Ход конем
- 04.08.2011 17:38
Если в споре о том, кого первым из животных одомашнил человек – собаку или лошадь, – истина до сих пор не установлена, то по вопросу, какую командную игру можно считать самой древней, дискуссий не возникало никогда. Даже самые яростные поклонники футбола безропотно признают приоритет конного поло.
Да, происхождение игры в мяч связано с лошадьми – так, во всяком случае, утверждают историки, которые установили, что воины персидского царя Дария I из династии Ахеменидов еще в VI веке до н.э. играли в странную конную игру с одним туркменским племенем. Из Персии поло (от тибетского слова pulu – «шар») стремительно распространилось по Азии. Литературные источники свидетельствуют: «В ходе игры надо было уметь на полном скаку быстро осадить лошадь, остерегаясь при этом поранить участников игры, и не забивать мяч на крышу домов, даже в том случае, если полдюжины мячей стоили всего один дирхем. Не полагалось также прогонять зрителей, расположившихся на стене, окружающей ипподром, так как именно для того, чтобы их не беспокоить, и устраивали поля по шестьдесят локтей в поперечине» (Иб Кутайба. Уйун ал-ахбар, стр. 166, согласно «Китаб ал-уйун»).
В новое время в Индии это состязание увидели англичане, а уже в конце XIX века был создан первый британский полоклуб. Англичане утвердили регламент, обустроили поля и объявили поло «королем игр, игрой для королей». Однако тот вид соревнований, которые избрали для себя в качестве основного европейские монархи, – всего лишь одна игра из огромного количества состязаний, где лошадь и человек демонстрируют чудеса выносливости, ловкости и взаимопонимания. Не умаляя значимости и популярности этой древнейшей игры, не пытаясь проводить исторические и географические параллели, попробуем все же восстановить справедливость и воздадим должное всем конным командным состязаниям, распространенным на Евразийском континенте: древним и современным, западным и восточным, аристократичным и демократичным – словом, тем, где главными героями являются быстрый конь, отличный наездник и командный дух.
Конное поло
В поло играют преимущественно на пони, хотя могут использоваться и другие породы. Для этой игры была выведена специальная порода лошадей – поло-пони. Ее получили путем скрещивания британских пони с чистокровными верховыми небольшого роста. Когда встал вопрос о получении более рослых, выносливых и быстрых лошадей, поло-пони скрестили с крупными чистокровными верховыми. Центр разведения поло-пони находится в Аргентине, где этот вид спорта особенно развит. От лошадей требуется умение быстро менять скорость, поворачиваться и останавливаться. Игровое поле для конного поло – это газон размером 275х180 метров, окруженный низким заборчиком. На двух концах поля стоят ворота шириной три метра. Игра проводится на галопе, ее цель – забить длинной бамбуковой клюшкой в ворота как можно больше мячей, После того, как гол засчитан, команды меняются воротами. Мяч для поло не превышает 88 мм в диаметре и весит не более 134 г. Клюшка представляет собой длинную бамбуковую рукоятку с тяжелым деревянным наконечником в виде молотка.
Удары по мячу производятся боковой стороной клюшки. Игроки надевают защитные шлемы, застегивающиеся под подбородком, специальные ботинки для поло и наколенники. Во избежание травм на ноги пони наматывают бинты. Хвосты животных должны быть заплетены, чтобы клюшки в них не запутывались. На подковы зачастую набивают металлические подковки с шипами для лучшего сцепления с землей. Команда для игры в поло состоит из четырех игроков: номера 1 и 2 являются нападающими, у номера 3 функции нападающего и защитника, а номер 4 находится сзади и защищает ворота. Игрок, который нанес последний удар, получает приоритет, то есть никакой другой игрок не должен пересекать траекторию мяча перед ним или отталкивать его в сторону. Скакать рядом, блокируя ведущего мяч игрока или оттесняя его, разрешается настолько, насколько это не препятствует его движению. Сталкиваться и сбивать с курса позволено только в тех случаях, когда угол атаки не меньше сорока пяти градусов, при этом контакт должен приходиться между бедром и плечом пони. Игрок не имеет права намеренно касаться соперника, его амуниции или пони своей клюшкой. Ее можно держать только в правой руке. В поло то и дело назначаются свободные удары: когда один игрок пересекает путь другому, или толкает лошадь соперника, или передвигается зигзагами, или не должным образом использует клюшку. Правда, если игрок подцепит своей клюшкой «оружие» соперника или отведет ею мяч, это не считается нарушением.
Хорсбол
В отличие от всех остальных командных конных игр эта – самая молодая, поэтому ее называют игрой XXI века. Она зародилась в Бордо (Франция) около двадцати пяти лет назад. «Отцом» хорсбола считают француза Жана-Поля Дюпона, который совмещал работу инструктора верховой езды с увлечением регби. Именно ему пришла в голову мысль испробовать странный гибрид регби и конного баскетбола, который сразу завоевал огромное количество поклонников.
