Путь меча

1305623846_kendo_seiza

 

Дорогая редакция поставила передо мной непростую задачу — написать материал о кендо. И не просто написать, а поговорить с Мастером. Где же взять такого Мастера для интервью? Да и кто согласится? Кто согласится открыть тайны древнего восточного искусства перед не то чтобы новичком, а человеком вовсе далёким от мечей и поединков? Ну в самом деле — где я и где Восток? Однако хотите верьте, хотите нет — но вот я уже звоню в Поднебесную и беседую с маэстро меча.

 

Борис Всеволодович Линде Родился в 1973 году. Живет в Китае более пятнадцати лет. Занимается стилем Богомола и китайским прямым мечом с 1996 года. В настоящий момент является «вошедшим во врата» учеником в шестом поколении в Традиции двух Школ:
■ Мэйхуа Танлан Цюань (Бокс Богомола цветка сливы Мэй в версии Грандмастера Сунь Юань Чхана), учитель Чхэн Сиень Мин;
■ Люхэ Танлан Цюань в версии Грандмастера Шань Сиан Лина (Бокс Богомола шести координаций), учитель Джао Го Джун. Имеет третий дан в кендо, третий дан в иайдо, третий дан в дзёдо. Является членом Шин-Бу-Кан додзё в Кавасаки и учеником Ишидо Шизуфуми Сэнсея (8 дан в иайдо, 8 дан в дзёдо, 7 дан в кендо)

 

linde_hi-res

 

— Борис, если вдруг у меня мелькнёт мысль заняться кендо, с чего начать?

 

 

— Нужно найти хорошего сенсея.

 

— То есть учителя?

 

 

— Да. Но в вашем мире это сделать непросто :)

 

— В кендо, как во всех восточных боевых искусствах, наверняка есть разные направления…

 

 

— Я бы выделил три школы: японскую — классическую, корейскую — спортивную и тайваньскую — что-то среднее между классикой и спортом. При этом тайваньская школа очень жёсткая, порой даже неэтичная в бою. Я — сторонник классики и сейчас практикую только её. Хотя своё обучение я начинал в Пекине как раз у тайваньского тренера. Всё было как в старых фильмах про кун-фу, — тренер меня материл и обзывал, как хотел, бил синаем (бамбуковым мечом) по самым незащищённым местам и посылал… в Европу, говоря, что я, европеец, слишком туп и никогда не смогу постичь азиатского искусства. Я не протестовал и молча продолжал тренировки. Но после того как сдал на первый дан и начал учиться у японцев (в Пекине их много), я наконец-то понял, насколько важны в кендо этикет и внутреннее состояние, а самое главное — Дух.

 

— А как вы пришли в кендо?

 

 

— Восемь лет я занимался китайским двуручным прямым мечом. Но в китайском мече почти полностью утеряна парная наработка, поэтому в поединке я был абсолютно беспомощным. Из чисто практических соображений я начал заниматься кендо, и это искусство покорило меня сразу и навсегда. В следующем году буду защищать четвёртый дан.

 

— Расскажите о своих учителях.

 

 

— Моим первым Учителем был Фуруэ-сан, на тот момент ещё студент. Но кендо он занимался с детских лет… Мы до сих пор тренируемся вместе. Я за эти годы стал более чем продвинутым, и ему порой не так просто меня одолеть. Пару лет назад у меня появился второй Учитель — глава Ассоциации японского кендо в Пекине Токура-сан. Этот человек с первого раза поразил меня своим натиском атаки. Обычно в свободных поединках ученики выстраиваются в своеобразную очередь к сенсею. Так вот Токура-сан обладал таким «сэме» (давлением в атаке), что ученик «вжимался» в очередь и почти никогда не мог добраться до середины площадки, если только ему не позволяли. Мой третий Учитель — Хатори-сан. Сначала к его кендо я отнёсся скептически. Техника совершенно не походила на классическую и шла против всех правил. Только потом я узнал, что это катанакендо — старое кендо, существовавшее лет пятьдесят назад. Я был поражён, когда вдруг понял, что его техника соответствует китайскому двуручному мечу, с которого я начинал. 

 

Сейчас я состою в школе «Шиньбукан» в городе Кавасаки у Ищидо Шизуфуми Сенсея (8 дан иайдо, 8 дан дзёдо, 7 дан кендо). Изучаю у него иайдо и дзёдо. Для этих дисциплин необходим один учитель, — это принципиальный момент. С кендо проще. Кроме классической базы, вы можете брать всё, что вам нравится, — любые техники, любые стили. Кендо универсально. Его можно сравнить с боксом, где выбран ограниченный арсенал техник и определены зоны поражений. Но эта кажущаяся простота кендо создаёт очень чёткую и прочную базу. Получив её, можно двигаться дальше.

