Ваше превосходительство. История бренда Audi
- 23.08.2013 17:00
Люди уже давно устали ходить пешком, однако до XIX века ничего не предвещало появления альтернативы конной тяге. А потом – как прорвало: научно-технический прогресс внезапно обернулся лицом к измождённому человечеству. На смену гужевым технологиям пришли технологии иного порядка. Но для того чтобы они стали высокими, их надо было тщательно культивировать – только тогда они смогли бы дать настоящее превосходство. Впрочем, когда за дело берётся гениальный инженер, за должную высоту технологий можно не переживать.
Ведь если звёзды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно? Звезда Audi зажглась на небосводе немецкой автомобильной промышленности в тот самый час, когда Август Хорьх размышлял, какое бы имя придумать для своей новой компании. Он был бы рад назвать её в честь себя, но один раз это уже произошло: в 1899 году он основал в Кёльне фирму Horch & Cie. Motorwagen Werke. Второй раз войти в ту же реку ему бы не позволили акционеры компании August Horch Automobilwerke GmbH, в которую за десять лет превратилось созданное им предприятие: Хорьх вдрызг разругался с ними и, хлопнув дверью, покинул взращённое детище, оставив все права на собственную фамилию чужим людям.
Август Хорьх
Поскольку другой фамилии у Августа Хорьха не было, а новая компания уже появилась, он пребывал в глубокой задумчивости, из которой его вывел сын партнёра по бизнесу Франца Фикентшера. Десятилетний Хайнрих зубрил свою латынь, а в перерывах вдохновлялся разговорами взрослых, – к папе зашёл дядя Август, и они увлечённо беседовали. В конце концов, Хайнрих осмелел и подошёл к родителю, дабы продемонстрировать свои познания в бесполезном языке: дескать, если перевести на латынь фамилию Horch, которая на немецком языке означает «слушай», то выйдет приличное слово Audi. Идея была воспринята с нескрываемым энтузиазмом и тотчас же трансформировалась в новый бренд. А ещё через год, в 1910-м, свет увидел первый автомобиль новой марки – Audi Type A.
Надо сказать, что и эту компанию Август Хорьх в конце концов оставил – сиё произошло в 1920 году, когда его пригласили занять высокий пост в министерстве транспорта и ему пришлось переехать из Цвикау в Берлин. На чём именно он переезжал, нам неизвестно, но хотелось бы верить, что на Audi. А сама компания хранила независимость до 1928 года, после чего произошли события, в результате которых марка растворилась в концерне Auto Union, зато обрела свою знаменитую эмблему в виде четырёх колец.
Horch 830 Sport-Cabriolet
Братство колец
Дело было так. В августе 1928 года контрольный пакет акций Audiwerke AG приобрёл Йорге Скафте Расмуссен, урождённый датчанин, владелец компании DKW. А в 1932 году Audi и DKW в едином порыве слились с другими заводами – Horch и Wanderer. И этим актом они явили миру концерн Auto Union со штабквартирой в городе Кемниц. Тогда же родилась эмблема с четырьмя сцеплёнными кольцами – они символизировали марки, вошедшие в альянс. Надо сказать, между «кольцами» было чёткое разделение труда.
Например, DKW специализировалась на мотоциклах и дешёвых малолитражках, а само название являло собой аббревиатуру, означавшую Damph Kraft Wagen – то бишь «паровой автомобиль». Позже, однако, это буквосочетание получило новые трактовки: применительно к игрушечным бензиновым моторам (фирма выпускала и такую необычную продукцию) оно расшифровывалось как Des Knaben Wunsch («мечта мальчишек»), а лёгкие мотоциклы преподносились как Das Kleine Wunder («маленькое чудо»). Автомобили DKW по простоте конструкции недалеко ушли от мотоциклов: они оснащались чахлыми двухтактными двигателями и имели клеёный кузов из дерева – с металлопрокатом накануне Второй мировой в Германии была напряжёнка.
