Искусство печати
- 23.11.2011 14:34
Типография Питера Врайдака выпускает сигарные банты, висты и облицовку сигарных коробок. Об объёмах производства Питер говорить не любит — ему больше по душе разговоры о его печатных любимчиках. Судя по тому, что в их число входят чёрно-жёлтый глянцевый красавец-бант Cohiba Behike, а также фестивальные банты и коробки для доминиканского ProCigar, типография без заказов не скучает.
Я познакомилась с Врайдаком несколько лет назад и почти сразу же получила приглашение посетить Питера и его супругу Лус в Бельгии, до которой я добралась только в этом году и, надо сказать, пожалела, что выделила для поездки к Питеру лишь один день. За сутки нам предстояло увидеть массу всего интересного, включая музей полиграфии, основанный компанией Врайдака несколько лет назад. Мне казалось, что подобный музей должен быть крохотным, и часа на его осмотр будет вполне достаточно. В доме Питера и Лус, ещё не доехав до музея, я поняла, что ошибалась.
Компания Vrijdag Premium Printing была основана дедом нынешнего владельца Питера Врайдака Луисом Врайдаком в 1905 году. Первой её продукцией были ноты. Сегодня компания занимается несколькими направлениями, включая сложные этикетки для дорогого алкоголя и сигарные банты.
Сигарное направление создал Питер. Сам он не большой любитель сигар, но страстный путешественник. Примерно двадцать лет назад он и его жена Лус познакомились с несколькими доминиканскими производителями сигар – именно тогда типография Врайдака получила первый заказ на сигарном рынке. Сегодня Vrijdag Premium Printing производит несколько сотен миллионов сигарных бантов в год.
В музее, который Питер Врайдак на собственные средства учредил несколько лет назад, помимо уникальных экземпляров печатной продукции собраны и станки, на которых эта продукция изготовлялась.
В том числе и литографические прессы, среди которых — реплика первого деревянного пресса, созданного новатором Иоганном Алоизом Зенефельдером. Все машины, представленные здесь, — в прекрасном рабочем состоянии.
В одной из комнат я обнаружила высокие вместительные стеллажи, забитые до отказа коричневыми папками. Сто или около того папок, наполненных сигарными бантами, винтажными и современными, безумно красивыми и очень редкими.
Первой моей реакцией на увиденное стал вопрос: «Почему всё это богатство не в вашем музее?». «Там и так всего предостаточно, ты увидишь», – с улыбкой сказал Питер.
Как оказалось, «предостаточно» было не тем словом, которое можно употребить по отношению к музею. Там собрана вся история печатного дела – от камней с выбитыми на них знаками до современных станков.
В общей сложности мы провели в музее пять часов, которых явно не хватило. Питер предложил мне небольшой мастер-класс от учеников школы печатного дела, но мне было не до этого — весь день я не выпускала из рук фотоаппарата.
Особенная гордость Питера Врайдака - бант сигары Cohiba Behike
В личной коллекции Врайдака есть вещи, при виде которых даже не самые искушённые в вопросах литографии люди теряют дар речи. Вот, например, купленная за тридцать тысяч евро книга, датированная XVI веком. В ней собрана хронология рыцарских турниров. Иллюстрации можно рассматривать бесконечно. Личная коллекция сигарных бантов также пока не попала на полки музея – Питер хранит наиболее редкие экземпляры у себя дома.
В коллекции музея - книги и иллюстрации, купленные во многих странах, в том числе и в России
Катерина Рыжкова