Турбийон: крутящий момент
- 17.04.2014 16:15
Седьмого мессидора года девятого по Республиканскому календарю французский швейцарец Абрахам-Луи Бреге получил патент на занимательную машинку под названием «Регулятор турбийона». Так родился самый сложный, самый дорогой и, судя по всему, самый бесполезный узел часового механизма.
Физика побоку
Со школьной скамьи нам хорошо известно, что гравитация неодолима. Похоже, учителя не врут: антигравитационные устройства нарушают физические законы лишь на страницах научно-фантастических романов, тогда как в реальной жизни яблоки с завидным упрямством продолжат отвесно падать на головы потенциальных Ньютонов. Единственным, пожалуй, исключением из правил остается Tourbillon – «вихрь», оберегающий точность хронометража от влияния сил всемирного тяготения. Впрочем, оберегающий ли? Попытаемся разобраться.
В далеком 1801 году, готовя заявку на патент, Бреге писал: «При помощи этого изобретения я добился компенсации аномалий, вызванных смещениями центра тяжести спускового механизма, а также равномерного трения всех осей и опор... Я свел на нет множество иных факторов, которые до меня пытались преодолевать без особого успеха».
Великий мастер работал над своим любимым детищем пять долгих лет, выстраивая его конструкцию с ювелирной точностью, вживляя новый орган в часовое тело со скрупулезностью микрохирурга. На словах принцип действия турбийона довольно прост. Как известно, сердце любого хронометра, состоящее из балансового колеса, спирали, анкера (рычага) и спускового колеса в определенной степени подвержено влиянию земного тяготения, играющего постоянно меняющимся центром тяжести означенной системы и, соответственно, влияющего на точность хода. Бреге не стал экспериментировать с формами и взаимным расположением деталей, а подошел к решению проблемы «аритмии» с другой стороны. Он поместил всю вышеназванную ходовую механику в подвижную каретку-ротор, совершающую один оборот в минуту в противоположном направлении. Таким образом, гравитационные погрешности уравнивались, съедали друг друга и позволяли стрелкам двигаться с равномерностью, близкой к идеальной.
Абрахам-Луи Бреге скончался в 1823 году, успев продать всего лишь тридцать пять часов с турбийонами. Столь малое число объясняется, с одной стороны, малопонятностью новой функции (она опередила свое время минимум на сто лет), а с другой – ее высокой ценой. Стоило устройство дорого, потому как состояло из десятков микроскопических деталей, совокупный вес которых не превышал одного грамма. Современные турбийоны (в том числе трехмерные, речь о которых пойдет ниже) собираются из 40-90 частей и весят 0,2-0,6 грамма! Согласитесь, есть за что платить огромные деньги... если бы не одно «но». Изначально турбийон проектировался для карманных часов – то есть для механизмов, большую часть времени тикающих в вертикальном положении в состоянии покоя. Наручный же хронометр, как известно, постоянно следует за запястьем, крутится на нем и претерпевает порой весьма сильные перегрузки. Значит ли это, что наручный турбийон бесполезен? Увы и ах. И это подтверждается множеством авторитетных мнений и лабораторных исследований.
Даже сам Бреге признавал, что в горизонтальной плоскости его «вихрь» закручивается вхолостую, превращаясь в изысканное, но бесполезное украшение циферблата. При частой смене положений влияние турбийона проследить вообще невозможно. Более того, в некоторых случаях он может даже негативно влиять на точность хода (хотя, конечно, не критично)! Уже в конце XIX столетия ведущие часовщики сошлись во мнении о прикладной никчемности изобретения отца haute horlogerie. А если учесть еще и то, что турбийон забирает значительную часть энергии баланса и сильно усложняет работу часов, то его без особого преувеличения можно назвать откровенно вредоносной функцией.
Однако же не называют! А наоборот, славословят и исправно платят десятки, сотни и тысячи долларов за «дырки с колесиками», давно превратившиеся в отличительные знаки сильных мира сего. И никого не интересует, есть ли смысл в гипнотических пульсациях архисложного творения рук человеческих. Искусство не требует логических обоснований.
Впрочем, мы отвлеклись. История на этом не заканчивается. Вопрос нивелирования воздействий сторонних сил на нежный часовой механизм волновал многих – как до, так и после Бреге. Большинство изобретателей билось не столько над шлифовкой самой концепции турбийона, сколько над его удешевлением с целью сделать такие часы доступными для многих. В 1895 году датчанин Бане Бонниксен предложил достойную альтернативу «рукотворному бриллианту» – так называемый «карусельный» регулятор. Он действовал примерно по такому же принципу, как и придумка Бреге, но был не в пример медленнее (один оборот в 52 минуты 30 секунд) и крутился менее эффектно. Можно было бы сказать – менее эффективно, если бы со степенью эффективности турбийона мы уже не разобрались
Типология и интерпретации
Сторонники высокой классики предпочитали усложнять и дорабатывать оригинал: так, в 1927 году Альфред Гельвиг изобрел «летающий» – flying – турбийон, ротор которого закреплялся только с одной стороны. Малозаметная точка опоры иллюзорно подвешивала ажурный «вихрь» внутри корпуса, заставляя трепетать от восхищения сердца самых искушенных знатоков и ценителей.
Сегодня помимо классического минутного турбийона известны также его модификации, вращающиеся со скоростью один оборот в 30 секунд, четыре и шесть минут. Изготавливают их из титана, алюминия и других сверхлегких сплавов: благородные металлы для этого категорически не подходят. Мы уже упоминали, что часовщики всегда старались делать турбийоны видимыми – как анфас, так и с обратной стороны корпуса,- справедливо полагая, что прятать такую красоту в гуще шестеренок суть неуважение к собственному труду и где-то даже грешно. Традиция сохраняется по сей день. Особо взыскательным клиентам предлагаются скелетонированные и прозрачные модели, платины которых выточены из сапфирового стекла и горного хрусталя. Однако в последнее время многие пресытившиеся роскошью потребители подобных игрушек предпочитают покупать «скромные» закрытые турбийоны, открывающиеся взору только со стороны задней крышки. Нарочитая демонстрация собственных финансовых потенций все чаще расценивается как моветон и признак вящего нуворишества.
Общеизвестно, что цены на часы с турбийонами начинаются где-то с 25-30 тысяч долларов и взмывают высоко в небо, упираясь в миллионную отметку. Модели, выполняемые на заказ, могут стоить еще дороже. Естественно, в подобной ситуации массы чувствуют себя несправедливо обделенными – ведь каждый хочет принадлежать к избранным и обладать «антигравитационным приборчиком»! Обычно такие настроения не принимаются в расчет «левшами» и их могущественными покровителями, но, тем не менее, история знает примеры вполне «народных турбийонов».
Ну и на десерт – тематическое излишество от Йорга Хайзека (Jorg Hysek), представившего модель с двойным циферблатом, каждый из которых укомплектован собственным минутным «вихрем». Любоваться можно по очереди. Как гласит новомодная швейцарская пословица, «Один турбийон хорошо, а два - лучше». И с этим не поспоришь.
Cigar Clan 6'2004. Александр Ветров