На букву «С»
- 13.06.2012 16:00
Это случается неожиданно. Ты едешь или идёшь, и вдруг она попадает в поле твоего зрения. И ты уже не можешь отвести глаз, следишь за ней, провожаешь взглядом, непроизвольно открываешь рот, выдыхаешь беззвучное «а-ах...». Замираешь. Думаешь: «Я попал...». Лицо твоё напоминает безоблачное детство, но, слава богу, знакомых с фотоаппаратом рядом нет. Симптомы ясны. Но вывод делать рано. Она божественно красива. Конечно. И ты хочешь её. Но пока не знаешь, что и как будет дальше... Впрочем, ты можешь и не обратить на неё внимания, пройти-проехать мимо. До следующего случая.
Авто! Полцарства за авто!
Ровно так и было у Николая Александровича — Императора Всероссийского Царя Польского и Великого князя Финляндского. Да, того самого Николая II. Поначалу он прошёл мимо гремящих, рычащих и трясущихся железных монстров. Ему категорически не нравились шум и пыль — навязчивые спутники езды. Но судьба дала ещё один шанс. Вторая встреча с авто высекла искру — Николай Александрович загорелся. Спустя время у царя образовался один из самых обширных автомобильных парков в Европе. Недурно!
Он с удовольствием катал чад и домочадцев по летним крымским дорогам у Ливадийского дворца. Но четырёхколёсные друзья человека рождали страсти посильнее нежной монаршей привязанности.
В середине ХХ века братья Ганс и Фриц Шлюмпфы гордо носили титул эльзасских королей текстиля. Но к концу шестого десятилетия на прежде безоблачном горизонте бизнеса начали сгущаться тучки — предвестники будущего кризиса. Центр текстильной промышленности сместился в Азию, прибыли европейских фабрикантов покатились под горку, а тут и топливный кризис подоспел. В общем, братья разорились. Спасаясь от судебного преследования, они быстренько продали собственность за символический один франк и сбежали в Швейцарию. Рабочие опомнились спустя месяц после банкротства и, конечно, «взялись за топоры». Ранним утром 7 марта 1977 года группа в составе четырнадцати сорвиголов проникла на территорию фабрики в Мюлузе. Вырубили сигнализацию, вошли в главный корпус, включили свет и… застыли в изумлении. Смутные слухи о невообразимой коллекции ходили давно, но теперь-то они увидели сокровища собственными широко раскрытыми глазами! Опять — «а-ах…»! Замечаешь, дорогой читатель? Поехали дальше. Всё огромное помещение было тесно заставлено старинными автомобилями. Что делать? Всё раздать или продать, а деньги поделить? Пока рабочие обсуждали эти идиотские предложения, французское правительство вынашивало спасительный план. В апреле 1978 года заботливая рука государства вписала двести восемьдесят пять автомобилей из коллекции Фрица (Ганс давал деньги) Шлюмпфа, в том числе пятьдесят Bugatti, в реестр охраняемых исторических памятников. Машины категорически запрещалось вывозить из страны и уж тем более — продавать.
Packard 1935
Упомяну ещё один интересный факт, короткую историю успеха — проворный профсоюз, пока государство «думало», успел заработать три миллиона франков на показе коллекции всем желающим. А таких за время от чудесного «открытия» коллекции до её национализации оказалось примерно восемьсот тысяч человек. Спасибо брату Фрицу и его страсти!
Возможно, дорогой читатель, тебе не всё равно, в какой компании ты окажешься, если на любви с первого взгляда дело не остановится. Попробуем разобраться. А компания, признаться, знатная. И пёстрая.
И другие официальные лица…
В городе Рино в штате Невада находится самая большая в мире коллекция старинных автомобилей. Имя её основателя Уильяма Харры — синоним успеха в игорном бизнесе ЛасВегаса. Раскрутив дело, он доверил управление натасканным топ-менеджерам, а себя и свои деньги отдал страстному увлечению — собиранию ретроавто.
