Москва 2063
- 22.11.2013 13:03
Какой будет Москва через пятьдесят лет?
Мне уже семьдесят шесть. По вечерам я бегаю по застеклённой Андреевской набережной, по выходным занимаюсь сексом с женой, а летом планирую поездку в тающую стремительно Гренландию. Уже год, как прижимистая мэрия назначила мне пенсию. А ведь были времена, когда пенсию назначали уже в шестьдесят! Да... Что тут сказать? Люди, знаете, стали жить дольше – как бы ни хотелось кровососам из соцобеспечения, теряющим из-за нас, стариков, миллиарды. Но плевать на них. Я не ем виагру, но ем сельдерей, свёклу и ананасы.
Только не пугайтесь, это не старческий бред – я всего лишь рассказываю вам про мою Москву в 2063 году – город через пятьдесят лет. Этот текст я пишу на восемьдесят восьмом этаже с видом на соседние московские небоскрёбы. Сижу в позе лотоса и наговариваю слова в микрофон, а буквы материализуются тут же в воздухе передо мной – текст можно редактировать руками, просто смахивая или добавляя слова. За окном мелькают азербайджанцы-бомбилы на громыхающих мини-шаттлах. Вдалеке – башни Кремля... После «новой бархатной революции» он стал крупнейшим музеем города. Над объединёнными Парком Горького и Нескучными садом стеклянный купол – теперь это зимний сад... Вы можете представить себе такое в вашем 2013-м? Нет? А попробуйте.
Нас не поработили китайцы и даже не угнали в рабство инопланетяне. На Тверской всё так же говорят на русском, а в пятницу ночью – на русском матерном. В общем, Москва-2063, наша многоликая старушка, во многом напоминает Москву-2013 так же, как Москва-2013 напоминала город шестьдесят третьего. И радиально-кольцевая система – на месте, и метро, уходящее ветками-«щупальцами» глубоко в пригороды... Всё те же нечеловеческие толпы на «Выхино» – только теперь нечеловеческие буквально – по делам спешат роботы – курьеры, роботы – страховые агенты, роботы – проститутки...
Город-государство
Но кое-что, конечно, изменилось. Большая Москва обрела полную автономию, как, впрочем, и все регионы. Децентрализация, о которой в начале века твердили Сергей Гуриев и Владимир Мау, оказалась неизбежной и экономически оправданной. Но в условиях кризиса системы, тотальной коррупции, остановившей развитие экономики, центробежные тенденции вышли из-под контроля. Худшие опасения экспертов сбылись. Элиты передовых регионов взяли курс на полную автономию, элиты бедных, поддерживаемые Москвой, сепаратизм осуждали. Отчаянные и силовые попытки удержать власть лишь ускорили бегство земель. Из столицы гиперцентрализованной империи роскошная Москва в одночасье превратилась в обескровленный город-призрак – без ресурсов, финансов, промышленности. Зато с невероятной преступностью, долгами и парализованной системой соцзащиты.
Город лежал в руинах, кто-то сбежал в деревню, кто-то в благополучную Сибирь и крепкие уральские республики, многие мигрировали на Дальний Восток – поближе к сказочному Китаю. Москва напоминала Детройт начала прошлого века. Скелеты недостроенных моллов, бескрайние кварталы вымерших спальников, разбитый и разграбленный «Европейский»; чёрные головешки Белого дома и госплановского здания Госдумы... В элитных «Алых парусах» обосновались гангстеры, в бывшем офисе Следственного комитета вьетнамцы торговали травкой и коксом... История посмеялась над самым святым, что было в той стране и том городе. Но, упав на самое дно, Большая Москва оттолкнулась и рванула наверх. Многочисленные автономии Российской Конфедерации нуждались в экономическом и финансовом центре, центре денежной логистики... Помимо Москвы на роль эту претендовали Екатеринбург и Питер.
