Леонардо ХХ века
- 21.01.2011 15:39
В начале 1970-х годов мода на старые автомобили завоевала западный мир. Марка Voisin у коллекционеров антиквариата уже была в заслуженном почете.
Но мало кто из них догадывался, что тот, чьим именем названы неординарные, красивые автомобили, еще жив и к тому же продолжает творить. Правда, в те годы Габриэля Вуазена интересовали уже не автомобили, а... воздушные змеи.
Город, которого нет
Такой в 1925 году видели столицу Франции два великих фантазера – Ле Корбюзье и Габриэль Вуазен. Знаменитый архитектор, задумавший план реконструкции Парижа, искал финансового содействия у автомобильных фабрикантов. Ведь отрасль была на подъеме, богатея день ото дня. Но ни Citroёn, ни Renault замыслами зодчего не заинтересовались. Зато Вуазен, видимо, почувствовал в Ле Корбюзье родственную душу. Так возник «план Вуазен», вошедший потом во все хрестоматии по архитектуре и прославивший не только великого зодчего, но и конструктора. В машинах с авиационными двигателями, которые в ту пору проектировал инженер, и хрустальных башнях, окруженных садами, действительно много общего. В середине 1920-х звездный путь прославленного ныне архитектора, по сути, только начинался, да и компания Voisin была на самом взлете.
Крылья, шестерни, колеса
Братья Вуазен – Габриэль и младший Шарль – начинали с авиации, став заметными действующими лицами самого романтического периода ее истории. Впрочем, первый автомобиль братья построили еще чуть ли не в 1900 году, а самолетами занялись в 1906-м. Но авиация была интереснее и увлекательнее. В 1912 году, когда Шарль погиб в автомобильной аварии, завод Вуазенов в Исси-де-Мулино был уже вполне солидным, технически развитым предприятием.
Не успел Voisin C1 стать серийным, как Вуазен вместе с молодым талантливым конструктором Андре Лефевром (позже он прославится, участвуя в создании знаменитых Citroёn) занялся проработкой переднего привода и двигателя V 12. Последний выставили на Парижском салоне 1919 года. Эта первая послевоенная выставка была знаменита тем, что ведущие европейские компании свезли сюда все самое лучшее, самое современное, что успели создать по окончании войны. Двенадцатицилиндровый мотор Voisin серийным не стал. Но один агрегат, доказав его работоспособность, установили на автомобиль шефа – Габриэля Вуазена. Начинался золотой век его компании...
Звездный билет
Совсем скоро главный салон фирмы на Елисейских Полях, 63, стал напоминать элитный клуб или фойе Гранд-опера в день премьеры. Сюда захаживали писатель Анатоль Франс, шансонье Морис Шевалье, звезда мюзик-холла «Фоли-Бержер» Жозефина Бейкер. Все они были поклонниками и владельцами автомобилей Voisin. На машинах этой марки ездили президенты Франции и Аргентины, король Югославии и барон Ротшильд. Voisin очень ценил Уильям Вандербильт – миллионер, ставший легендой еще при жизни, поклонник быстрых и красивых автомобилей, организатор автогонок своего имени. Рядом с собственным Voisin охотно позировал известнейший актер Рудольф Валентино.
Что привлекало знаменитостей в этих машинах? Отчасти, наверное, мощные и бесшумно работающие моторы системы Knight. Ведь огромный расход масла и дым «за кормой» таких клиентов мало волновали. Разумеется, не последнюю роль играли просторные, богато и тщательно, словно барский дом, отделанные кузова. Некоторые автомобили выглядели подчеркнуто архаично, иные, напротив, авангардно, да еще и имели наружные панели из алюминия – для тех лет решение почти революционное. Все это было вполне в духе Габриэля Вуазена. Не исключено, что и он сам своими неординарными решениями и высказываниями привлекал столь же неординарных, порой противоречивых в поведении и решениях клиентов...
Свою автомобильную, а отчасти и жизненную философию Вуазен излагал в коротких афоризмах в фирменных проспектах. «Автомобиль без багажника – как армия без боеприпасов» – может, это звучало и не очень выразительно. Но вот куда интересней: «Искусство аэродинамики не нуждается в расчетах. Это нечто, что я чувствую, это в моих руках». Подобные афоризмы дали повод для слухов: автомобили Voisin строят, как старые корабли, – без чертежей. Конечно, это было неправдой. Вуазен собственноручно рисовал сотни и тысячи эскизов (не считая тех, что, как положено, чертили конструкторы), прорабатывал каждую деталь (скажем, дверную ручку), доводя ее до совершенства.
