Рыцари плаща и шпаги

012500271

Испанская королевская академия признала ее видом искусства. Экологи называют варварской традицией. Любой обыватель скажет: без нее – что за Испания! Как бы то ни было, в мировой культуре сложно найти феномен ярче. Так что побывать на корриде хотя бы раз и выкурить сигару на площади быков, сидя по соседству c Хуаном Карлосом, – дело стоящее.

Сказка про бычка

«Дикость!» – часто говорят о корриде, и говорят справедливо. Традиция мериться силами с быком уходит корнями в далекий бронзовый век – тогда у многих племен, которые занимались животноводством, это было признаком мужественности. Со временем ритуал украсился приметами цивилизации и превратился в настоящее искусство, где кровь – главное изобразительное средство.

В Древнем Риме зрелища, подобные корриде, устраивались с турами – ныне вымершим видом парнокопытных, потомками которых считают теперешних бойцовых быков. На арене молодые и ловкие аристократы демонстрировали на них навыки охотников. Разъяренных туров римляне использовали также для убийства христиан или выпускали их для пущей забавы во время гладиаторских боев.

Позже, в эпоху мрачного Средневековья, возникло другое развлечение – бросать в быков копья. Эту забаву придумали для себя благородные доны, и среди ее ценителей и участников был сам Карл Великий. Такие бои устраивали на центральных площадях в честь военных побед и праздников. Когда Испанию завоевали арабы, они с удовольствием переняли этот обычай, и именно тогда появились вошедшие теперь в поговорки красные тряпки: это были плащи арабских завоевателей.

В XVI веке бои быков стали больше напоминать современную конную корриду, и опять же это было развлечение для аристократов, которые, впрочем, быстро решили, что дразнить быков – не королевское дело, и оставили это занятие свите и оруженосцам, а сами только красиво убивали. Так и появились теперешние пешие матадоры. Их обязанностью было сделать все, чтобы королевская особа могла собственноручно прикончить животное.

В Испании говорят, что первая народная революция произошла в корриде – именно там пеший тореро (это всегда был человек из простонародья) вышел на первый план. Начиная с XVII века стали появляться громкие имена пеших матадоров, и уже в XVIII веке сложились практически все элементы современной корриды. Летописи той эпохи рассказывают о знаменитых тореро Педро Ромеро, Пепе Ильо и других. В XIX веке столпы тореадорского дела Пакито, Кучарес, Лагартихо и Фраскуэло завершили создание грандиозного спектакля, объединив все процедуры и правила в цельную структуру.

Теория видов

Коррида бывает пешей и конной. Наиболее популярна, конечно, пешая. Она тоже бывает двух видов: испанская, когда быка необходимо красиво убить, и португальская, в финале которой бык не погибает (хотя без пролития крови и здесь не обходится).

Как гласит регламент испанской корриды, «тореро должен умертвить быка путем представления различных хореографических движений, которые бы соответствовали правилам и обеспечивали великолепие тореро».

Матадор убивает быка обоюдоострым клинком наподобие шпаги длиной около метра – эстоке. Он должен войти между лопатками быка и попасть прямо в сердце, чтобы смерть животного была безболезненной. Но с первого раза сделать это удается немногим. Если тореро не способен убить быка после трех попыток, он вонзает клинок между шейными позвонками так, чтобы была перерезана спинная артерия – эта досадная для тореро процедура называется обезглавливанием. Если же бык после удара падает, но не умирает, подручный совершает обезглавливание коротким кинжалом.

Конная коррида известна также как коррида рехонеадоров. Вместо того чтобы дразнить быка плащом, тореро гарцует перед ним на лошади. Бандерильи – красивые палки с небольшим лезвием на конце – рехонеадор также втыкает, сидя верхом, а чтобы убить быка, он использует так называемый смертельный рехон – полутораметровую пику с насечками, как на гарпуне.