Финансовая столица Восточной Европы
Сбылись прогнозы Алексея Кудрина – из города, который высасывает и отнимает, Москва стала местом, куда финансовые потоки направляются без всякого принуждения.
Преодолев кризис, Большая Москва сконцентрировалась на развитии. Подобно Сингапуру и Гонконгу в Юго-Восточной Азии, она стала экономическим узлом всей Восточной Европы, городом инвестбанкиров, аудиторов, аналитиков и юристов. Экономика города превратилась в одну из самых привлекательных и надёжных в мире с рейтингом ААА. ММВБ – крупнейшая биржа Европы после лондонской, а финансовый сектор составляет четверть ВВП города.
Второй по значимости сектор московской экономики – индустрия высоких технологий. Специализацию города в области хай-тек предопределили качественная академическая база и адекватная власть, освободившая стартапы от уплаты НДС на десять лет. Большая Москва строит «экономику знаний». Расходы городского бюджета на науку и образование составляют рекордные даже для Запада двадцать процентов. Город лидирует в производстве товаров и оборудования по квантовым технологиям, в том числе аудиовизуальных систем и квантовых компьютеров – последнего шага на пути к искусственному интеллекту. В середине века квантовые технологии, как и ожидалось, пришли на смену цифровой и наноэлектронике. У истоков новой технологической революции стояли молодые учёные Квантового центра при Сколковском технологическом институте – профессора Александр Львовский, Алексей Акимов и Алексей Устинов. Созданный ими ещё в начале века хайтек кластер, преодолев кризис, вырастил десятки учёных-изобретателей и стал основной для московской «Кремниевой долины».
Большая Москва наполнена туристами – город ежегодно посещают около двадцати миллионов гостей, а сам сектор приносит экономике десять процентов, что сопоставимо с показателями Берлина и Парижа. ВВП Москвы сравним с родственными по структуре экономиками Сингапура и Лондона – около пятидесяти тысяч долларов на душу населения в год. Слабые стороны московской экономики – зависимость от поставок энергии и продовольствия, острый дефицит специалистов...
Демография; гастарбайтеров вытесняют роботы
Эту проблему власти решают, привлекая по студенческим программам молодёжь со всего мира. Доля иностранцев в московских вузах составляет четырнадцать – шестнадцать процентов – выше только в Бостоне и Беркли. Доля иностранцев (исключая граждан Конфедерации), занятых в экономике в целом, – десять процентов (как в среднем по Европе). Но, чтобы обуздать кадровый голод, этого мало. Власти волнуются: люди живут дольше, а рожают меньше. Город вынужден поднимать пенсионный возраст. Решать демографическую проблему предлагают и по старинке. Например, активисты радикальных православных движений «Церковь пророков Милонова и Мизулиной» и «Революция Христа в Содоме» призывают запретить однополые браки (они давно разрешены), вернуть в школу преподавание основ христианства, а все бездетные супружеские пары обложить налогом. И хотя сектантам гарантирована свобода слова, популярность запретительных мер ниже пяти процентов. Как предсказывал директор Академии исследований будущего экономист Александр Агеев, население Москвы так и не перевалило за отметку в пятнадцать миллионов. Более того, экономическую депрессию десятых годов и последовавшие политические перемены сопровождал отток людей из города.
С целью возвращения/привлечения специалистов из соседних автономий город запустил программу софинансирования покупки жилья для молодых пар. Наиболее комфортно в Москве себя ощущают студенты и спецы двадцати четырёх – тридцати шести лет.
Одновременно с этим с середины века падает потребность в неквалифицированной рабочей силе. Функции дворников, курьеров, продавцов, охранников, грузчиков взяли на себя роботизированные системы.
