


Бумеранг настолько разнообразен, что в нем, особенно после общения с Аркадием Немовым, можно найти миллион интересных вещей. Понять, например, что бумеранг связан и с физикой, и  технологией, и с мистикой, и даже является прекрасным предметом для медитации. И, между прочим, узнать, что бумеранг – это самый далеко летящий предмет, который человек в состоянии запустить без помощи каких-либо устройств. Не копье, не мяч, не камень, а бумеранг.

 

 

nemov1_1_486
«Путин» летает очень хорошо – плавно, по четкой траектории – и всегда возвращается.

 

На «особенный предмет» - бумеранг - реагируют даже животные. Ни одна, даже самая старая кошка, не может проигнорировать летящий бумеранг: ей кажется, что это птичка. Соколы нападают на бумеранг, думая, что это возможная добыча. А лошади не боятся бумерангов, они воспринимают их как голубей.

 

- Наблюдая за поведением животных, я понял, что бумеранг похож на голубя в полете, который крутится через голову, и теперь воспринимаю бумеранг только так. Бумеранг парадоксален, как живое существо. Человек наблюдает за бумерангом и освобождается от стереотипов, начиная воспринимать мир, как ребенок. Ведь, находясь во власти стереотипов, мы видим мир не таким, каков он есть, а таким, каким мы его знаем. Для того чтобы видеть картину мира целостно, не надо выделять предметы знанием – это дерево, а это я, противопоставляя себя и объект.

 

Люди зацикливаются на вещах и своих проблемах и не могут расслабиться. Когда ты наблюдаешь за летящим бумерангом или за летящей птицей, то сливаешься с окружающим миром. А это и есть то состояние, которое можно назвать расслаблением, отдыхом. Бумеранг – не просто игрушка, он помогает снять стресс. Особенно это важно в условиях мегаполиса, урбанистического ритма жизни. Есть анекдот: « - На что можно бесконечно смотреть не утомляясь? - На горы, на море, на работу, которую делают другие…» Я бы добавил в этот ряд бумеранг, запускаемый на закате.

 

Что нужно сделать, чтобы бумеранг вернулся прямо в руки

Несколько советов Аркадия Немова

 

  1. Важно подыскать для запуска бумеранга широкую открытую площадку, желательно, не асфальтированную – поляну, лужайку, поле. Учтите, что дальность полета бумеранга составляет как минимум 10 метров, а потому на площадке не должны находиться деревья, которые могут «поймать» бумеранг, а также люди и автомобили, которые могут пострадать от его полета.
  2. Держать бумеранг нужно в правой руке за конец лопасти между большим и согнутым указательным пальцами. Бумеранг должен иметь возможность вращаться, а потому сильно сжимать его не следует.
  3. При запуске бумеранг нужно держать обязательно вертикально, на уровне уха – и ни в коем случае не горизонтально, не так, как летающую тарелку. В этом смысле плохую службу бумерангу сослужили художественные фильмы, например, «Как украсть миллион» с Одри Хепберн и Питером О’Тулом, где с помощью бумеранга включается система сигнализации. Герой О‘Тула бросает бумеранг как летающую тарелку. Если бы он попробовал совершить подобный трюк в реальной жизни, это бы ему не удалось: бумеранг просто бы не вернулся к хозяину и был бы обнаружен бдительной полиции, рассекретив тем самым своего метателя.
  4. Если при запуске бумеранга не везет с погодой и есть ветер (конечно, идеально бросать бумеранг в безветренные часы, которые чаще всего бывают вечерами), то необходимо определить его направление, и бросать бумеранг по направлению ветра. Бросок лучше ориентировать правее себя.
  5. Для большего замаха рекомендуется отвести руку назад и бросить бумеранг резко. Кистью руки необходимо придать бумерангу максимально возможное вращение.
  6. Ловить бумеранг нужно двумя ладонями горизонтально - так называемым «прихлопом» на некотором расстоянии от тела.

 

Бумеранг Cigar Clan

 

nemov_6_486

 

- Специально для вашего журнала мне хотелось сделать нечто сакральное, своеобразную трубку мира. Этот двухлопастной бумеранг представляет собой, с одной стороны, курительную трубку, а другой стороны – мундштук, через который теоретически можно курить и сигару. Они легко разъединяются, и ими можно пользоваться по отдельности. Когда бросаешь бумеранг, трубку и мундштук снимаешь. Каналы, по которым проходит воздух, спрятаны в лопастях. Их легко можно чистить. Чашку трубки, равно как и мундштук, я вытачивал с помощью обыкновенной дрели. Белый пластик, из которого сделаны лопасти, - некая имитация слоновой кости. Создается иллюзия, что из кости узорчато вырезаны две части индейской трубки мира.