Ferrari 250 GT SWB Berllinetta 1962
Те, кто знал Уильяма лично, говорят, что это был жёсткий конкурент, верный друг, лидер и перфекционист, который, как любят говорить американцы, делал правильно правильные вещи. Он собрал коллекцию из трёх тысяч шестисот шестидесяти пяти антикварных автомобилей. Целый научно-исследовательский институт работал на поиск экспонатов, реставрацию, поддержку, сбор и обработку информации и технической документации. Уильям Харра умер в 1978 году. К тому времени его коллекция оценивалась в сорок миллионов долларов. В ноябре 1989 года жители города Рино торжественно открыли Музей Harrah Collection.
В 1998 году британский журнал Autocar опубликовал тайные фотографии автомобилей Хассанала Болкиаха Муизза уд-Дина Ваддаулахибни аль-Мархума, двадцать девятого султана Брунея. Среди них уникальные модификации Ferrari и Bentley. По данным различных источников, коллекция насчитывает от трёх до пяти тысяч автомобилей на общую сумму более четырёх миллиардов долларов. В октябре 2007-го британская The Daily Mirror уточнила, что султану принадлежат 160 машин марки Porsche, 177 Jaguar, 185 BMW, 367 Ferrari, 531 Mercedes, 362 Bentley, 20 Lamborghini и 500 автомобилей Rolls-Royce — самое большое собрание этой марки в мире. Кстати, у султана специфический интерес к покупке единственных в своём роде концепт-каров.
Любимцы последнего российского императора
В коллекции Виктора Черномырдина был шикарный джип Willys, когда-то принадлежавший маршалу Баграмяну. Однако особую страсть Виктор Степанович питал к «Мерседесам». Если верить базе данных ГИБДД, ему принадлежали десятки раритетов старше тридцати лет, в том числе — Bugatti, Horch 830, «ЗиС-5», «ЗиС-110» и Mercedes 540К 1930-х годов выпуска, который стоит дороже всех остальных упомянутых машин вместе взятых. Точная цена подобного авто определяется при купле-продаже путём торга, но Черномырдин ничего не продавал. Впрочем, говорят, и не покупал. Большинство машин он получил в подарок, будучи премьерминистром. Сейчас их реставрацией занимается сын Виталий, промышленник-газовик.
28 августа 2011 года в Музее декоративного искусства в Париже завершилась выставка «Искусство автомобиля: Шедевры из коллекции Ральфа Лорена». Большинство людей связывают его имя с модой, и лишь немногим известно, что он является страстным коллекционером автомобилей. В экспозицию попали самые редкие и ценные авто в мире из коллекции «Мистера Polo». Среди них — Ferrari 250 GT SWB Berlinetta Scaglietti 1960 года, Alfa-Romeo Monza 8C 2300 1931-го, Ferrari 250 LM 1964-го, Ferrari 250 GTO 1962-го и Bugatti 57 SC Atlantic Coupe 1938 года. Иными словами, были представлены самые «сочные» и самые дорогие куски металла, которые только видел автомобильный мир. Коллекционер был достаточно любезен, поэтому каждый посетитель мог не только увидеть всё своими собственными глазами, но и потрогать руками и, конечно, выдохнуть сакральное «а-ах…»
Bugatti 57 SC Atlantic
Двенадцатый князь Монако, Его Высочество Ренье III был страстным поклонником почтовых марок. Но потом одумался и занялся серьёзным делом — коллекционированием авто.
Удивительное собрание старинных машин Его Высочества — сто пять самых оригинальных моделей, когда-либо созданных человеком — красуется на Les Terraces de Fontvieille. Это одна из самых богатых коллекций в мире. Машины в экспозиции расположены в соответствии с желанием Его Высочества по классам и категориям — сначала военные, затем кареты, популярные, винтаж, спортивные и, наконец, классика и престиж. Здесь можно полюбоваться De Dion Bouton 1903 года, Renault Torpedo 1911-го, Panhard Levassor 1913-го, Ford T 1924-го, Peugeot Quadrilette 1921-го, Lincoln 1928-го, Citroen Kegresse, Ford A 1930-го, Hispano Suiza 1928-го, Delage 1934-го, Packard 1935-го, Cadillac 1653-го, Chrysler Imperial 1956 года, а также некоторыми другими знаменитыми моделями — Maserati, Jaguar, Mercedes и Rolls-Royce. Exhibition of HSH The Prince of Monaco’s Vintage Car Collection открыта ежедневно с десяти утра до шести вечера. За шесть евро для взрослых и три — для детей можно полюбоваться великолепной страстью вельможной особы.