Транспорт – летающее такси и ночной электробус
Метро проникло глубоко за МКАД и приблизилось к ЦКАД, но так и не стало ходить по ночам (впрочем, по ночам наконец стали ходить автобусы). Вышел транспорт и в воздушное пространство, освободив дороги для пешеходов и велосипедистов. Точнее – любителей индивидуальных средств передвижения попросту вынудили подняться наверх. По проекту ведущих урбанистов Ильи Варламова и Максима Каца (представленному ещё в 2012 году), велосипедные дорожки опутали весь город, а проезд в исторический центр на личном транспорте оказался фактически под запретом. Высокая плата за парковку и драконовские штрафы за нарушения превратили старый город в сплошную прогулочную зону. Основным же транспортом стали гибридные наземные электробусы и летающие такси. Плата за проезд в общественном транспорте привязана к трём тарифным зонам: «Центр – Садовое кольцо», «внутри МКАД» и «Большая Москва – ЦКАД». Кроме прочего в летний период по Москве-реке курсируют скоростные водные трамвайчики. Налажена в мегаполисе и сеть городских электричек, интегрированных с подземкой и осуществляющих движение в ночное время.
«Рыба моей мечты!»
Сокращение количества автомобилей сказалось на экологии. Пересмотрели власти города и использование химических реагентов при обработке дорог, начав по скандинавской технологии использовать гранитную крошку. В итоге состав сточных вод (уходящих, как правило, в Москву-реку) улучшился радикально, и в водоёмах мегаполиса впервые за сотни лет снова стало возможно купание. А на Кремлёвской набережной соорудили специальную площадку для рыбаков – по примеру Стокгольма, где такая площадка действует прямо за Королевским дворцом. И рыбу можно есть!
Генплан – театры вместо торговых центров
На протяжении десятилетий власти города создают среду для людей, избавляясь от перегибов и уродств эпохи дикого рынка. Вместо торговых центров в Большой Москве строятся театры и сады. Вместо бессветофорных магистралей и парковок – возвращаются трамвай и газон. Новая эпоха меняет и саму идею мегаполиса. Город становится открытой площадкой для творчества и созидания, отодвигая на второй план потребление и коммерцию.
Почти вся территория в пределах Бульварного кольца превратилась в музей, общественное пространство для досуга и самовыражения. Вместо натыканных всюду машин приметой городских улиц стали музыканты, художники, актёры и поэты. Как бы ни противились старые элиты, деловая активность переместилась из старого города в новые центры, что выросли на месте старых советских промзон. Роль нервного узла досталась Сити, юго-запад облюбовали представители хай-тек индустрии из-за близости «Сколкова» и Троицкого наукограда. Идея же переноса правительственного квартала в Коммунарку провалилась по понятным причинам – армия чиновников сократилась до «гарнизона».
Как когда-то мечтал в разговоре со мной известный градозащитник Рустам Рахматуллин, всякие вмешательства в архитектурный облик исторического центра прекратились. В знак уважения к прошлому власти не трогают даже церетелевский памятник Петру, хотя некоторые и считают, что про уважение в этом случае можно забыть. Вне закона оказываются рекламные щиты, размещённые в пределах Третьего кольца. Под запрет попадает также установка кондиционеров на фасадах зданий в центре. Что и говорить – памятниками архитектуры признаны даже высотки на Новом Арбате и гостиница «Космос» на ВВЦ. Площадкой же для эксперимента стали всё те же новые территории, где активно идёт малоэтажное строительство.
Впрочем, генплан Большой Москвы ориентируется не на застройку, а на реновацию уже существующих жилых районов. Безликие спальные кварталы обретают спортивную и развлекательную инфраструктуру. Местным бы радоваться, но страх перед всяким новым строительством у себя под носом у москвичей в генах. И в 2063 году голова у мэра города болит по-прежнему об этом...
Этот фантастический прогноз – не что иное, как компиляция высказываний различных экспертов. От себя в финале я мог бы приписать что-нибудь менее оригинальное, например – «и все зажили счастливо». Но вот вопрос: что нужно сегодня для того, чтобы через пятьдесят лет Москва превратилась в город мечты? Мечтать, как говорит Рахматуллин, не вредно.
Текст: Павел Каныгин; Иллюстрация: Игорь Скалетский