 

42-15415937

 

— Значит, чтобы найти сенсея, нужно ехать в Японию или Китай? Или это всё-таки возможно в России?

 

 

— Я плохо знаком с русским кендо в целом. Но у меня есть друзья в Сибирской федерации, и их кендо более чем хорошо. Как-то мне довелось фехтовать в одном российском клубе, но… воспоминания об этом вызывают во мне сожаление и тоску. Их Мастер обладал четвёртым даном, но на самом деле — от силы третьим. Ученики, похоже, вообще были лишены какого-либо понимания теории. Меня по обычаю гостеприимства поставили перед очередью. Я фехтовал со всеми, но их манера порой вызывала у меня смех. После этого визита я окончательно понял, насколько важны теория и правильное преподавание. У вас на новичков сразу надевают доспехи и ставят в поединок. Видимо, таков уж европейский менталитет — всё сразу и сейчас. Это напрочь лишает неофитов правильной техники.

 

По-настоящему в кендо всё происходит так: приходит новичок, ему дают синай — бамбуковый меч, и он начинает отрабатывать базу. Это скучно, потому как всего-то три—четыре движения и о-о-очень много «гарцевания» босиком по паркетному полу. Мозоли на пятках становятся многослойными:) Так по классике должно продолжаться год. Но сейчас за пределами Японии этот период сокращён до четырёх—шести месяцев. Дальше, если человек не сломался, на него надевают доспехи, и неофит вдруг понимает, что совершенно ничего не может. Он не может сделать даже то, чему научился за первые полгода, и уж точно не может попасть по противнику. Начинается работа в паре — монотонная, всё те же три-четыре удара. Если человек и тут оказался терпелив, то ещё через годполтора (!) он с правильной теорией и пониманием действительно начинает фехтовать и получает от этого истинное удовольствие.

 

— Существуют ли возрастные ограничения?

 

 

— Нет. Можно начинать заниматься в любом возрасте! Я не раз наблюдал за резвостью и скоростью участников поединков, а когда они снимали шлемы, оказывалось, что многие из них более чем преклонного возраста. Кендо — это способ оставаться молодым и в хорошей физической форме. Сенсеи проводят поединки без отдыха по 40—60 минут — и ничего. А ученики вокруг них готовы рухнуть на пол. Кендо также — одно из лучших занятий для детей. И дело не только в физическом развитии, — они становятся дисциплинированными и уравновешенными.

 

— Кендо в России — дорогостоящее занятие. А как в Азии?

 

 

— Намного дешевле. О ценах умолчу, чтобы не расстраивать практикующих.

 

— Настоящий меч-катана — это предмет культа или?..

 

 

— Это бессмысленный предмет культа, если не заниматься иайдо. Да и то первые пять лет пользуются иайто — имитацией катаны. Для настоящего фехтовальщика кендо без иайдо бессмысленно, как и наоборот. Занятия кендо не научат вас владеть катаной. Кендо учит поединку, иайдо — обращению с настоящим мечом и искусству контроля. Одно без другого не существует. Порой забавно смотреть, как мастера, имеющие седьмой или восьмой дан в кендо, демонстрируют упражнения с катаной и при этом не могут даже правильно достать его из ножен. Я уж не говорю о «ното» (убирание меча в ножны).

 

— А дзёдо?

 

 

— Дзёдо — это, со слов Ищидо Сенсея, середина между кендо и иайдо. Помимо техник, это искусство учит абсолютному контролю удара. Мой Сенсей может со всего размаха с молниеносной скоростью ударить меня в грудь, а я при этом ничего не почувствую. Но если он захочет, то перенесёт точку удара на сантиметр вглубь, а это очень больно. Дзёдо опасно тем, что практикуется без доспехов.

 

— Какие клубы считаются самыми сильными? И вообще — кто «впереди планеты всей»?

 

 

— Японцы, далее корейцы. Но про рейтинг клубов ничего сказать не могу. Я не собираю подобной информации. Я иду лишь своим Путём.

 

— А есть ли в кендо нечто такое, чего европеец не сможет достичь никогда?

 

 

— Всё достижимо при правильном понимании предмета. Я же чего-то достиг? Почему другим этого не дано?

 

— Тогда напоследок — ваше напутствие.