Если зрителям понравилось, как действовал тореро, они машут белыми платками, бросают на арену цветы и сигары. Если матадор их разочаровал – его освистывают. Если бык продемонстрировал особую свирепость, стать и напористость, матадор может обратиться к президенту корриды, чтобы тот помиловал быка. В этом случае его отправляют в питомник в качестве осеменителя. Другое дело – коррида португальская. Быка там не убивают, оружие (фарпа), в отличие от испанских бандерилий, имеет на конце всего двухсантиметровый крючок и почти безболезненно для быка, а на его рога надевают кожаные наконечники – для того чтобы смягчить возможный удар.

Впрочем, бык, прошедший португальскую корриду, все равно живет недолго. После схватки его отвозят на ферму, откармливают, а через два месяца забивают. Причина проста: полученный опыт делает животное слишком опасным для того, чтобы выпускать его на арену во второй раз. Существуют и другие виды развлечений с быками.

«Новильяда с пикадорами» – это обычная коррида, особенностью которой является участие только молодых матадоров и молодых быков – от трех до четырех лет. В «новильяде без пикадоров» участвуют совсем юные начинающие тореро, а быков выпускают не старше трех лет, при этом терция пик (часть корриды, в которой матадор дразнит быка плащом, а пикадор пытается уколоть его пикой в холку) исключается.

«Бесеррада» – это действо, подобное корриде, в котором могут испытать себя и непрофессионалы, но, конечно, под строгим надзором. Для подобного поединка отбирают быков не старше двух лет.

На «Фестивале» за быками со спиленными рогами бегают простые люди в крестьянской одежде. Проводится и «Юмористическая коррида» – с неопасными быками и тореро-клоунами.

В Памплоне ежегодно с 6 по 14 июля во время фиесты Св. Фермина – одного из самых бесшабашных праздников Испании – устраиваются бычьи бега. Каждое утро сотни местных и приезжих добровольцев, рискуя жизнью, бегут по узким средневековым улочкам наперегонки с быками. Длина маршрута – около восьмиста метров.

42-15682468

Вокруг арены

Для того чтобы появился бойцовый бык, потребовались столетия селекционных работ. Но все равно не каждый из них способен выйти на арену.

Между заводчиками существует достаточно жесткая конкуренция. Все стараются отобрать лучших быков, и интуиция в этом деле не менее важна, чем родословная животного. Знатоки утверждают, что у на--стоящего заводчика «торо браво» следующий бык сильнее и злее предыдущего.

Испытания проводятся после того, как быку исполняется два года. Первое из них – загон. Быка гонят по пастбищу два всадника, наблюдая за тем, насколько быстро он устает и насколько сильно злится. Затем всадник скачет кругами вокруг быка, следя за его реакцией, и делает несколько уколов специальной палкой – гаррочей. Заводчики смотрят, как двигается животное, насколько быстра его реакция.

Потом быка загоняют на арену, и там работники питомника дразнят его из укрытий, чтобы животное устало. После этого на арену выходит пикадор и делает несколько уколов. Заводчик, опять же, пытается понять, насколько бык готов к бою. Затем его испытывают уже с плащом и мулетой. Если бык признан подходящим, ему дают вволю погулять, прежде чем отправляют на корриду.

Среди быков, как и у тореро, есть свои знаменитости. Например, бык Коручано загнал пикадоров обратно в ворота арены и убил шесть лошадей. Чурреро вырвался из ящика-ловушки, добежал до центра Мадрида, где убил шесть человек и многих ранил. Милагрозо бросился на королевскую ложу, сбросил королевский герб и знамена и был застрелен королевской гвардией.

Деньги и коррида

Коррида – это малорентабельная и рискованная отрасль бизнеса, зачастую требующая государственных субсидий. Кстати, именно поэтому защитники животных добиваются отмены государственной поддержки корриды, справедливо полагая, что при отсутствии финансирования она постепенно отомрет сама собой.