В силу этой особенности машины получили ещё одно толкование своего названия – теперь уже у наших с вами соотечественников: «дереклей, вода». противоположность демократичDKW автомобили Horch отличались подчёркнутым аристократизмом: это были очень дорогие машины представительского класса – то, что сейчас принято называть «лакшери». Марки Wanderer и Audi располагались между двумя ценовыми полюсами: первая была попроще, вторая – побогаче. Кстати, первым автомобилем, созданным в рамках новообразованного концерна, стал Audi – модель Front была представлена на Берлинском автосалоне в 1933 году. Во время войны заводы Auto Union перешли на выпуск армейской техники, а по её окончании были разобраны и отошли в честь репараций победившей стороне.
Мотоциклы DKW
Предприятия, оказавшиеся в Восточной Германии, возобновили производство довоенных моделей, но уже на благо социализма: так, например, на конвейер бывшего завода Audi в Цвиккау под маркой IFA встали легковушки, которые ранее несли на себе эмблему DKW. Тем не менее Auto Union смог возродиться, но теперь уже в баварском городе Ингольштадте, где было организовано производство простой и недорогой, но крайне полезной техники: это были машины и мотоциклы, являвшие собой интеллектуальное наследие всё той же DKW. Маленькое чудо постепенно росло, и в 1965 году рынок получил долгожданную новинку – Audi F103. А через три года состоялась премьера эпохальной Audi 100 – к тому времени Auto Union уже входил в состав Volkswagen AG.
Последующие годы были отмечены бурным развитием технологий. Инженеры Audi фонтанировали идеями, которые лихо воплощались в серийных автомобилях: в семидесятые годы был создан пятицилиндровый мотор ишло активное развитие практики турбонаддува, а в 1980 году появились первые машины, оснащённые полноприводной трансмиссией quattro. Девяностые отметились материализацией алюминиевых кузовов, а в двухтысячных на Audi дебютировал уникальный W-образный 12-цилиндровый двигатель.
Шаги длиною в век
Технологии компании из Ингольштадта и впрямь превосходны – равно как и автомобили, в которых они используются. Ход развития инженерной культуры марки нагляднее всего покажут машины, созданные разными людьми в разное время. Мы отметили десять наиболее важных шагов на пути к превосходству.
Audi Type A. Самое первое транспортное средство под маркой Audi Август Хорьх представил на всеобщее обозрение более века назад – в 1910 году. По тем временам автомобиль был довольно шустрым: он оснащался 4-цилиндровым мотором объёмом 2,6 литра мощностью 22 лошадиные силы, который заставлял машину разгоняться до 75 км/ч. Всего было выпущено сто сорок экземпляров, один из которых и по сей день находится в музее Audi в Ингольштадте.
Audi Type K. В сентябре 1921 года на Берлинском автосалоне состоялась премьера нового Audi Type K, который стал первым немецким автомобилем с левым расположением руля. Инженеры руководствовались соображениями безопасности: подобная ориентация рулевой колонки обеспечивала водителю лучший обзор при обгоне. Впоследствии все остальные автомобильные компании Германии дружно переняли эту идею, поскольку при правостороннем движении левый руль и впрямь оказался удобнее.
Audi Front. Этот автомобиль, появившийся через год после образования концерна Auto Union, стал результатом деятельности всех входящих в него компаний. Машина относилась к марке Audi, но при этом эксплуатировала технологии DKW – в частности привод на передние колёса. Двигатель был разработан инженерами Wanderer, а узлы и агрегаты выпускались на заводе Horch. Собственно, Front можно назвать первым массовым немецким автомобилем с переднеприводной компоновкой.
Audi 72 (1965)
Audi F103. В 1965 году именно автомобиль этого семейства вернул к жизни марку Audi после двадцатипятилетнего забытья. Несмотря на то что в основу этой машины лег DKW F102 образца 1963 года, отличия от прародителя были весьма значимыми: в частности, автомобиль оснащался не двухтактной тарахтелкой, а солидным четырёхтактным мотором. Изначально этот седан именовался просто как Audi, однако позже он был переименован в Audi 72 – цифры означали номинальную мощность двигателя.
