Мода и атомная бомба
- 18.07.2012 14:23
Заметки об одежде и о войнах XX века.
Капризная мода всегда послушно следует за гонкой вооружений. Есть такое мнение. С этой точки зрения возможны два варианта реакции людей на войны и катастрофы – или одеться в военную форму, или снять с себя «лишнее». В XX веке успехом пользовались оба варианта.
Бикини и ядерное оружие
Дамы начали облачаться чуть ли не в просвечивающиеся платья еще во времена Французской революции и наполеоновских войн. В двадцатом веке процесс оголения стал стремительным. В Первую мировую войну дамы открыли спины и надели более короткие юбки. Во время Второй мировой юбки стали еще короче. А в конце войны, когда американцы испытывали атомные бомбы на одном из атоллов в Тихом океане - Бикини, появились предельно открытые купальники, получившие название в честь этого злополучного острова.
История с бикини крайне любопытна. Незадолго до того, как автомобильный инженер Луи Реар объявил о его изобретении, примерно такой же купальник под названием «Атом» предложил модельер Жак Хейм. Причем за год до того фотография подобного купальника появилась в журнале Life – там он был назван «французским купальным костюмом». Но – удивительное совпадение: в день, когда была опубликована эта фотография, в пустыне в штате Нью-Мексико произошло самое первое в истории испытание атомной бомбы.
Кстати, называть женщин «секс-бомбами» стали в то же время, после Второй мировой.
Моду, какой она дошла до нас, создали те, кто никогда не увлекался кройкой - разве что в масштабах государства. Моду, вопреки всем устоявшимся представлениям, делают не модельеры. Ее делают политики.
Сталин-кутюрье
Политики XX века - харизматические фигуры, основатели идеологий и законодатели мод.
Владимира Ильича Ленина в каком-то смысле можно считать соавтором стиля Шанель. Но до этого он совершил революцию и создал идеологию государства рабочих и крестьян. Образовавшийся в 1920-х годах СССР был главной темой светских разговоров в Европе, и мадам Коко решила это использовать - так начался ее «славянский» период. То, что она шила, получило название roubashka – подобие одежды русских крестьян, но только из очень дорогих тканей. Ее изобретение пользовалось невероятным успехом у великосветской клиентуры. В нем - истоки «элегантной простоты», которую она пропагандировала впоследствии. Шанель вообще чутко реагировала на модные тенденции своего времени и при этом всегда находилась где-то рядом с диктаторами. Позже она станет подругой Шелленберга – важной фигуры при Гитлере. Неудивительно, ведь и у самой Шанель наблюдались диктаторские замашки, и она пыталась стать диктатором – в моде.
В истории моды отметился и Сталин. Вождь всех народов занимался не только масштабными государственными делами, но и снисходил до мелочей. По его личному указанию женщины-военнослужащие получили высокие сапоги, широкие кожаные офицерские ремни и особые полевые сумки. Что же касается мужской моды, то именно Сталин сделал популярной полувоенную одежду, определив моду всего столетия. Вслед за ним в таком виде начали щеголять Мао Цзэдун, Фидель Кастро, Ясер Арафат - словом, все сколько-нибудь серьезные диктаторы.
Некоторые лидеры и революционеры XX века подарили моде свои головные уборы и даже бороды и усы. Берет вошел в моду в конце 1930-х после гражданской войны в Испании - его носил испанский диктатор Франко. Потом берет вновь появился – на этот раз благодаря Че Геваре. Свою шапку подарил модникам и бывший заирский диктатор Мобуто. Кепка Ленина в дизайнерский ассортимент вроде не вошла, но, несомненно, какое-то время определяла моду на головные уборы в СССР. Кстати, это была очень дорогая, совсем не пролетарская кепка. Вождь пролетариата приобрел ее в Париже, а сшита она была из дорогого материала - люстрина, который в России вообще никогда не производился. Уже значительно позже одна советская фабрика по заданию партии попыталась создать аналогичную ткань, чтобы сшить много костюмов и кепок Ленина и разослать их по всем музеям Советского Союза. Но несмотря на все новые технологии это оказалось весьма трудным делом.
Много легенд ходит о знаменитой бороде Фиделя Кастро, на которую якобы даже покушалась американская разведка. Мода на бороду – «барбу» – охватила после кубинской революции весь мир. (Безумно смешно, но факт – именно в это время в Америке появилась кукла Барби.)
