На вершине мира. История бренда Cadillac

2014-Cadillac-XTS-017

История появления всемирно известных автомобильных брендов порой напоминает сюжеты удачных ситкомов, герои которых оказываются в совершенно непредсказуемых ситуациях, а затейливая сюжетная линия вьётся, словно горный ручеёк. Многие ли, например, в курсе, что своим появлением Cadillac и Ford обязаны одному довольно забавному эпизоду, имевшему место быть летом 1902 года...

«Хватит заниматься ерундой!»

Любому даже самому благочестивому терпению рано или поздно приходит конец. Уильям Мёрфи и Лемюэль Боуэн – солидные господа, успешные бизнесмены и, наконец, главные инвесторы детройтской автомобильной фирмы Henry Ford Company, однажды тоже не выдержали: – Послушайте, Генри, если вы не перестанете заниматься ерундой – с нас довольно!

С трудом сдерживая ярость, пайщики предъявили ультиматум человеку, чьё имя значилось в названии компании, то есть самому Генри Форду. Да-да, тому самому!

За несколько месяцев до этого Мёрфи и Боуэн по-крупному вложились в предприятие «самого талантливого детройтского инженера» – именно так им рекомендовали Форда. Вложились и... прогадали. Получив очередное денежное вливание, Генри обратился к своему любимому в то время коньку – разработке гоночных автомобилей. О планах и чаяниях своих компаньонов, рассчитывавших наладить производство и сбыт легковушек, он и не вспоминал. Надо ли говорить, что и грозный ультиматум на своенравного Форда не повлиял. И тогда Мёрфи с Боуэном перешли от слов к делу.

Henry Leland

Генри Лиланд

Чтобы хоть частично компенсировать уже понесённые убытки, бедолаги решили продать оборудование завода. Для точной оценки стоимости был приглашён известный детройтский инженер Генри Лиланд. Человек с шикарной бородой и непререкаемой деловой репутацией тщательно осмотрел мастерские Henry Ford Company, но вместо приблизительной сметы огорошил владельцев предложением... строить автомобили вместе! Опыт в производстве бензиновых двигателей у мистера Лиланда имелся, равно как и несомненный конструкторский талант. Ну а всё остальное, при весьма высоком по тем временам уровне оснащения фабрики, было делом техники...

После недолгих переговоров стороны пришли к консенсусу: а) выгнать Форда взашей; б) организовать производство одноцилиндровых легковых автомобилей; в) переименовать Henry Ford Company в Cadillac Automotive Company. Удивительное дело, но подобное решение в конечном итоге оказалось благом для всех. Генри Форд, конечно, поначалу поскандалил и пообижался, но впоследствии, осознав заслуженность звонкой оплеухи, взялся за ум, забил на гоночные машины и уже со следующей попытки превратил свою компанию в крупнейшего автопроизводителя планеты. Мёрфи и Боуэн смогли-таки вернуть потраченные средства, а мир получил новую марку автомобилей – Cadillac.

1903 Cadillac Model A Runabout

Model A Runabout 1903

Именем путешественника

А почему, собственно, Cadillac? А почему бы, собственно, и нет? Сам Генри Лиланд был человеком чересчур скромным, чтобы украшать собственной фамилией решётку радиатора. А вот звонкое словечко Cadillac – это совсем другое дело! Красиво пишется, легко запоминается, а главное – со смыслом. Ведь именно так звучала фамилия знаменитого французского путешественника XVIII века и основателя Детройта – Антуана де ля Мота Кадиллака (кстати, французы произносят это имя примерно как «Кадияк»).

