Герба лайф

Mercedes-Ben

 

В историях автомобильных гербов — судьбы людей, взлёты и падения компаний, браки по расчёту и шумные разводы. По гербам можно изучать географию и даже зоологию, их старательно прорисовывали талантливые дизайнеры и, не мудрствуя лукаво, копировали... В общем, всё как в жизни.

 

Небо, звёзды, кольца


В конце прошлого года Москва распрощалась с гигантской рекламой Mercedes-Benz. Восьмиметровая трёхлучевая звезда в кольце была установлена на крыше «Дома на набережной» в 2001 году и почти десять лет «украшала» столичное небо. Теперь даже тот, кто ничего не понимает в машинах, узнаёт Mercedes «в лицо». На автомобиле немецкого конструктора Даймлера эта звезда, — правда, сначала без кольца, — появилась более века назад. Три луча символизировали моторы, способные работать на земле, на воде и в воздухе. Звезду в кольце компания Daimler зарегистрировала в качестве эмблемы в 1921 году — специально для использования объёмной фигуры на радиаторе.

 

89F545

Трёхлучевая звезда — одна из старейших и известнейших эмблем в мире. В парадном варианте вокруг звезды — лавровый венок

 

Фирменный знак самой компании Daimler-Benz был похож на эмблему автомобиля, но трёхлучевую звезду окружало не элегантное кольцо, а лавровый венок. Он пришёл с логотипа фирмы Карла Бенца — лавр окружал вписанную в окружность фамилию конструктора.

 

Cry

Пентастар компании Chrysler — вновь главный корпоративный символ...


В 1926 году фирмы соединились, и у концерна появился «объединённый» товарный знак. Mercedes превратился в Mercedes-Benz, но его эмблема осталась прежней. С тех пор не было ни одного пресловутого ребрендинга. Надо сразу придумывать правильно! Много позже идею звёздного влияния перенял американский концерн Chrysler, сделав своим главным гербом… пятиконечную звезду. Нет! Она, конечно, не была похожа на ту, что украшала в 1920-х годах переднюю часть советских ярославских грузовиков и даже ту — более стилизованную, — что ставили на первых 965-х «Запорожцах». Американская звезда с тонкими лучами — пентастар (почти Пентагон!), появившаяся в 1962-м, символизировала, как писали в былые годы, влияние концерна на пяти континентах.

 

3

... но и древний герб, придуманный ещё при Уолтере Крайслере, в отставку не отправили

 

С этим гербом фирма пережила далеко не лучшие времена, теряя заокеанские филиалы и отказываясь от знаменитых некогда марок. Может, отчасти поэтому на рубеже ХХI столетия американцы, забыв звезду, вернулись к истокам — первой эмблеме компании Chrysler — медали с синей ленточкой. Такими в начале прошлого века награждали призёров на сельских ярмарках. В 1960-х от неё отказались по причине архаичности. Но возрождённой «медали» не повезло: не прошло и десяти лет, как звезда опять стала главным символом концерна. Правда, о континентах теперь не вспоминают, утверждая, что звезда — символ высокого качества и единения сотрудников концерна друг с другом и, конечно, с потребителями.

 

4

Звёзды на логотипе Subaru — из созвездия Тельца

 

А вот шесть звёзд компании Subaru куда ближе к реальному небу, ведь они символизируют Плеяды — группу звёзд в созвездии Тельца. Subaru — японское название Плеяд.

 

BMW

Бело-голубой герб BMW — память об авиамоторном прошлом компании

 

На хорошо известной эмблеме BMW звёзд нет, а вот голубое небо присутствует, причём так, как его видели пилоты винтовых самолётов. Баварский герб символизирует первую и очень успешную продукцию фирмы — авиационные моторы. К тому же, как известно, белоголубой — национальный цвет Баварии.

 

С эмблемой BMW связана ещё одна геополитическая история. Нынче немногие знают, что до Второй мировой войны автомобили BMW выпускали вовсе не в Баварии, а в Тюрингии — в Айзенахе. Там работал завод фирмы, несколько раз менявшей название. В конце 1920-х, когда завод приобрели баварцы, с его конвейеров сходили автомобили Dixi. После войны завод оказался в Советской зоне оккупации и вошёл в акционерное общество «Автовело» под контролем Советской военной администрации в Германии (СВАГ), но возобновил производство автомобилей под маркой BMW.

 

Баварцам же наладить производство автомобилей удалось лишь в 1951 году. Тогда-то и встал вопрос, кому принадлежит марка, тем более что оба завода экспортировали продукцию.

 

6_copy

Даже после небольшой модернизации: вместо букв EMW полное название завода, восточногерманская эмблема до боли напоминала баварскую

 

Западные немцы отсудили торговую марку у восточных. Но последние, недолго думая, всего лишь изменили синий цвет эмблемы на красный, букву «В» в аббревиатуре на «Е» — в честь названия города Eisenach. Позже герб немного трансформировали, но баварский след в нём всё равно читался безошибочно. Правда, выпускали EMW недолго — до 1955 года. А под новую модель вспомнили, что ещё с конца ХIХ столетия на этом заводе делали машины с нейтральным — по близлежащей горе названием Wartburg. Это название, а также герб с этой самой горой и просуществовали до конца истории ГДР.