Hispano Suiza 1928
В начале славных дел
Вложение денег в коллекционирование автомобилей во всём мире считается сверхприбыльным делом. И вот тут мы подъезжаем к самому главному. Как выбрать авто? С чего начать, если страсть овладела и не отпускает, а ты, пересчитав деньги, ясно понимаешь, что попал? Зачем на самом деле стоит охотиться и как распознать коллекционную посредственность?
Во-первых, нужно усвоить железное правило — коллекционную ценность представляют лишь полностью комплектные автомобили с оригинальными узлами и деталями. Причём в определении ценности и стоимости не бывает мелочей. Оригинальные стрелки спидометра, дверные ручки или тумблеры способны резко поднять значение обоих показателей. Посоветуйтесь с экспертами и не доверяйте проходимцам, если, конечно, под видом старинного авто вы не собираетесь приобрести запчасти.
Mercedes 540 K
Во-вторых, ценность и стоимость автомобиля зависят от тиража. Американские авто сходили с конвейеров тысячами — этим и объясняются в принципе доступные цены. А вот в серии Horch-853А вышли всего четыреста четыре машины, поэтому цена на сохранившиеся экземпляры доходит до $100 000. Не исключено, что за реставрацию вам придётся выложить столько же.
В-третьих, на стоимость, например, спортивного автомобиля влияет факт победы хотя бы в одном состязании. Открытые авто ценятся несколько выше закрытых. Если авто принадлежало историческому лицу, это тоже поднимет его стоимость. Вот поэтому простой Меrcedes-Benz 280 S в кузове W108 стоит меньше, чем аналогичный тёмно-вишнёвый 1969 года, возивший «дорогого» Леонида Ильича.
Коллекция братьев Шлюмер теперь в Национальном музее автомобилей
Многие коллекционеры отмечали, что в процессе собирательства происходит преодоление некой внутренней точки невозврата, воображаемого горизонта, за которым уже не ты владеешь коллекцией, а она владеет тобой. Задумайся над этим, дорогой читатель. Будь осторожен и чуток в своих мечтах, мыслях и действиях. Пусть твоя Cтрасть коллекционирования с большой буквы «С» приносит чистую радость долгие годы. Оставайся ребёнком с открытым ртом и удивлённым «а-ах» и не стесняйся иногда даже пустить слюну. Но не дай этой Страсти взять верх над твоим Разумом!
Если вы задумываетесь о создании коллекции ретроавто, то проще
всего поступить, как Уильям Харра. Создайте доходный бизнес,
сколотите пару миллиардов и, передав управление натасканным топ
менеджерам, посвятите себя и свои деньги страстному увлечению...
Когданибудь из вашей страсти сделают музей, и благодарный мир
назовёт его вашим именем
«Европейская система оценки коллекционных автомобилей» делит всё богатство на пять категорий:
1. Автомобиль после отличной (не гаражной) реставрации и находится в состоянии, намного лучшем, чем заводской экземпляр.
2. Автомобиль, эксплуатировавшийся короткое время после грамотной реставрации, либо реставрация была произведена от трёх до пяти лет назад.
3. Абсолютно комплектный, стопроцентно оригинальный автомобиль с реставрацией пятнадцати-двадцатилетней давности.
4. Машина, имеющая родную ходовую и двигатель, но некомплектная по мелочам.
5. Автомобиль, некомплектный по самым важным агрегатам. Именно с такими «раритетами» и возникает больше всего проблем. Их приобретение может быть оправданно лишь невероятной уникальностью экземпляра.
Экземпляры ниже пятой категории не стоят потраченного времени и денег.
Cigar Clan 4'2011. Ингмар Гейнер