 

 Светлана Тарасова

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

Свой стиль

 

Светлана Тарасова

 

Вечное возвращение

 

Бумеранг – парадоксальное изобретение. Изогнутая палка, которую, как предполагают историки, древние египтяне стали использовать для охоты на некоторых птиц и животных, поднялась в воздух много тысяч лет назад с одной лишь целью – вернуться к человеку. Принцип «вечного возвращения» не просто прославил «летающую палку» на весь мир, послужил причиной ее путешествия на разные континенты – прежде всего, в Австралию, которая и по сей день ассоциируется у большинства людей с бумерангом, но и пронес идею бумеранга сквозь тысячелетия. Сегодня этот принцип позволяет московскому художнику Аркадию Немову превращать в бумеранг то, что по своей природе никогда бы не могло подняться в небо, а уж тем более возвратиться назад. Например, превратить в бумеранг президента Путина или сделать курительную трубку, которая парит по заданной траектории. 

 

Летают все

Когда-то 12-летнему мальчику-мечтателю Аркадию папа сделал бумеранг – классический, двухлопастной. Сделанный по маленькой картинке в журнале «Техника молодежи», этот бумеранг поднимался в воздух, но почему-то не хотел возвращаться. «Это не честный бумеранг», - подумал мальчик и решил, что когда он сам сделает летающую конструкцию, то она непременно возвратится. С тех пор прошло сорок лет, но художник Немов, теперь уже президент российской ассоциации бумеранга, до сих пор вспоминает свой первый опыт взаимоотношений с бумерангом.

- Мне стало не просто интересно, а жизненно важно сделать возвращающийся бумеранг. Я много экспериментировал, воплощал, а потом, постфактум, анализировал. Чуть позже начал глубоко изучать физику. Так, через много лет, я создал свою собственную методику проектирования. Для меня главное в бумеранге – не его внешний вид и даже не сложность конструкции, а то, как он летит. Вот, недавно для меня из Австралии привезли двухлопастной классический бумеранг. Оказался обыкновенной имитацией, бесполезным сувениром.

Все бесчисленное множество бумерангов, собранные в мастерской художника, - летают. Хотя некоторые – декоративные, кропотливо расписанные вручную, украшают стены, другие – чудеса инженерной мысли – пришпилены к двери, представляя собой каталог фантазийных достижений своего автора: здесь и голова барана, и звезда, и сабля, и различные фигурки людей. Движущиеся под потолком бумеранги имитируют вентиляторы, рядом с начатой картиной лежат заготовки для последних, еще не доделанных до конца конструкций. Но если попросить хозяина мастерской показать полет любого из его творений, можно не сомневаться – обязательно покажет.

- Больше всего я люблю «арт-бумеранг». Так я определяю и художественные проекты, и артистические номера, которые можно показывать с бумерангами. Например, проект летающих политических фигур, среди которых был бумеранг-Путин (кстати, в спортивной черной форме), Жириновский (с буквой Ж на груди), «красный» Зюганов и бен-Ладен с автоматом наперевес, пользуется особой популярностью. За этот проект мне даже присвоили премию «Креатор 2003 года». Секрет успеха, как мне кажется, кроется в том, что «Путин» летает очень хорошо – плавно, по четкой траектории – и всегда возвращается. А сейчас я продолжаю этот проект - делаю бумеранг в виде Сталина на Кремлевской стене. В принципе, могу запустить всех звезд эстрады: я уже работал над «Аллой Пугачевой». В планах – бумеранги в виде звезд футбола. Но для того, чтобы отправить эти проекты в массовый тираж, необходимо разрешение вышеупомянутых лиц для использования их образа. Поэтому все бумеранги-политики и звезды существуют в единственном экземпляре. Тем не менее, многие обращаются ко мне специально, чтобы я сделал для них бумеранг на заказ. Например, совсем недавно мне позвонила сестра Олега Меньшикова. Сейчас я думаю, в какой именно позе будет летать этот актер, что больше соответствует его имиджу. Приходят и обычные люди, чаще всего, они заказывают у меня бумеранги в форме знакомых – в подарок. После всех этих заказов у меня появляется мысль: а не запустить ли в воздух самого себя?