 

 

— Во-первых, постоянно поддерживайте желание совершенствоваться и двигаться вперёд. Во-вторых, помните, что кендо — это осмысление, а не простое махание палкой или чем-то там ещё. Я постоянно говорю своим ученикам, что лучше сделать сто раз, думая, чем десять тысяч раз просто так. И самое главное — я желаю вам постоянства. Настоящее гун-фу приходит только вместе с постоянством. В Поднебесной слово «гун-фу» означает мастерство, но переводится и как время, и как умение владеть каким-либо предметом. Иначе говоря, ваше мастерство — это ваши усилия, помноженные на время занятий. Мой поклон!

 

КЕНДО («путь меча») — боевое искусство, основанное на приёмах владения самурайским мечом. Адепты этого искусства уверены, что оно позволяет совершенствовать не только физические, но и духовные качества. ДАН — мастерская степень в боевых искусствах. Самый младший дан — первый. Всего в кендо восемь данов.

 

ИАЙДО — искусство внезапной атаки или контратаки с использованием японского меча — катаны. Принято считать, что в отличие от кендо здесь изучается не фехтование, а именно «мгновенное убийство противника», то есть быстрое обнажение меча с последующим нанесением удара. Но если говорить точнее, иайдо учит не только владеть мечом, но и правильно ощущать момент атаки и полностью контролировать ситуацию.

 

ДЗЁДО — это искусство фехтования коротким посохом против меча. Дзёдо вместе с кендо и иайдо входит в программу Всеяпонской федерации кендо.

 

kendo_1

 

 

Что необходимо приобрести для начала, а что подождёт? К первому уроку — синай, бамбуковый меч, а лучше сразу два, потому что они имеют свойство ломаться. Далее необходима одежда: кендоги — куртка, и хакама — брюки-юбка. Мы шутим: хорошая жёсткая хакама делает твою технику в разы лучше. А вот доспехи можно заказывать позже, через пару месяцев, чтобы ещё через пару месяцев их надеть. Для начала я бы советовал покупать самые дешёвые доспехи. Их хватит на первые два года, пока идёт знакомство с кендо, а потом вы их поменяете. Что касается бокен (деревянный меч — нужен для парных упражнений), то с ним можно несколько месяцев повременить. Главное — пара синаев. Лучше — своих. И лучше, если вас сразу научат, как правильно о них заботиться и как из старых сломанных собирать новый. Как говорится — ты не джедай до тех пор, пока не соберёшь свой первый синай.

 

 

 

Происхождение кендо тесно связано с историей боевых искусств в Японии. В период Камакура (1185— 1233) фехтование было частью подготовки воинасамурая. Однако в течение четырёх столетий меч не использовался как главное оружие, а имел вспомогательную функцию. Сферой его применения были самооборона в случае отсутствия другого оружия, а также сепука — ритуальное самоубийство. Лишь с наступлением мирной эпохи Эдо (1603—1868), когда из всего оружия самураям разрешили носить только мечи, фехтование завоевало популярность.

 

В начале XVII столетия появились десятки школ, которые предлагали ключи к познанию тайн техники владения мечом. Постепенно, с конца XVIII столетия фехтование мечом стало напоминать современное кендо. Созданное в 1895 году Общество боевых добродетелей Большой Японии популяризировало фехтование мечом среди молодёжи, а в 1920 году ввело для всех фехтовальных техник единое название — кендо. Сегодня кендо занимаются восемь миллионов человек, из них семь миллионов — в Японии. Федерации кендо есть по всему миру, и Россия — не исключение. Впервые публичная демонстрация кендо в России прошла в 1964 году в МГУ. Искусство японского фехтования показал Владимир Янушевский. Но идеологические «эксперты», разумеется, усмотрели в этом занятии самурайский дух японского милитаризма, чуждый мировоззрению советского человека.

 

Почти четверть века кендо в нашей стране находилось под запретом. Лишь в 1989 году в Москве появилась первая организация кендоистов. Она называлась «Московский клуб КЕНДО». Её вдохновителем, организатором и президентом стал Владимир Янушевский, старший преподаватель японского языка МГУ, имевший к тому времени четвёртый дан. В том же году возникла Русская федерация кендо, переименованная в 2010-м в Российскую федерацию кендо, иайдо и дзёдо. Она является членом Европейской федерации кендо (EKF). Сегодня в нашей стране действует более семидесяти клубов. В 1970 году состоялся первый чемпионат мира по кендо, с тех пор он проходит регулярно.

 

Cigar Clan 5'2011. Ингмар Гейнер. 

Фото: архив редакции, corbis/fotosa.ru

 

 

 

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.