1907-08 Cadillac Model G  President Taft

Model G – President Taft, 1907

Первый же Cadillac – не человек, а автомобиль – оказался весьма достойным аппаратом. Простенький двухместный ранэбаут с одноцилиндровым бензиновым мотором мощностью 10 л.с., возможно, не выделялся революционностью конструкции и внешности (а кто, скажите на милость, тогда выделялся?), зато по качеству сборки равных себе не имел. Для машины самого начала XX века это было крайне важным конкурентным преимуществом. Неудивительно, что на Нью-Йоркском автошоу в январе 1903 года Cadillac собрал около двух тысяч трёхсот заказов на модель А – считай, годовой объём производства детройтского завода! На этом багаже качества добротности Cadillac начал кропотливо строить собственную репутацию. Год от года продажи росли, вскоре машины, украшенные родовым гербом Антуна де ля Мота Кадиллака, высадились Европе.

1908 model s

Model S, 1908

Тут-то и произошло самое интересное. Английский дилер марки поиске подходящей рекламной идеи для раскрутки бренда додумался до абсолютно гениального хода. Смекалистый Фредерик Бенетт арендовал гоночную трассу «Бруклендс» и устроил там невиданный технический перфоманс. Три новеньких Cadillac разобрали до винтика, перемешали в кучу все детали (всего 2163 штуки), а затем собрали машины заново. Каждый из заново рождённых автомобилей, ко всеобщему удивлению, без проблем заводился и исправно ездил. Примечательно, что после сборки не осталось ни одной лишней детали!

1927 Cadillac LaSalle Series 303 Roadster

LaSalle Series 303 Roadster, 1927

Мировой стандарт

Буквально в одночасье об удивительной автомобильной марке из Детройта, строящей машины с точностью часовых мастеров, узнал весь мир.

А уже в следующем году Cadillac вошёл в состав General Motors. За фирму, которую к тому времени возглавлял уже сам Генри Лиланд, «джиэмовские» боссы выложили астрономическую сумму – свыше пяти с половиной миллионов долларов (с учётом инфляции сегодня это составило бы не меньше ста тридцати миллионов). Новый бренд сразу и, как выяснилось, навсегда занял топовую нишу в линейке детройтского концерна.

1930 Cadillac V16 Two-Seater by Pinin Farina

V16, 1930

Кстати, сам Лиланд через некоторое время рассорился с новым руководством и покинул Cadillac. В дальнейшем Генри организует ещё один известный премиальный бренд – Lincoln, но это, как писали в старых романах, уже совсем другая история.

Создавая Cadillac, Генри Лиланд не предполагал, что фирма со временем превратится в производителя престижных автомобилей. Но с тех пор как в 1908 году компания отказалась от выпуска одноцилиндровых моделей в пользу четырёхцилиндровых, реноме и популярность бренда росли как на дрожжах. Не забудем, что Cadillac очень быстро выбился в число не только наиболее престижных, но и самых новаторских автопроизводителей мира. Именно на машинах этой марки впервые появились электростартёр, полностью синхронизированная коробка передач и великолепный 16-цилиндровый мотор. Впрочем, знаковые модели Cadillac, разумеется, заслуживают отдельного рассказа.

Cadillac Model S (1908) Не первый, но, возможно, самый важный из всех автомобилей фирмы. Именно три экземпляра Cadilllac S 1908 года стали героями того знаменитого фокуса с разборкой и сборкой. По большому счёту, перед нами первый в мире автомобиль, изготовленный из взаимозаменяемых деталей. Именно он подтолкнул рекламщиков Cadillac к слогану «Мировой стандарт» (Standart of the World).

Cadillac Model 30 (1912) На этом автомобиле дебютировало поистине эпическое достижение инженеров Cadillac. Главный конструктор фирмы легендарный Чарльз Кеттеринг изобрёл, построил и интегрировал в конструкцию легкового автомобиля такую приятную «мелочь», как электростартёр. Начиная с осени 1911 года его стали устанавливать на Cadillac Model 30. Раньше, чтобы завести автомобиль, водителям приходилось крутить ручку кривого стартёра – малоприятная, доложу вам, процедура...