Другое дело – эмблемы. Пятнадцать лет назад я сделал бумеранг в форме серпа и молота, который летает по двум траекториям. Думаю, что можно его раскрасить красным, можно разнообразить фотографиями Ленина, Сталина, Хрущева – с лозунгом «Догоним и перегоним Америку». Есть отдельный проект – летающая скульптура «Рабочий и колхозница», состоящая из двух бумерангов и подставки для них. Эти идеи можно тиражировать, превращая подобные единичные арт-проекты в сувениры.      

Среди почти 500 проектов Аркадия Немова - бумеранги для Книги рекордов Гиннеса, бумеранги для цирковых номеров, для хеппинингов, для поздравлений, для вечеринок. Попадаются и такие экспонаты, как бумеранг-мундштук, который одновременно могут курить два человека. В ближайших планах Аркадия - сделать летающую статую Свободы (пока не удается найти подходящей фотографии), а специально к американским выборам – композицию из трех фигур «Буш и Керри танцуют под дудку Путина». После таких грандиозных планов говорить о бумерангах - самолетах, лимузинах, велосипедах и мотоциклах нечего. Правда, если уж желтую подводную лодку Аркадий превратил в бумеранг, то что сказать об обычном океанском лайнере?

 

Образное начало

Время не принципиально для создания бумеранга. Некоторые идеи приходят в голову сразу, над другими приходится размышлять достаточно долго. Художник Немов утверждает, что процесс создания бумеранга напрямую зависит от образа, и именно образ определяет процесс.

- Давайте приведу пример. Нужно сделать бумеранг, скажем, в виде пеликана. Сам по себе пеликан округлый, с большим клювом и тонкой шеей. Как придумать, что будет лопастью бумеранга? Предположим, одной лопастью будет клюв, а дальше? Мне нужно этот образ трансформировать, использовать какие-то дополнительные детали к этому, пока статичному, образу, придать ему динамику. Например, посадить пеликана на траву, в клюв ему положить рыбу или посадить рядом с ним еще одного пеликана. Или изобразить его в воде, с расправленными крыльями или рядом с необычным валуном. Я могу этого пеликана умышленно представить так, что он будет выглядеть, как заправский бумеранг. Сложнее с эмблемами и статичными, то есть «несвободными» образами. Например, как запустить батарею? Для этого существует концептуальный прием: я запускаю в воздух не саму батарею, а, скажем, звук батареи, который записан на пленку – то есть запускаю звуковоспроизводящее устройство. Так я  создаю эффект, который не является полезным, но влияет на восприятие.

Концептуальных бумерангов у Аркадия много. Например, в мастерской висит огромный настенный бумеранг, который с помощью лампочек, установленных на нем, реагирует на голос человека. Таким образом, главное правило бумеранга осуществляется: к человеку возвращается голос – в виде света мигающих лампочек. Другой пример - поедаемый бумеранг. Из тонкой лепешки Аркадий вырезал лопасть, прикрепил к трехлопастному бумерангу. Запустил – слопал лопасть. Запустил еще раз – траектория изменилась. Публика была в восторге. Также есть предметы, которые воплощают концептуальную идею, принцип бумеранга – некое «вечное возвращение» по заданной траектории. Новая идея художника Немова – сделать машинку в форме бумеранга и возить на ней людей – например, на какой-нибудь выставке. А потом выдавать человеку справку: «Такой-то и такой-то действительно летал на бумеранге». Барон Мюнхгаузен на ядре, а любой желающий – на бумеранге.

Но образ, как оказывается, вовсе не главное. Бумеранг, как пишут и многие исследователи,– «легкий предмет, связанный с эргономикой человека и воздушной среды». Конструктор бумеранга должен быть знатоком воздушных потоков, уметь ориентировать бумеранг, управлять им. Спроектировать бумеранг ради одного образа нельзя. Художник Немов считает так же: 

- Надо учитывать миллион разных вещей. Бумеранг ведь связан с кистью руки – соответственно, его размер не может быть менее 5 сантиметров, с ростом человека, который его запускает, он должен быть хорошо распознаваем в различных ландшафтах, чтобы никто не получил травмы. Также он должен легко обнаруживать себя в случае недолета к тому, кто его запустил. При проектировании учитывается ветроустойчивость, сезонность, безопасность, весовые характеристики, траектория полета. Часто эти характеристики трудно сочетать. И поэтому, когда меня просят спроектировать бумеранг, я подробно выясняю у заказчика разные мелочи. Он четко должен определить характеристики той площадки или помещения, где планируется запускать бумеранг: ведь даже то, что, на первый взгляд, не представляет опасности, может стать для бумеранга серьезным препятствием.