Фидель стал первым в ряду законодателей мод - врагов Америки. Но не последним. В конце века в моду вошли усы «под Саддама».
Все диктаторы в XX веке вели войны. И это обстоятельство сильно повлияло на нашу современную одежду. Большинство мирных жителей немало изумились бы, узнав, что в их повседневном гардеробе присутствует экипировка всех родов войск всех армий земного шара.
Штаны НАТО
Футболки (так называемые T-Short), как ни странно, перешли к нам прямо из обмундирования американской армии времен Второй мировой.
Шнурованные высокие ботинки на толстой рифленой подошве - «комбаты» и «джангл» (типа «гриндерсов») - стали носить во время войны во Вьетнаме. И носили их не только военные, но и вполне штатские персонажи, в том числе пацифисты и модники. Второй раз эти ботинки стали популярны во время устроенной американцами «Бури в пустыне».
Чуть ли не половина всей одежды XX века имеет армейское происхождение. После первой мировой шинели превращались в пальто, а гимнастерки - в пиджаки и сорочки. Женские жакеты подозрительно напоминали офицерские кители, и костюмы для дам были трансформацией мужских военных мундиров. Все объяснялось просто: чтобы восполнить нехватку женской одежды, ее просто перешивали из военной мужской. Оказалось, что такая одежда очень удобна, и она была востребована в течение всего века. Да и сейчас, например, в моде тренч (в переводе — «траншея»). Во времена Первой мировой он был офицерским плащом, защищающим на фронте от непогоды. После войны его носили и мужчины, и женщины. Главные детали тренча с тех пор не изменились – «погоны» на плечах, двубортная застежка, пояс с пряжкой.
В конце 60-х - начале 70-х годов народ протестовал против войны во Вьетнаме. Однако при этом американские пацифисты ходили не только в армейских ботинках, но и в камуфляжных куртках, брюках и жилетах. Европейцы реагировали на войну более изысканно – знаменитый кутюрье Ив Сен-Лоран в 1968 году вдохновился обмундированием колониальных войск XIX века и создал стиль сафари. Это было что-то вроде тонкого французского намека на всем понятную историю.
После войны во Вьетнаме штаны войск НАТО и бундесвера перекочевали в зимний экстремальный спорт. Там они прекрасно живут и сейчас.
В перерыве между войной во Вьетнаме и следующей кампанией кутюрье оттачивали свое мастерство на камуфляжной форме. Видимо, предчувствовали, что мирная передышка - ненадолго. Но они чуть-чуть просчитались - в начале девяностых война действительно началась, но теперь она велась и с моря - в Персидский залив вошли военные корабли. Так что потребовалось срочно отрабатывать военно-морские мотивы - сочетание синего и черного с белым, обыгрывать полоски, якоря и блестящие пуговицы.
С точки зрения неразрывного союза войны и моды примечательна история бренда «Хьюго Босс». Настоящий Хьюго - дедушка тех, кто сделал эту марку знаменитой. Он жил в первой половине XX века и в 1920-х шил дождевики и форму для немецких солдат и комбинезоны для рабочих. Ходят слухи, что он участвовал в разработке униформы для гитлеровской армии. Если это так, то надо признать его немалый дизайнерский талант – ему удалось создать классику. Мундиры Вермахта и войск СС постоянно цитируются всеми дизайнерами. Впрочем, слухи старательно опровергаются – внуки Хьюго следят за имиджем дедушки.
Одежда марсиан
В течение XX века человечество не просто стремилось на чужие территории. Оно хотело проникнуть и в космос. Тема войны с инопланетянами оказалась довольно привязчивой. Еще в 1938 году шутник Орсон Уэллс на американском радио инсценировал «Войну миров». Марсиане высадились на землю, торжественно сообщал он и предлагал своим радиослушателям свидетельства очевидцев. Впечатлительные американцы Уэллсу поверили. Многие даже уверяли, что видели марсиан своими глазами! Эта история надолго осталась в памяти людей. И фильм «Звездные войны», появившийся на экранах десятки лет спустя, пользовался сумасшедшим успехом.