Впрочем, в мире корриды есть и свои миллионеры – это удачные предприниматели и выдающиеся тореро, которые выступают на лучших аренах в Мадриде, Севилье, Валенсии, Барселоне или Бильбао. Но это лишь небольшая группа счастливчиков, пробившихся на самый верх. В Испании же почти три тысячи пласа-деторос (так называется арена для корриды) второй и третьей категории, не считая передвижных – они не столь вместительны, не настолько посещаемы и не так хорошо оборудованы, как самые известные. Большую часть коррид проводят мелкие импресарио, и зарабатывают они в десятки раз меньше, чем их знаменитые собратья. Расходы на одну простенькую корриду составляют пятьдесят тысяч евро. При этом доходы от продажи билетов не превышают сорока тысяч. Местная дотация – это еще примерно пятнадцать тысяч. В общем, цифры совсем не впечатляющие.

Менеджеру, занимающемуся корридой, приходится непросто: во-первых, большинство пласа-де-торос – общественная собственность, во-вторых, в этой сфере принято заключать контракты на словах – без оформления документов. Поэтому импресарио нужно выиграть конкурс на аренду пласа-де-торо и постараться получить быстрый доход до следующего конкурса, то есть инвестиции в этом деле – всегда короткие. В теории менеджер – это тот, кто выбирает и покупает быков, заключает контракты с тореро, организует феерии и отдельные корриды так, чтобы это приносило наибольший доход. Но на практике владельцы арен – мэрии – включают в графики тех, кого сами захотят. Да и законодательство и регламенты не способствуют развитию предпринимательства в сфере корриды. Например, на импресарио, у которого коррида закончилась ранением или смертельным исходом, налагаются дополнительные налоги, сборы и запреты.

0000346018-005

В матадоры б я пошел, пусть меня научат...

В начале XIX века, когда искусство корриды оказалось на перепутье – старые традиции уже окончательно отмерли, а новые не до конца оформились, – король Фернандо VII лично занялся возрождением главной национальной культурной традиции. Он издал королевский указ о создании Школы тавромахии. На это дело он отрядил одного из своих вельмож, и вскоре, 3 января 1831 года, такая школа открылась в Севилье, городе с самыми богатыми традициями корриды и многочисленными питомниками. В ней преподавали лучшие из лучших, в том числе и легендарный Педро Ромеро.

От абитуриентов требовалось, чтобы они «были не ниже ста тридцати сантиметров ростом, имели длинные руки, легкость ног, были мускулистыми и сильными, имели достоинство в жестах, обладали любовью к корриде и волей».

Каждый год толпы юных испанцев осаждают школы тореро в надежде блеснуть в будущем на арене и получить свою порцию бычьих ушей и благоговения публики. Обучение начинается примерно в двенадцать лет, причем школы тореро – это не пансионы, и ученикам приходится совмещать обычные школьные занятия с тренировками. Первые два года будущие матадоры разучивают движения боя в помещении, как танцы, и еженедельно несколько часов посвящают силовым тренировкам. Через два года те ученики, в которых преподаватели видят искру таланта и умения, выходят на арену – сначала для тренировок с молодыми быками.

Сколько времени ученик проведет в школе матадоров, зависит исключительно от его таланта, поэтому некоторые уже через пару лет дебютируют в свите матадора, а другие после всего курса обучения (четыре-пять лет) вынуждены оставить плащ и мулету. Тем, кто успешно закончил образование, предстоит нелегкая задача – пробиться в этой профессии, где конкуренция не слабее, чем в Голливуде. На самом деле диплом немного значит в мире корриды: чтобы стать настоящим матадором, нужно не просто быть лучшим – нужно внести в корриду что-то свое, неповторимое, что заставит о тебе говорить. Самые крупные школы тореро находятся в городах Аликанте, Альбасете, Кадисе, Гранаде, Хаэне, Мадриде, Малаге, Саламанке, Валенсии.

Гений иль злодейство?