По сравнению с более известной и аристократичной командной конной игрой – поло – хорсбол гораздо демократичнее и поэтому стремительно набирает популярность в Европе. В хорсбол играют на ровной площадке размером 65х25 метров две команды по шесть человек. Одновременно на поле находятся не более четырех всадников. С двух сторон площадки на высоте трех с половиной метров от земли устанавливают кольца, похожие на баскетбольные, диаметром не более метра. Судья размещает мяч на средней линии, и любой из игроков команды, которая начинает первой, должен подхватить мяч с земли. Если у него не получается, это право переходит к другой команде.
В ходе игры команды борются за мяч, игроки должны завладеть им, сделать не менее трех пасов и закинуть в кольцо. Нельзя удерживать мяч дольше десяти секунд. Игра состоит из двух периодов по десять минут с перерывом между ними в три минуты. В среднем за матч забивается до двенадцати голов, а если темп очень быстрый, то и все двадцать. На площадке присутствуют двое судей, один из которых следит за игроками верхом на лошади, а второй – из кабинки, которая установлена на возвышении, как в теннисе.
В игре используется мяч, похожий по размеру на футбольный, но оплетенный специальными ремнями, к которым крепятся петли. Участникам не раз приходится подхватывать упавший мяч с земли. Действие, на которое вряд ли отважится неподготовленный всадник, занимает у них одно мгновение, при том что лошадь скачет резвым галопом. Такие упражнения требуют хорошей физической подготовки от игрока, а лошадь должна безукоризненно подчиняться ему, не бояться криков болельщиков и столкновения с другими лошадьми. Юниоры до шестнадцати лет играют, как правило, на пони (до 142 см в холке), однако с четырнадцати лет они могут участвовать в соревновании в составе взрослых команд. Рост лошадей неограничен. Для хорсбола не любят покупать слишком высоких лошадей, ведь в ходе игры приходится не раз поднимать мяч с земли. Опытные спортсмены высоко ценят чистокровных лошадей не выше 162 см в холке.
В хорсболе не требуются дорогие лошади – как правило, на поле отлично справляются лошади хобби-класса, купленные менее чем за три тысячи долларов. На первый взгляд хорсбол выглядит травматичным и опасным видом спорта, но это неверное впечатление. Жесткая игра на поле не поощряется, а опасные ситуации тут же пресекаются судьями.
Цхенбурти (чоганбурти)
Это грузинская национальная конная игра с мячом, напоминающая теннис. Она была воспета еще в XII веке Шотой Руставели в поэме «Витязь в тигровой шкуре».
Смысл ее в том, чтобы всадники, разделенные на две команды по шесть человек, забили резиновый мяч в ворота противника. Это делается при помощи чогани – ракеток с удлиненной рукоятью, похожих на большие ложки. Длина такой ракетки – 30 см, ширина – 15 см, сделана она из шпагата или ремешков, переплетенных и натянутых на прочную раму. Двенадцать человек: шесть нападающих, четыре полузащитника (правые и левые) и два защитника-вратаря – играют на площадке длиной 150-300 метров, шириной 60-120 метров два тайма по пятнадцать-двадцать минут с перерывом десять мин. У цхенбурти есть игра-близнец – кванчис-цема. В ней всадники вооружены не чогани, а клюшками – кванчи (как в конном поло).
Исинди
Считается одной из самых динамичных и увлекательных конных игр в Грузии, так как имитирует военное сражение, только вместо копий – дротики с мягкими наконечниками. Полем служит прямоугольная ровная площадка 100х20 метров, сейчас игры нередко проводят на скаковой дорожке ипподрома. Соревнуются две команды по шесть-восемь всадников.
Они выстраиваются в шеренгу каждая на своей стартовой линии, между которыми должно быть не менее восьмидесяти метров. Перед каждой штрафной линией примерно в пятнадцати метрах по центру устанавливается шест, обозначающий место поворота. Всадники вооружены легкими бамбуковыми дротиками длиной 120-150 см с мягкими (резиновыми) наконечниками. По сигналу судьи член одной команды выезжает к штрафной площадке противников и бросает в их сторону свой дротик. Затем, резко обогнув шест, обозначающий поворот, устремляется к своей команде. В тот же момент из рядов соперников вырывается один из игроков и стремится догнать его и поразить броском своего дротика. Независимо от результатов броска он также должен обогнуть ограничитель и постараться избежать удара дротиком. Все это происходит на предельной скорости, и основой успеха является быстрый поворот перед шеренгой соперников.