Что касается аэродинамики, отношение к ней Вуазена было своеобразным. Несомненно, он один из отцов стиля, который позднее справедливо назовут псевдо-аэродинамическим. Покатые крыши, скругленные крылья, иногда закрытые щитками колеса – элементы, призванные действительно улучшить обтекаемость, – сочетали с высоченными решетками радиаторов, огромными, отдельными от кузова крыльями, иногда подножками. Попади такой автомобиль в аэродинамическую трубу, непременно бы вызвал у спецов по обтекаемости ужас. Но... выглядели подобные машины чертовски привлекательно!
А еще Вуазен ненавидел слово styling и очень ревностно относился к творениям даже известных, прославленных кузовных ателье. За установку на шасси Voisin не одобренных компанией кузовов она грозила отлучением от фирменного обслуживания. Вуазен как-то даже сказал, что берет к себе на работу в основном тех, кто никогда не трудился до этого в автомобилестроении. Чтобы стереотипы не мешали создавать высокое автомобильное искусство!
От расцвета до заката
Правда, некоторые считали, что не слишком мощные и отчаянно дымящие шестицилиндровые (очень дорогих машин с V 12 делали совсем немного) бесклапанные моторы уже устарели, а иные заводские кузова Voisin чересчур помпезны и старомодны. Но Габриэль Вуазен всегда умел причудливо совмещать передовые решения и почти фантастические изобретения с техническим консерватизмом.
Апогей конструкторского стиля фирмы – 12-цилиндровый рядный (!) мотор 1936 года. Вообще-то это были два 6-цилиндровых агрегата, поставленных последовательно. При этом два цилиндра «влезли» в салон автомобиля. Нет, не потому, что Вуазен не хотел делать излишне длинный капот! Это, конечно же, его не пугало! По мысли конструкторов, сдвинутый назад тяжеленный двигатель способствовал лучшей развесовке! Вот уж типичное для Вуазена сочетание неординарных решений! Мотор с четырьмя карбюраторами развивал 180 л.с. – даже по тем временам не баснословно много. При этом заводской проспект утверждал, что максимальная скорость модели V12L – свыше 200 км/ч. Скептики криво ухмылялись. Поклонники марки верили или... хотели верить.
Машин с 12-цилиндровыми моторами построили единицы. А последней самостоятельной, действительно серийной моделью стал Voisin C28 со 100-сильным 6-цилиндровым мотором и электромагнитной коробкой передач Cotal, упрощающей переключение (водитель небольшим рычажком заранее выбирал скорость, а включал ее нажатием педали сцепления). Увы, автоматических коробок передач, пригодных для серийного автомобиля, еще не было. А желание облегчить переключение оставалось для Вуазена idea fix.
Кризис, большие затраты на новые разработки и низкие продажи – все сошлось вместе, и в 1937 году Габриэль Вуазен фактически потерял контроль над фирмой, которая еле сводила концы с концами. Выправить положение должна была модель C30, которая и внешне, и «начинкой» копировала американский Graham. Любви покупателей такой автомобиль, разумеется, не снискал. А в 1939-м, когда Вуазен вернул себе по крайней мере частичный контроль над компанией, автомобили она уже не делала. Авиадетали Франции были нужнее. Да и вообще эра роскошных, красивых, мощных, классических, как их назовут в 1960-х, автомобилей стремительно шла к закату.
Талант и поклонники
В 1950 году на Парижском автосалоне конструктор представил маленькую машинку Biscuter с 9-сильным 2-тактным моторчиком. Как же эта машинка была далека от автомобилей Voisin! Зато – на злобу дня. В Испании с 1954 по 1960 год построили около двадцати тысяч этих дешевых, простецких, неприхотливых машинок. Многие ценители классических традиций считали, что делать такой автомобиль для Вуазена, как «для Леонардо раскрашивать зубные щетки из супермаркета». Но знаменитый фантазер и конструктор так не думал. Он увлеченно творил даже в те годы, когда многие, в том числе коллекционеры, которым посчастливилось купить Voisin, считали, что Габриэль Вуазен давно умер.
Однако самые горячие поклонники все же находили мэтра и посещали его. Он охотно принимал гостей, делился с ними планами. В те годы он увлекался... воздушными змеями и бытовой техникой. Уже отметив девяностолетие, изобретатель рассказывал одному заезжему американцу: «Я придумал обтекаемый автомобиль, но еще я работаю над совершенствованием пробкового штопора»...
Сергей Орлов