Движение за отмену корриды, конечно, не столь сильно в Испании, как армия ее поклонников, но с каждым годом оно набирает обороты. Защитники животных проводят в разных городах Испании массовые акции, пытаясь склонить общественное мнение к тому, что варварский обычай должен быть уничтожен. Проводятся даже показательные корриды, в которых место быка занимает человек. Часто в Испании можно встретить листовки, на которых изображена шпага или бандерилья и подробно описано, какие мучения этот инструмент доставляет быку. Благодаря стараниям экологов в Испании уже появились города и населенные пункты «без корриды» – местные власти запретили у себя бои быков.

Вот аргументы в пользу запрещения корриды: «Бык – существо с высокоразвитой нервной системой, и за все время боя он испытывает невероятную боль. Быки для корриды выводятся с единственной целью – быть убитыми. Для этого заводчики специально культивируют агрессивность быка – он не рождается злым. В противостоянии «тореро – бык» нет равенства. Традиция корриды не только не обогащает нацию эстетически и интеллектуально, а, напротив, – наносит колоссальный ущерб ее имиджу и психологическому здоровью...»

Однако нравится нам это или нет, но, судя по всему, коррида в Испании отомрет не раньше, чем там исчезнет монархия. Почти все члены королевской семьи – большие поклонники корриды, а в министерстве внутренних дел существует целый департамент, который занимается ее развитием. Хотя в Европе это сейчас и немодно, акции поклонников противоречивой, но великолепной традиции периодически проходят в разных крупных городах. Адвокатами корриды выступают и многие знаменитости, например писатель Марио Варгас-Льоса. Да и любой человек может выступить в защиту корриды, просто купив на нее билет.

Защитники корриды приводят такие аргументы: «Бык и человек на арене практически на равных, об этом говорит хотя бы число убитых тореро – сейчас их свыше семиста. Раненых во много раз больше. Если не будет корриды, не будет и породы «торо браво» – потомков древних туров. В питомнике с быком обращаются не хуже, чем с перспективным спортсменом, – его прекрасно кормят, холят и лелеют. Быть убитым на арене – не хуже, чем на бойне. Исчезновение корриды лишит рабочих мест двести тысяч человек в одной только Испании».

Не впитавшему в себя корриду как неотъемлемую часть культуры сложно постичь ее сакральный смысл. Но, возможно, образы быков в творчестве Гойи, Пикассо, Мане и Лукаса Вильямиля хоть что-то прояснят.

В самом испанском обществе отношение интеллектуалов и творческих людей к корриде резко менялось. Ее то ругают, называя символом отсталости испанского общества, то через какое-то время начинают воспевать в стихах и изображать на полотнах. Один испанский философ сказал: «Нельзя тратить столько времени на обсуждение корриды – надо бы заняться чем-то дельным».

S017-7624

Композиция убийства

Бой делится на три части – терции, две из которых включают в себя испытания – суэрте. Слово «суэрте» буквально переводится как «судьба»: считается, что в этих эпизодах у тореро и быка равные шансы. Суэрте – своеобразное соло тореро, в которых он должен совершить точнейшие движения один на один с быком, сначала с плащом, а затем с мулетой – пресловутой красной тряпкой.

Терция пик. Матадор дразнит быка плащом, а пикадор по ходу дела тычет в него особой пикой в холку для того, чтобы раздразнить животное и ослабить, вызвав потерю крови.

Суэрте с плащом. Необходимо еще больше разъярить быка.

Терция бандерилий. Бандерильеро втыкают в хребет быка бандерильи (или реилете) – деревянные дротики с металлическим острием, украшенные разноцветной бумагой.

Суэрте с мулетой. Держа в одной руке мулету, а в другой шпагу, тореро подманивает к себе разъяренного быка.

Терция убийства. Матадор один на один с быком. Он должен убить быка шпагой.

AAFZ001462

Стили и приемы

Во время боя тореро демонстрирует огромное количество стилей и приемов. Вот для примера лишь некоторые из десятков честных способов раздразнить быка мулетой – той самой красной тряпкой.