Audi 80. Четыре поколения «восьмидесятки» распластались во времени на три десятилетия: первая машина была представлена в 1969 году, а последний экземпляр покинул конвейер в 1996-м. В начале восьмидесятых машины этого семейства послужили основой для легендарных купе Quattro, а в девяностых на основе Audi 80 последнего поколения дали всходы заряженные модификации, которые впоследствии отпочковались в отдельные линейки S и RS, воспитав целую плеяду мощных и быстрых машин.
Audi Quattro. Третьего марта 1980 года на Женевском автосалоне немцы впервые расчехлили автомобиль, которому было суждено стать культовым. Модель Quattro была построена на базе двухдверки Coupe, однако отличалась от неё расширенными колёсными арками и спортивным шасси. Но главное – у машины были мощный 200-сильный турбомотор и полный привод. А легендарным этот автомобиль стал благодаря участию в ралли: гоночная версия Quattro принесла чемпионство Ханну Микколе и Стигу Бломквисту.
Audi A8. Обнародованный в 1994 году седан стал ингольштадтским ответом штутгартскому S-классу и мюнхенской седьмой серии. Машина являла собой концентрат высоких технологий Audi. Во-первых, это был первый в мире представительский седан с полностью алюминиевым кузовом. Во-вторых, автомобиль предлагался в полноприводном исполнении. И наконец, в-третьих – топовая версия оснащалась умопомрачительным мотором крайне нетривиальной конфигурации W12. Ну не круто ли?
Audi A2. За год до миллениума немцы сотворили удивительный автомобиль, которому, увы, не повезло стать коммерчески успешным. Несмотря на то что А2 был самым маленьким автомобилем марки, он был скроен по тем же технологиям, которыми начинили флагманский А8: его кузов являл собой алюминиевую несущую конструкцию под названием Audi Space Frame. Машина получилась на редкость надёжной и даже возглавила соответствующий рейтинг немецкого автоклуба ADAC.
Audi Allroad. Автомобиль, ставший предтечей современных премиальных кроссоверов, вылепили из универсала Аudi A6, наделив практичным пластиковым обвесом, снабдив полноприводной трансмиссией с понижающим рядом и укомплектовав пневматической подвеской с возможностью регулировки дорожного просвета. Машина вышла чрезвычайно талантливой: быстрая, комфортная и удивительно проходимая. Совершенно гражданский на вид Allroad на бездорожье играючи объезжал иные внедорожники.
Audi R8. До 2006 года в модельном ряду Audi не было канонического центральномоторного суперкара. R8 собрал в себе все технологические достижения предшественников: наилегчайший кузов, в основе которого лежит алюминиевая пространственная рама, полный привод и мощные моторы. Самая свирепая модификация оснащается 550-сильным V10 от Lamborghini. Это самый быстрый Audi, которому дозволено выезжать на дороги общего пользования. Всё, что быстрее, – это уже автоспорт.
А напоследок я схожу... в кино!
Автомобили немецкой марки не раз становились участниками боевых действий в голливудских блокбастерах. Пожалуй, самым культовым эпизодом следует признать сцену погони из фильма «Ронин» от режиссёра Джона Франкенхаймера, в которой Audi S8 преследует Citroen XM. Но если в «Ронине» камео исполнил вполне серийный седан S8, то для фантастического фильма «Я, робот» немцы в содружестве с итальянцами специально сваяли концепт-кар RSQ, на котором по вымышленному будущему раскатывал герой Уилла Смита. А самый свежий пример продакт-плейсмента – это «Железный человек-3», где эксцентричный Тони Старк в исполнении Роберта Дауни активно пользует родстер R8.
Cigar Clan 3'2013. Кирилл Бревдо. Фото: архив редакции