 

Ещё один пример миграции герба под нажимом политических катаклизмов — четыре кольца Audi. Придумал их в 1932 году Йорген Скафт Расмуссен — неплохой инженер и талантливейший предприниматель, сумевший с помощью Саксонского банка объединить четыре саксонские же компании — Audi, DKW, Horch и Wanderer в концерн AutoUnion. Каждая фирма сохранила свой герб, но на всех автомобилях ставили четыре кольца с планкой, на которой было написано имя «автосоюза».

 

7

Четыре кольца Audi — от могущественного некогда саксонского концерна

 

После войны все заводы опять же остались в Восточной зоне оккупации (кто-то, может, ещё помнит, как в средней школе нам рассказывали, что ГДР до войны была аграрной частью Германии), но от имён, символизирующих капитализм, социалистические немцы вскоре отказались. Зато четыре кольца возродили в той же Баварии, недалеко от Мюнхена — в Ингольштадте. Поначалу автомобили выпускали под марками DKW (практически такие же в ГДР делали под именем IFA) и Auto-Union. Но в 1965-м вернули лаконичное имя Audi.

 

Четыре кольца Audi — яркий пример строгой геометрической конструкции. Именно такие с годами, особенно во второй половине ХХ и начале XXI столетия, стали всё более распространёнными.

 

Торжество геометрии

8

Герб Horch отличали строгость и лаконизм. Правда, к нему в 1930-х годах прилагался земной шар с крыльями, венчающий огромные решётки радиаторов


Истоки лаконичных гербов лежат, впрочем, в эпохе зари автомобилизма. Именно тогда появились окружности и овалы, в которые вписывали имена отцов-основателей компаний, географические названия или аббревиатуры. Кстати, примеры лаконичных эмблем с крупной первой буквой названия — уже упомянутые саксонские Horch и Wanderer.

 

9

Почти забытая ныне немецкая компания Wanderer тоже входила в концерн Auto-Union и тоже имела собственную скромную эмблему

 

Двух букв – V и W, вписанных в окружность, хватило заводу Volkswagen, официально получившему это имя после Второй мировой войны. Простенько — но теперь эмблему знают и уважают во всём мире. Герб, конечно, вещь важная, но главное — было бы что под ним продавать.

 

10

Логотип Volkswagen, как и имя, появился после войны. Немцы, как и мы, любящие сокращения, часто так и пишут — VW

 

Примерно так же выглядят сегодня знаки Hyundai и Lexus. Букву М нетрудно угадать и в символе фирмы Mazda. Впрочем, часто пишут о том, что этот герб ассоциируется со стремительностью.

 

hyundai

Другие времена — другая Н. Теперь эта буква принадлежит корейской компании Hyundai

 

12

Герб Lexus сделан по принципу «проще некуда», зато быстро запоминается

 

13

В логотипе Mazda можно увидеть и птицу, и символ стремительности, но — и литеру М

 

Круг компании Nissan символизирует восходящее солнце, которое, разумеется, в свою очередь символизирует Японию. Догадаешься об этом не сразу. Зато эмблема довольно старая: появилась ещё в первой половине 1930-х. Правда, многие годы на ней было написано Datsun — именно под этим именем выпускали предшественников Nissan.

 

14

Основа эмблемы Nissan заложена ещё в 1930-х годах. Но до 1980-х на ней чаще писали Datsun

 

А вот нынешний логотип Toyota появился только в 1989 году. Догадаться, что три овала напоминают букву Т, конечно, можно. Сложнее определить, что японский символ говорит о единении производителя и потребителей. Воистину Восток — дело мудрёное!

 

15

Три овала Toyota появились в 1989 году. Трудно поверить, но до этого единого корпоративного логотипа у японцев не было

 

География и биографии


Многие ли знают, что прославленная компания Cadillac основана скромным оружейным мастером Генри Лиландом, а вовсе не Антуаном Ломэ де ля Мота Кадийяком, именем которого названа фирма. Этот почтенный шевалье создать автомобильный завод никак не мог, зато в 1701 году основал город Детройт. Именно стилизованный родовой герб Кадийяка (полвека назад в книгах и автомобиль называли «Кадильяк») до сих пор красуется на престижных американских машинах. К слову, седобородый Генри Лиланд был очень скромным. Когда, покинув Cadillac, он основал новую фирму, назвал её именем кумира своей молодости — Lincoln.

 

16

Нынче герб из XVIII века куда чаще связывают именно с автомобилями Cadillac, а не с основателем Детройта

 

Продолжаем изучать географию? Добро пожаловать в Италию — в Милан. В начале прошлого столетия художник Романо Катанео получил заказ на создание герба фирмы ALFA (независимая фабрика автомобилей, позже добавившая к своему имени фамилию нового владельца Никола Ромео). Живописец использовал один из главных символов города — красный крест на белом фоне — флаг рыцарей Гроба Господня. По легенде, вторая часть эмблемы попалась Катанео на глаза случайно. Змей, пожирающий человека, красовался на доме знатного миланского семейства Висконти (знаменитый режиссёр Лукино — оттуда). Говорили, что некогда такой змей, пожирающий детей, водился в окрестностях Милана, а разделался с ним именно основатель рода — Оттони Висконти. По другой версии, он взял герб со щита поверженного им в крестовом походе знатного сарацина.