«Ваятель». Тореро дразнит быка, не двигаясь с места. Когда животное начинает приближаться, матадор, сохраняя неподвижность, выбрасывает мулету вперед, чтобы как бы обвести быка, и проводит ее над ним, помогая себе другой рукой со шпагой.

«Проход небесной империи». В этом случае тореро действует так же, как и в предыдущем, но мулету убирает не сразу после того, как рога проходят мимо, а держит ее над быком от головы до хвоста.

«Дублон». Это движение может быть просто дразнящим или сопровождаться уколом шпаги. Тореро располагается почти напротив быка и протягивает мулету вперед, касаясь головы быка, чтобы он наклонился. В этот момент он делает шаг вперед одной ногой, проводя быка в сантиметрах от себя, а мулету – под его рогами.

«Двумя руками снизу». Этот прием совершается также с помощью шпаги, примерно как в случае с «ваятелем», только быка тореро пропускает не под мулетой, а над ней. Это движение многие тореро проделывают, стоя на коленях.

«Кулек рыбы». Движение относится к типу неожиданных. Тореро дразнит быка свернутой мулетой в левой руке, при этом правая грациозно держит шпагу у бедра. Когда бык нападает, матадор должен держать мулету свернутой до последнего момента, а затем бросить ее в сторону быка, проводя его мимо себя.

«Обводка». Тореро держит мулету правой рукой на уровне бедра и идет вперед мимо быка, разворачивая.

42-16297053

Экипировка

Одежды тореро сохранили все основные элементы, которые использовались века назад, с небольшими изменениями, которые вносили тореро-модники.

Носки. Раньше они были шелковыми и белыми, теперь делаются из нейлона розового цвета. Они надеваются под талегилью (кальсоны) и, кроме прочего, облегчают движения тореро. Часть чулка, которая не скрыта под кальсонами, украшена орнаментным рисунком черного цвета.

Талегилья. Когда-то кальсоны тореро были выше колен, но со временем удлинились и теперь доходят до лодыжек. А в верхней части – до груди. Поддерживаются с помощью кожаных подтяжек и ремня.

Тапки. Сначала они были маленькими, без каблука, черными, открытыми и с пряжкой или бантом. Сейчас они для безопасности делаются с минимальным количеством деталей, со старыми их роднит только бант.

Колета. Заменяет бант, который закреплял сетку для волос. Сейчас служит больше украшением.

Рубаха. Раньше была с широким воротом и без пуговиц. Потом приделали пуговицу, а ворот сузили.

Галстук тореро – паньолета. Прежде на его месте был широкий платок, теперь это скорее напоминает галстук-селедку.

Пояс. Этот элемент облачения также сильно изменился: некогда это был кожаный пояс. Сейчас – ремень как ремень, только должен быть в тон с галстуком.

Жилет. Из шелка, с вышивками и бахромой, на пуговицах.

Жакет. Заменил камзол, который был у прежних тореро. Состоит из двух наплечников с вышитыми голубями, украшен кисточками и бахромой. Впереди – два ряда петлиц, под мышками – дыры, чтобы движения были легче. Есть два маленьких кармана, куда некоторые тореро любят класть белые платки.

Шляпа. Очень характерный предмет туалета. В теперешнем виде появилась в 1830 году. Шляпа всегда черная, яйцевидной формы.

Парадный плащ. Последний элемент облачения тореро, его считают самым символичным – в нем объединены религиозные и традиционные для корриды символы. Плащи шьются вручную из шелка, с использованием золотых и серебряных нитей. Украшения на них бывают двух типов: с нашивками и без. На дорогих плащах известных тореро много вышивок, в том числе изображение святого, которого тот или иной тореро считает своим покровителем.