За поражение дротиком всадника команде начисляется два балла, за попадание в лошадь – один балл. В случае если преследуемый джигит сумеет поймать дротик на лету, он получает два балла в пользу своей команды. Игра проходит в два тайма, с переменой стартовых позиций. В каждом тайме в погоне должны принять участие все игроки команды. Исинди действительно непревзойденная по накалу и зрелищности игра, среди болельщиков здесь не бывает равнодушных, а каждый удачный бросок встречается аплодисментами и восторженными выкриками. Нарушения правил штрафуются отрицательными баллами. Особый штраф дается за укол дротиком соперника или его лошади без броска.
Пушбол
Пушбол (англ. pushball, от push – «толкать» и ball – «мяч»). Это британская командная конная игра с большим тяжелым мячом, заключенным в кожаную или брезентовую покрышку (диаметр около 1,8 м, масса 20-30 кг). Всадники стараются загнать мяч в ворота соперников. Исход борьбы определяет соотношение забитых мячей. Игра проводится на поле размером 300х150 метров. На противоположных по ширине концах поля устанавливаются ворота, которые по размеру несколько больше футбольных и имеют гибкий верх, при этом они выше всадника. Перед воротами – штрафная площадка в виде полукруга в три раза шире ворот. Мяч толкает лошадь, всадник не имеет права прикасаться к мячу. Игра начинается с центра поля и возобновляется с этого же места после каждого забитого мяча. Продолжительность игры – два тайма по десять минут. После десятиминутного перерыва команды меняются воротами. Мячи, выбитые за боковую линию (в аут), возвращаются в игру членами другой команды. Судят игру двое арбитров на флангах и секундометрист. Игрокам запрещается заезжать за боковую линию и забивать оттуда мяч, пересекать линию штрафной площадки, сбивать лошадей с хода, бить животных и всадников. За нарушение правил назначается штрафной удар по незащищенным воротам или удаление с поля на определенное время вплоть до окончания игры.
Кабахи
Одна из древнейших грузинских конных игр. Она так же, как и исинди, связана с боевой подготовкой вооруженных всадников. Игра может проводиться как в командном, так и в личном варианте. На удлиненной площадке (или на скаковой дорожке) со стороны, противоположной от зрителей, устанавливается шест высотой шесть метров. На его вершине помещается чаша (когда-то она была золотая или серебряная) или резиновый мяч диаметром 15 см. Шеренга участников игры выстраивается на расстоянии 40–50 метров от шеста. По сигналу судьи один из всадников поднимает свою лошадь в галоп и, приблизившись к шесту, не замедляя движения, выстрелом из лука стремится попасть в мишень. Каждый имеет право на две попытки. В командном зачете победитель определяется по сумме попаданий в цель. В личных соревнованиях при равенстве результатов проводятся дополнительные попытки.
Сюр папах
Сюр папах – азербайджанский вариант конного баскетбола. Игра действительно очень напоминает баскетбол, так как две команды играют меховой папахой или имитирующим ее обшитым мехом мячом.
На краях площадки произвольного размера (но не менее чем 80х30 метров) устанавливаются два шеста высотой по три метра с кольцами наверху диаметром 50 см. Вокруг шестов размечается штрафная площадка диаметром пять метров.
В команде четыре нападающих и два защитника, которые могут действовать только на своей половине поля. Игра проводится в два тайма по десять минут. Цель – забросить папаху в кольцо соперника большее количество раз. При этом засчитываются только броски, выполненные из-за линии штрафной площадки. Основная трудность игры в том, что игрок имеет право держать папаху в руке только четыре секунды. Запрещено передавать ее из рук в руки без броска. Если папаха упала, ее имеет право с ходу, не слезая с лошади, поднять любой всадник. Заброшенная в кольцо противника папаха дает одно положительное очко. Но если это сделано с тыла, очко не засчитывается.
Папах-оюну (отними папаху)
Динамичная конноспортивная игра, родина которой также Азербайджан. Суть игры: каждый всадник старается захватить головной убор другого и сохранить свой. Потерявшие головной убор спешиваются (у них отбирают лошадей), и их ударами папах прогоняют с поля. Существуют два варианта этой игры: показательный и спортивный. В первом участвуют одна всадница и пять всадников. Игроку, сохранившему свой головной убор и захватившему два других, засчитывается одно очко. Всадница получает очко за два головных убора, причем головной убор с головы женщины похищать нельзя.
Оценка игры ведется по пятибалльной системе с учетом умения управлять лошадьми и артистичности исполнения. В спортивном варианте игра проводится между двумя командами (в каждой по одной девушке и по пять юношей). Головные уборы нужно отнимать у команды противника. Побеждает команда, получившая за пятнадцать минут большее количество очков. Игра может проводиться на скаковой дорожке ипподрома, стадионе, ровной нежесткой полевой площадке размером 200х30 метров.