 

Ранги бумеранга

Вообще-то, в истории бумеранга было три крупных периода. «Бронзовый век» – когда люди научились обрабатывать дерево, вырезать из него двухлопастные бумеранги, использовавшиеся для охоты. Тогда конструкция бумеранга прямо подчинялась особенностям переплетения древесных волокон. «Серебряный век» бумеранга наступил на рубеже XIX и ХХ столетия, в тот момент, когда широкое распространение получила фанера, благодаря структуре которой удавалось придумывать больше разнообразных летающих конструкций. «Золотой век» бумеранга наступил еще позже – когда привычным делом стало промышленное производство и обработка различных видов пластмасс и пластика. Именно пластик, по мнению художника Немова, самый перспективный независимый вариант, предполагающий миллионы вариантов инженерных находок.

Но изготовление бумеранга для частных заказов, по мнению Аркадия,    является отдельной историей, потому что в процесс изготовления бумеранга вмешиваются необычные материалы. Дизайн бумеранга в таком случае обязательно должен представлять собой конструкторское решение.

- Изготовление нового бумеранга – чистой воды дизайн. В последнее время это слово понимают превратно, называя «дизайном» художественное оформление чего-либо. Костюм космонавта – дизайнерский, а костюм на подиуме сделал не дизайнер, а модельер. Когда я делаю бумеранг, я его специально испытываю: выхожу на улицу, проверяю его полетные свойства – например, в плохую погоду. Только тогда я могу дать бумерангу исчерпывающую характеристику, проследить взаимодействие материала и окружающей среды. Я исследую множество вариаций: тонет или нет бумеранг в воде, ломается или нет, как лучше его бросать. Для эксклюзивных экземпляров – например, бумерангов  с использованием золота или серебра - это особенно важно. То же самое касается и драгоценных камней и кожи, с которой мне особенно интересно работать. С железными инкрустациями тоже приятно иметь дело: в наш век лазером можно вырезать любой портрет, любое факсимиле. Собственно, и стоимость бумеранга, прежде всего, определяется ценой материалов, из которых он сделан. 

Аркадий, как любой истинный художник, привык к свободе. Утверждает, что некоторые заказы может и проигнорировать: главное – сохранять во время изготовления бумеранга живой интерес. Как только интерес теряется, пропадает творческий импульс, а вместе с ним – оригинальность творения. Аркадий признается, что ему не нравится повторять одно и то же. Расписные бумеранги, например, он соглашается делать крайне редко: надоело.

- Мне нравится работать с увлеченными заказчиками, которые осознают не только оригинальность бумеранга, но понимают его эстетику, его идею. Такому заказчику важно не просто получить бумеранг, а оригинальный - такой, какой ему нужно. Поэтому, приходя ко мне, заказчик должен определиться, зачем ему бумеранг – для рекламы продукта, для имиджевой рекламы или для поздравления. А уж образ можно придумать любой и послать в воздух кого угодно. Я ведь могу запустить самого Пушкина – в фас, в профиль, в полный рост, на берегах Невы, с собачкой, с дамой сердца Анной Керн – вот в чем прелесть. Что тут говорить о каком-нибудь Иван Иваныче, который должен быть «как настоящий»!.. Легко!

 

Смотреть не утомляясь

Бумеранг настолько разнообразен, что в нем, особенно после общения с Аркадием Немовым, можно найти миллион интересных вещей. Понять, например, что бумеранг связан и с физикой, и  технологией, и с мистикой, и даже является прекрасным предметом для медитации. И, между прочим, узнать, что бумеранг – это самый далеко летящий предмет, который человек в состоянии запустить без помощи каких-либо устройств. Не копье, не мяч, не камень, а бумеранг.

На «особенный предмет» - бумеранг - реагируют даже животные. Ни одна, даже самая старая кошка, не может проигнорировать летящий бумеранг: ей кажется, что это птичка. Соколы нападают на бумеранг, думая, что это возможная добыча. А лошади не боятся бумерангов, они воспринимают их как голубей.