Немного статистики

Ежегодно для участия в корридах продается 12 тысяч быков
Максимальная цена быка – 10 тысяч евро
Гонорар тореро – от 10 до 100 тысяч евро за корриду
Годовой доход популярного тореро может достигать 5 миллионов евро
В индустрии, связанной с корридой, работают 200 тысяч человек
Стоимость наряда тореро колеблется от 5 до 10 тысяч евро
Ежегодно в Испании проводится около 17 тысяч коррид

Pct4401

Королевская ложа
Самое красивое и видное место на трибунах, где располагаются высокопоставленные люди, в том числе и члены королевской семьи, многие из которых – горячие поклонники корриды

Пикадор
Всадник, в обязанности которого входят уколы быка пикой – с ее помощью быка доводят до разъяренного состояния

Трибуны
Делятся на номерные и групповые, а последние – на теневые, солнечные и солнечно(теневые

Моносабио
Подручный пикадора

Оркестр
Обычно он находится в какой-то верхней ложе. Играет, как правило, во время выхода матадора и в промежутках между быками, но в некоторых случаях президент или зрители могут попросить, чтобы оркестр играл во время фаэны. Однако матадор может остановить музыку в любой момент

Матадор
Убийца быков, который также именуется тореро, – центральный персонаж корриды. В зависимости от того, как происходит бой – пешком или верхом, – его называют пеший тореро или рехонеадор. Пеший тореро должен раздразнить быка плащом, как отмечено в регламенте, «так, чтобы это было эстетически зрелищно», совершить фаэну с мулетой и убить быка. Конный – то же самое, но без плаща и верхом

Калехон
Пространство между барьерами и стеной, над которой находятся трибуны. Там располагаются участники корриды между выходами на арену, а также различные вспомогательные службы

Мулильерос
Люди, которые увозят с арены мертвого быка

Двор Аррастре
Пространство, примыкающее к арене, куда оттаскивают мертвого быка с арены, чтобы потом перенести его в разделочную, где его ожидают мясники

Барьеры
Деревянные ограждения вокруг арены. В барьерах есть проходы – бурладеро, через которые на арену выходят участники корриды. Они устроены так, что через них может пройти только человек, и в случае опасности за ними можно спрятаться

Конный двор
Название говорит само за себя. Там находятся лошади, участвующие в корриде

Президентская ложа
Место для президента корриды, как правило, находится на возвышении, чтобы его было видно со всех сторон. Рядом с президентом сидят два советника, один из них – ветеринар, второй – либо бывший тореро, либо просто большой специалист

Президент
Как правило, представитель муниципалитета населенного пункта, где проходит коррида. Он обязан поддерживать порядок на площади. В его функции входит также объявление начала действа, смены терций и присуждение премий (ушей и хвоста) матадорам

Ворота куадрилей
Через них на арену выходят матадоры со своими свитами и через них же уходят после корриды. На арене появляются сначала матадоры в порядке старшинства, затем бандерильеро, пикадоры, моносабио и аренеро

Бандерильеро
Должны воткнуть в быка бандерильи. Это ослабляет быка, злит его и радует зрителей красочным зрелищем

Трубачи
Их задача – передать тореро и зрителям через условные музыкальные сигналы указания президента о начале корриды, о выходе быка, о возврате быка, не способного к корриде, о смене терций, а также предупреждение матадору, что срок, отведенный на последнюю треть, подходит к концу

Ториль, или чикеро
Помещения, где держат быков до выхода на арену, они соединяются с кругом коридором – мангадой. По регламенту, на площади быков должно быть как минимум восемь чикеро

Круг (арена)
Пространство, в котором происходит коррида, по регламенту должен быть не более шестидесяти и не менее сорока пяти метров в диаметре. Покрытие может быть песчаным и земляным. Внутри круга нарисованы две концентрические линии – лучи пикадора, – они отделяют место, в котором должна проходить финальная часть корриды.

Аренеро
Человек, который разравнивает покрытие арены после каждого боя

Альгусилильос
Двое всадников, которые открывают парад участников корриды. Они исполняют приказы президента о начале боя, берут у него ключи от торилей – помещений, где держат быков, в конце же вручают тореро уши, если тот того заслужил

 

Cigar Clan 5'2006. Андрей Зотов

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.