В 1965 году произошли два «космических» события: Пако Рабанн представил свою первую коллекцию (ее показывали манекенщицы с «марсианским» гримом и в пластиковых платьях), а советский космонавт Алексей Леонов первым прогулялся в открытом космосе.
Пако Рабанн с тех пор прочно ассоциируется с Марсом и другими воинственными планетами. Его первая коллекция называлась «Двенадцать платьев из современных материалов, которые невозможно носить». Неносибельными эти одеяния были, конечно, для человеческих существ, а вот инопланетянам они могли показаться вполне родными – платья из металла, пластика, оптических волокон, алюминиевой фольги и флюоресцирующей кожи.
«Мы будем вынуждены колонизировать Марс», - заявлял Пако Рабанн в интервью модным журналам и обещал, что как только ученые поспеют за полетом его воображения, он создаст одежду из ионизированного газа, которая будет менять цвет, реагируя на настроение своего владельца. Он не ограничивался разговорами: сделал платье из жидких кристаллов, которые меняют цвет в зависимости от температуры тела.
Русские в космосе
Вообще-то мода на синтетику началась чуть раньше – после запуска советского спутника.
«Война миров» по радио оказалась, конечно, гениальным розыгрышем. А вот первый полет в космос был очень даже реальным и серьезным делом.
До всех посвященных и непосвященных сразу дошло, что из космоса можно бомбить целые государства. Над западными странами нависла «русская угроза с воздуха». Читатели газет, респектабельные люди, по утрам за завтраком напряженно вчитывались в сообщения об изобретении ракет класса «земля-земля», «земля-воздух», «воздух-земля». Они понимали: в то время как прилет марсиан на звездолетах является делом неопределенного будущего, русские из космоса могут достать уже сейчас.
В моде синтетика. Почему-то она больше всего ассоциируется с космосом. В СССР даже появляется ткань «Космос». Из нее шьют белые свадебные платья. Советские женские журналы пишут о моде того времени: «Она заглядывает в прошлое… и в будущее - в рациональную космическую эру».
Премьер-министр Косыгин едет в Италию и договаривается о производстве ткани болонья в СССР. В Наро-Фоминске под Москвой строят завод. Его главный инженер Анатолий Кирсанов вспоминает, как целый год провел в солнечной Италии, чтобы привезти в Советский Союз технологию производства плащей болонья. Технология оказалась выгодной. Плащи стоили в Италии пять-шесть долларов, а в Союзе продавались по триста рублей.
Джинсы и Берлинская стена
Наступают 1980-е. Человечество заболело новой болезнью – стремлением все терзать, кромсать и крошить. Американская богема ест галлюциногенные грибы, а затем рушит строения, разбивает вдребезги рояли. Это называется - хэппенинг («происшествие»). Люди режут одежду ножницами, трут наждаком, протыкают вилкой, обрабатывают специальным ножом для чистки овощей. Всем этим манипуляциям подвергается особый вид самых прочных американских штанов - джинсы.
Вновь входит в моду свободная любовь, а такжеборьба за права сексуальных меньшинств. Появляется и странный обычай большими толпами бегать по улицам городов абсолютно голыми в знак протеста - хотя точно неизвестно, против чего.
Богемный Келвин Кляйн, воспитанный на оргиях нью-йоркского клуба «Студия 54», первым делает «дизайнерские джинсы» и создает стиль унисекс.
Человек должен быть либо голым, либо в джинсах - вот что модно. Лучше всего, конечно, – голый человек в джинсах. Как же это сочетать? Кляйн решил проблему очень элегантно. Его модель - девочка-подросток Брук Шилдс – произносила в рекламе хулиганскую фразу: «Ты знаешь, что между мной и моими джинсами ничего нет?»
Происходил грандиозный капитальный ремонт всего земного шара. Ломались здания, корежились предметы интерьера и одежда, и вслед за этим, как и положено, шла грандиозная Перестройка.По иронии судьбы, она совершенно буквально вылилась в крушение самой знаменитой во всем мире стены.