1934 Cadillac Roadster 5802 and 1937 Phaeton 5859

Roadster 5802, 1934. Phaeton 5859, 1937


Cadillac V16 (1930) Путь от одного цилиндра до шестнадцати занял меньше тридцати лет. На протяжении целого довоенного десятилетия Cadillac Sixteen имел все основания считаться самым престижным автомобилем мира. Как ни странно, 7,4-литровый V16 был далеко не самым мощным на рынке – моторы конкурирующих Packard и Duesenberg выдавали побольше лошадок, – но с плавностью работы и благородным звучанием этого 16-цилиндрового шедевра спорить было невозможно.

1948 Cadillac Series 62

Series 62, 1948

Cadillac Series 62 (1948) Первый послевоенный Cadillac, получивший абсолютно новый кузов, буквально взорвал застоявшиеся дизайнерские стандарты. Эффектные аэродинамические формы совершенно естественно смотрелись в солидном масштабе машины премиального бренда. Удивительно – каких-то десять лет назад за гораздо меньшую дерзость дизайнеров Chrysler Airflow разве что на куски не разорвали! Кстати, Cadillac 62 считается ещё и первым автомобилем, на котором появились декоративные хвостовые плавники, навеянные образом военного истребителя P-38 Lockheed.

1953CadillacEldorado0432

Eldorado, 1953

Eldorado (1959) Не машина, а символ целой эпохи, вошедшей в историю как эра «Детройтского барокко». Внешний вид американских машин второй половины 50-х – это совершенно отдельная история, которой можно посвятить не одну книгу. Роскошный Eldorado 1959 года стал одновременно и квинтэссенцией стилистической пышности и её же лебединой песней. Всего через год «автомобильное барокко» совершенно неожиданно выйдет из моды, оставив нам для наслаждения лишь мучительно прекрасные образы прошлого.

1959 Cadillac Eldorado Convertible

Eldorado Convertible, 1959

1976 Cadillac Fleetwood Eldorado

Eldorado, 1976

Eldorado (1976) Четверть века спустя Eldorado – такой же огромный, но теперь уже переднеприводной – стал провозвестником заката ещё одной эры. Представьте себе, эта модель 1976 года продавалась как последний в истории американского автопрома кабриолет! Во второй половине 70-х машины с откидным верхом посчитали слишком опасными. Правда, спустя несколько лет янки поняли, что погорячились, и вновь запустили производство «кабриков». В любом случае брутально-прямоугольный, но роскошный до плюшевости Eldorado остался в памяти народной как последний настоящий американский автомобиль, не связанный абсолютно никакими обязательствами по экологичности и экономичности. Были ж времена...

2009 Cadillac Presidential Limousin

Presidential Limousin, 2009

Борт номер 1 Ещё начиная с 30-х годов прошлого века автомобили Cadillac привлекали к службе в гараже президента США. После войны хозяева Белого дома попеременно использовали то Cadillac, то Lincoln, но начиная с 90-х «кэдди» приватизировал эту почётную обязанность. Нынешний официальный автомобиль Барака Обамы презентовали к инаугурации 20 января 2009 года. Внешне «Официальный президентский автомобиль США» похож на стрейч-версию седана DTS, хотя на самом деле перед нами удивительный гибрид. Дело в том, что «Борт номер один» построен на шасси полноразмерного пикапа GMC Kodiak C4500, на выносливую грузовую раму которого надет стилизованный под Cadillac кузов.

2014-Cadillac-ELR-018

Под капотом махины 6,5-литровый турбодизель V8, разгоняющий машину до 100 км/ч за пятнадцать секунд. Почему так мало? Да потому, что весит президентский борт как минимум семь тонн. Броня – дело тяжёлое. В это сложно поверить, но толщина бронелистов «Обамамобиля» доходит до восемнадцати сантиметров. Это даже не противопульная, это – противоснарядная защита!

Снизу Cadillac закрыт кевларовыми панелями, защищающими салон от взрывов мин и гранат. Наконец, от химической или бактериологической атаки президента надёжно защищает автономная система вентиляции и кондиционирования воздуха. Пожалуй, единственное, что не умеет «Борт номер один», – это летать!

Audi

nissan

maybach

Volvo

 

Cigar Clan 4'2013. Данила Михайлов

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.