Човган
Древняя персидская игра, широко распространенная у многих азиатских народов. Считается, что одна из ее разновидностей стала прародительницей конного поло. Здесь также две команды с помощью специальных клюшек стремятся загнать мяч в ворота соперников. В современной редакции правила этой игры таковы. На достаточно большой площадке, по коротким ее сторонам устанавливаются ворота шириной три метра с полукруглыми штрафными площадками радиусом шесть метров. Игра ведется резиновым или сплетенным из кожаных ремней мячом. Клюшки могут быть различной формы. В каждой команде по шесть всадников, из которых четверо выполняют роль нападающих, а двое – защитников. Последние могут играть лишь на своей половине поля. Удары по воротам разрешается наносить только из-за пределов штрафной площадки. Продолжительность игры – тридцать минут, в два периода. Хорошо подготовленные команды показывают, как правило, слаженную динамичную игру.
Кок-беру (кок-пар), или Улак Тартыш
Очень популярная национальная конная игра киргизского, казахского, таджикского, узбекского и каракалпакского народов. Словосочетание «кок беру» означает «серый волк». История этого своеобразного состязания уходит в глубину веков. По-видимому, оно возникло в те далекие времена, когда в безлюдных степях и горах стада животных зимой и летом паслись под открытым небом, без помещений и подкормки, поэтому волки часто нападали на скот. Из-за отсутствия огнестрельного оружия пастухи не могли расправиться с хищниками на месте.
Мужественные джигиты на резвых и выносливых конях преследовали волка до тех пор, пока не загоняли его до полусмерти, били палками, камчой, подхватывали с земли, отбивая друг у друга. Позже при более оседлом образе жизни название «кок беру» было заменено на «улак тартыш» («борьба всадников за тушу козла»). В этой игре участвуют две команды, состоящие из равного количества всадников, по два-три человека. Площадка длиной 200-400 метров, шириной 100-150 метров размещается на ровном месте. Противоположные стороны обозначаются флажками и условно именуются воротами (ширина до десяти метров).
В центре площадки размечается круг (мара) диаметром шесть метров, куда перед началом соревнования кладут тушу козла без головы и конечностей (улак). В полном смысле нелегко приходится в игре всадникам, потому что туша козла (без головы) весит 30-40 и даже 50-60 кг. По сигналу судьи капитаны команд выезжают с мара, приветствуют друг друга, и начинается борьба за тушу козла. Как только улак поднят, в нее вступают все остальные члены команды. Победителем становится та команда, которая наибольшее количество раз забросила улак в ворота соперника. Участникам соревнования разрешается поднимать улак с любого места внутри поля, отбирать его у соперника, передавать или перебрасывать партнерам по команде, отпускать, принимать под ноги, держать сбоку или между ног коня, помогать партнерам доскакать с улаком и бросить его в ворота соперника. При падении всадника или лошади игру останавливают и возобновляют после устранения причины остановки.
При нарушении игроками боковой линии объявляется аут, после чего улак возвращают на дорожку и игру возобновляют с этого момента. Во время соревнования запрещается поднимать лошадь на дыбы, с разгона бить грудью своей лошади лошадь соперника, держать за повод, снимать уздечку, хватать за руки или за пояс соперника, наносить удары рукой, ногой, стременами, камчой и поводьями другим всадникам и лошадям, привязывать улак к седлу, ставить свою лошадь поперек скачущему, кричать или вступать в разговоры, продолжать борьбу после того, как улак заброшен в ворота соперника.
Боз-кяши
Древняя афганская командная конноспортивная игра. Число участников обеих команд неограничено. Всадники размещаются по краям поля, в центре которого в яме глубиной 1-1,5 метра находится живой козел (боз) или молодой теленок. По сигналу судьи всадники устремляются к яме и стараются, опередив соперников, выхватить козла из ямы, обвести его вокруг поля и поместить обратно в яму. Команда, которой это удается, выигрывает. Зачастую эта борьба продолжается в течение нескольких часов.
Да-кю
Древняя японская игра, напоминающая сразу и конный баскетбол, и хоккей на траве. Впервые эти соревнования состоялись в Стране восходящего солнца в 1552 году. Участвуют в них две команды. Всадники, облаченные в одежды XVI–XVII веков, вооружены клюшками с сетчатыми кошельками на концах. Ими игроки стараются подхватить мяч и забросить его в «ворота» соперников – круглое отверстие диаметром 50 см. Эти отверстия расположены на возвышении по обеим сторонам поля. Надо отметить, что большинство зрителей, особенно дети, оказавшись на таких соревнованиях впервые, становятся затем горячими поклонниками этого зрелищного и динамичного вида спорта.
Влада Убожкова