Падение Берлинской стены некоторые историки символически связывают с полной победой джинсов (потом один западный автор напишет статью под названием - «Джинсы, которые повалили Берлинскую стену»). Считалось, что джинсы, в которых так любили ходить граждане ГДР, являются выражением их антикоммунистического протеста. Руководство страны во главе с Эриком Хонеккером немало постаралось, чтобы вытравить эту моду, а потом, убедившись, что это невозможно, дало указание шить собственные восточногерманские джинсы, не хуже американских. Как раз в это время в Америке устали рвать джинсы, простреливать их из винтовок, тереть на терке и обрабатывать ножами для чистки овощей. Их стали «варить». Тогда ГДР построила джинсовый завод и заказала дорогостоящую линию импортных стиральных машин. Но стена рухнула, и западные джинсы окончательно победили.
Духи с запахом газа и керосина
Пока весь мир разбирался с джинсами, японцы готовили вторжение в мир моды своих дизайнеров…
Эти дизайнеры (такие как Кавакубо и Ямамото) пришли вместе с «тойотами» и сразу создали «антимоду». Их одежда была выдержана в цветах оргтехники или траура. Они предлагали духи с машинными названиями и запахами офисной техники. Некоторые критики сделали вывод: такой дизайн возможен только после Хиросимы и Нагасаки. Новое направление так и назвали: Post Hiroshima Look.
При этом японские дизайнеры с негодованием отрицают, что опираются на традиционное искусство. Они утверждают, что их породили мегаполисы. И впрямь - они истинные дети техногенной цивилизации.
«Антидухи» Рей Кавакубо – вообще особая история. Зачастую они имеют «технологические» наименования - «аромат 53» или «аромат 71» (подразумевается, что там ровно 53 или 71 компонент).
В них используются запахи металла, жженой резины, вулканического пепла и кукольных волос из целлюлозы, запахи алюминиевой сварки и тостера со свежеподжаренным хлебом...
Но это еще не все. У Рей Кавакубо есть еще духи «Химчистка» - с лаком для ногтей и парами растворителя, «Гараж» - с добавкой керосина, «Небо» - с ПВХ и дегтем, и совсем уж страшный «Деготь» - с бытовым газом, парами асфальта и погасших сигарет.
Очень трудно отделаться от мысли, что антимода и антидухи – это на самом деле своеобразная, пусть неосознанная, но все-таки месть за две атомные бомбы. Невольно вспоминается восточный способ ведения войны. Вспомним Сунь-Цзы или самурайские книги: там везде говорится, что лучше всего - победить противника, не вступая в прямое столкновение с ним… И японцы действительно вполне мирно завоевали весь мир – экономически. Кстати, теперь им принадлежат многие студии Голливуда, и в американских фильмах все реже происходят хеппи-энды.
Мода на террористов
Восточная тенденция в одежде в течение XX века лишь усиливалась.
Чем больше войн на Востоке, чем сильнее угроза терроризма, тем больше Востока в одежде. Началось все это давным-давно, еще во время Крестовых походов. Европейские дамы тогда стали носить тюрбаны и высокие колпаки, позаимствованные у суфиев.
Когда в XX веке далай-лама вынужден был покинуть Тибет и остановился в Индии, это вызвало появление множества последователей буддистского учения в разных странах. Эти люди одеваются в странные одежды и часто вообще не работают, но оказывают мощное идеологическое влияние на весь мир. Мода на все восточное с тех пор еще больше укрепляется, а в последнее время особенно актуальной оказывается мусульманская тема. Интерпретируют ее, конечно, все по-разному. Лондонский дизайнер Чалаян, например, как-то даже выпустил на подиум голых манекенщиц в чадрах…
После трагических событий 11 сентября журналы назвали первым модельером мира Усаму бен Ладена. Террориста номер один начинают искать в Афганистане, и становится модным все афганское. Афганские вышитые дубленки, отороченные мехом монгольской ламы, были популярны еще во времена хиппи. А теперь на пике моды – «кабульский шик» афганского лидера Хамида Карзая, то есть сочетание европейских костюмов и азиатских аксессуаров – например, накидки из тонкой шерсти и головного убора вроде того, что был у бывшего заирского диктатора Мобуто. Каракулевые шапки афганского лидера модны не менее, чем шапки читрали (такие носил лидер Северного альянса Ахмадшах Масуд). Правда, как пишет «Нью-Йорк пост», для того чтобы выглядеть, как афганский лидер, нужно обладать состоянием бен Ладена.