- Наблюдая за поведением животных, я понял, что бумеранг похож на голубя в полете, который крутится через голову, и теперь воспринимаю бумеранг только так. Бумеранг парадоксален, как живое существо. Человек наблюдает за бумерангом и освобождается от стереотипов, начиная воспринимать мир, как ребенок. Ведь, находясь во власти стереотипов, мы видим мир не таким, каков он есть, а таким, каким мы его знает. Для того чтобы видеть картину мира целостно, не надо выделять предметы знанием – это дерево, а это я, противопоставляя себя и объект. Люди зацикливаются на вещах и своих проблемах и не могут расслабиться. Когда ты наблюдаешь за летящим бумерангом или за летящей птицей, то сливаешься с окружающим миром. А это и есть то состояние, которое можно назвать расслаблением, отдыхом. Бумеранг – не просто игрушка, он помогает снять стресс. Особенно это важно в условиях мегаполиса, урбанистического ритма жизни. Есть анекдот: « - На что можно бесконечно смотреть не утомляясь? - На горы, на море, на работу, которую делают другие…» Я бы добавил в этот ряд бумеранг, запускаемый на закате. 

 

Подверстка 1

Что нужно сделать, чтобы бумеранг вернулся прямо в руки

Несколько советов Аркадия Немова

 

1.     Важно подыскать для запуска бумеранга широкую открытую площадку, желательно, не асфальтированную – поляну, лужайку, поле. Учтите, что дальность полета бумеранга составляет как минимум 10 метров, а потому на площадке не должны находиться деревья, которые могут «поймать» бумеранг, а также люди и автомобили, которые могут пострадать от его полета.

2.     Держать бумеранг нужно в правой руке за конец лопасти между большим и согнутым указательным пальцами. Бумеранг должен иметь возможность вращаться, а потому сильно сжимать его не следует.

3.     При запуске бумеранг нужно держать обязательно вертикально, на уровне уха – и ни в коем случае не горизонтально, не так, как летающую тарелку. В этом смысле плохую службу бумерангу сослужили художественные фильмы, например, «Как украсть миллион» с Одри Хепберн и Питером О’Тулом, где с помощью бумеранга включается система сигнализации. Герой ОТула бросает бумеранг как летающую тарелку. Если бы он попробовал совершить подобный трюк в реальной жизни, это бы ему не удалось: бумеранг просто бы не вернулся к хозяину и был бы обнаружен бдительной полиции, рассекретив тем самым своего метателя.

4.     Если при запуске бумеранга не везет с погодой и есть ветер (конечно, идеально бросать бумеранг в безветренные часы, которые чаще всего бывают вечерами), то необходимо определить его направление, и бросать бумеранг по направлению ветра. Бросок лучше ориентировать правее себя.

5.     Для большего замаха рекомендуется отвести руку назад и бросить бумеранг резко. Кистью руки необходимо придать бумерангу максимально возможное вращение.

6.     Ловить бумеранг нужно двумя ладонями горизонтально - так называемым «прихлопом» на некотором расстоянии от тела.

 

Подверстка 2

 

Бумеранги и траектории

1. Путин

Траектория «эллипс». Устойчива к ветру. Дальность полета – 30 метров. При полете бумеранг имеет вид свастики.  

2. Бен-Ладен

Траектория «туда-обратно» с остановкой в верхней точке. К ветру неустойчива. Дальность полета – 25 метров. При полете бумеранг свистит.

3. Зюганов

Низко-кольцевая траектория полета. Очень устойчива к ветру и чрезвычайно редко меняет свой курс. Дальность полета – 20 метров.

4. Жириновский

Траектория двух эллипсов. К ветру не устойчива, бумеранг летает непредсказуемо. Дальность полета – 20 метров.   

 

Подверстка 3

Бумеранг Cigar Clan 

Специально для вашего журнала мне хотелось сделать нечто сакральное, своеобразную трубку мира. Этот двухлопастной бумеранг представляет собой, с одной стороны, курительную трубку, а другой стороны – мундштук, через который теоретически можно курить и сигару. Они легко разъединяются, и ими можно пользоваться по отдельности. Когда бросаешь бумеранг, трубку и мундштук снимаешь. Каналы, по которым проходит воздух, спрятаны в лопастях. Их легко можно чистить. Чашку трубки, равно как и мундштук, я вытачивал с помощью обыкновенной дрели. Белый пластик, из которого сделаны лопасти, - некая имитация слоновой кости. Создается иллюзия, что из кости узорчато вырезаны две части индейской трубки мира.

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.