К концу века восточные люди все больше интересуются западной модой – или, скорее, играют с нею как кошка с мышкой. Ливийский диктатор Каддафи пришел к необычному выводу – «Женщина тоже человек». Именно так он озаглавил одно из своих философских сочинений. Спустя несколько лет он провел в своем государстве конкурс красоты.
Мода будущего
В течение всего столетия люди пытались создать различную униформу - военную, деловую, сексуальную. Не только одежда, но даже человеческое тело должно было отвечать стандартам. Конкурсы красоты стали проводить именно в XX веке, и победить в таком конкурсе могла лишь девушка, чья внешность в точности отвечала установленным стандартам. Эти стандарты были более чем определенными и выражались в цифрах, теперь известных всем - 90-60-90. Точно так же штамповались и таланты на творческих конкурсах.
Но гениальный специалист по будущему - футуролог Элвин Тоффлер еще в 70-х предрекал наступление иной эры, и уже сейчас можно наблюдать ее начало. Очень скоро мы будем чрезвычайно индивидуальны. Нам уже будет сложно найти друзей, настолько мы будем отличаться друг от друга. Люди перестанут ездить на работу в одно и то же время - благодаря новым информационным технологиям и возможности удаленной работы. И одеваться мы будем крайне разнообразно. Что же тогда станет с модой?
Она просто… выйдет из моды.
XX век. Избранное
1914 год. Начинается Первая мировая война. В следующем году появляются первые тюбики губной помады.
1925 год. Опубликована книга Гитлера «Майн Кампф». Появились короткие юбки, а в 1927-м - помада, устойчивая к поцелуям.
1938 год. Продается первая пара нейлоновых чулок, через год начинается Вторая мировая война.
1941 год. В обмундировании военно-морских сил США появились первые футболки (T-Shirts) – они станут популярны у мирного населения после войны, а сегодня присутствуют в гардеробе, пожалуй, каждого жителя планеты.
1945 год. Закончилась Вторая мировая война. США сбрасывают атомные бомбы на Японию. Американки тратят на красную помаду тридцать миллионов долларов в год. В пустыне в Нью-Мексико испытывают первую атомную бомбу; на страницах Life появляется первый раздельный купальник.
1946 год. Испытания атомной бомбы на атолле Бикини. Жак Хейм предлагает купальник атом, Луи Реар — купальник бикини.
1957 год. СССР запускает первый искусственный спутник Земли. Мода на синтетические ткани. Первая жидкая подводка для глаз в тюбиках.
1958 год. Изобретены колготки. В следующем году произойдет кубинская революция, войдет в моду борода Кастро и появится кукла Барби. Далай-лама будет вынужден покинуть Тибет, в западном мире станет популярна восточная культура и восточные одежды.
1961 год. Юрий Гагарин в космосе. Построена Берлинская стена. Бойскаутам разрешили носить длинные штаны.
1965 год. Алексей Леонов – первый человек в открытом космосе. Модельер Пако Рабанн предлагает «марсианскую» одежду.
1975 год. Американцы ушли из Вьетнама. Купальник бикини еще уменьшился - появился его бразильский вариант - танга.
1986 год. Взрыв чернобыльского реактора и шаттла Challenger. В Атлантике затонула «К-219» - советская атомная подлодка. В моде 90-х - «экологичная» одежда.
1989 год. Пала Берлинская стена, коммунистический режим – при смерти. Вся Восточная Европа с тех пор ходит в джинсах – одежде американцев.
1991 год. Война в Персидском заливе. В моде - морской милитари.
1999 год. Война в Косово. Страшное землетрясение в Турции. Пако Рабанн и Кензо заявляют о своем уходе из высокой моды.
2001 год, 11 сентября. Взрыв зданий Всемирного торгового центра. Американские политики обвиняют в происшедшем Усаму бен Ладена - в моде усиливается исламская тема. Америка ищет бен Ладена в Афганистане - в моде «кабульский шик». Бен Ладен объявлен некоторыми модными журналами первым модельером мира.
Цитаты
Сальвадор Дали
Мода – это то, что может выйти из моды.
Шанель
Мода может выйти из моды, но стиль - никогда.
Виктор Гюго
Обнаженная женщина вооружена.
Фидель Кастро
Военная форма практична, проста, дешева и никогда не выходит из моды.
Cigar Clan 6'2006. Анна Бокова