 

17

Логотип Alfa-Romeo один из самых ярких и запоминающихся. К тому же — он с древней историей

 

Теперь — в Америку. Вернее, через неё — в Чехию. Основатель пльзеньского машиностроительного концерна Эмиль Шкода, разбогатев, поехал путешествовать за океан. Говорили, что оттуда он привёз индейца, который долго в качестве верного слуги жил в семье. А Шкода сделал гербом компании стилизованный индейский головной убор с перьями. Именно этот герб стал единым для всего концерна, когда пльзеньская фирма приобрела завод Laurin-Klement в Младо Болеславе, где и по сей день выпускают автомобили Skoda.

 

skoda_fabia_plus_seat_motor_1_h_orig

Что общего между Америкой и Чехией? Например, их связывает эмблема Skoda

 

Эмблема фирмы Volvo тоже имеет отношение к географии и биографии.  Правда, последняя — мифологическая, поскольку на автомобилях по сей день красуется символ Марса — бога войны. У основателей фирмы он вызывал и вполне справедливые ассоциации с оружием, то есть крепостью, надёжностью металла. Отменно подходит и к автомобилям!

 

vo_logo_big

Логотип Volvo символизирует бога войны Марса и существует с года основания компании — 1927

 

Иная шведская фирма — SAAB, известная истребителями, долго венчала машины контурами самолёта анфас. Но сегодня куда известнее грозный грифон, доставшийся компании от недолгого союза с грузовой фирмой Scania. Та же взяла «зверюшку» с герба шведской провинции Скания.

 

20

Шведский грифон с герба SAAB родом из области Скания...

 

Грифон же, кстати, украшает герб британской компании Vauxhall. Здесь он тоже географический — с герба сэра Фалка де Бранта, основавшего замок Фалькхолл, по которому много позже этот район на берегу Темзы стали называть Воксхолл.

 

21

...а британский — из Воксхолла

 

Биографический знак — у компании Rоlls-Royce. Нетрудно догадаться, что две переплетённые буквы R — от фамилий основателей — Чарльза Стюарта Роллса и Фредерика Генри Ройса.

 

22

Строгим представительским автомобилям — соответствующая эмблема — решили основатели компании Rolls-Royce

 

 

Кстати, на две R очень похожи две M фирмы Maybach. Только здесь лишь одна от фамилии знаменитого конструктора и соратника Готтлиба Даймлера — Вильгельма Майбаха, а вторая от motorenbau — «производство моторов».

 

23

Наверняка Вильгельм Майбах, украшая свои изделия двумя М, помнил о двух британских R

 

И вновь — путешествие по Европе. Сначала — в Штутгарт. Его герб — посредине логотипа компании Porsche. А вокруг — символ области Вюртемберг — части земли Швабия.

 

24

Герб Porsche связан со Штутгартом, в котором профессор Порше основал своё бюро ещё в 1931 году

 

Ну а знаменитый французский лев эмблемы Peugeot — с герба области Франш-Конте. Этот хищник — один из старейших фирменных знаков в мире. Два последних герба — с жеребцом Porsche и львом Peugeot — повод перейти от изучения географии к зоологии.

 

logoPeugeot_V_RVB

Один из самых старых автомобильных гербов Peugeot поначалу украшал... кофемолки и иную хозяйственную утварь

 

Рога и копыта


В 1918 году мать погибшего Франческо Баракка, итальянского военного пилота, прозванного небесным кавалеристом, попросила в память о сыне какнибудь использовать рисунок красного жеребца, украшавшего его аэроплан. Вряд ли она могла предположить, какие последствия будет иметь её просьба. Не задумывался над этим и малоизвестный начинающий гонщик Энцо Феррари. На гоночных Alfa-Romeo команды Scuderia Ferrari (конюшня!) несколько видоизменённый и уже чёрный жеребец появился в 1932 году. С 1946-го он стал официальным гербом знаменитой теперь фирмы.

 

26

Символ Ferrari — несомненно, самый знаменитый автомобильный жеребец в мире

 

С итальянским жеребцом связана и пара интересных историй. Перед войной главным конструктором AlfaRomeo недолго был испанец Вильфредо Рикарт. Отношения с Феррари у него не сложились, и Энцо перестал сотрудничать с миланской фирмой. Рикарт же после войны затеял на родине производство спортивных автомобилей. Площадкой выбрали завод концерна ENASA, возникшего на основе обанкротившейся фирмы Hispano-Suiza. Рикарт заручился поддержкой правительства, в том числе самого каудильо — генерала Франко. Примерно тогда же появились марка Pegaso и эмблема — профиль крылатого скакуна. Увы, испанским крылатым не удалось догнать итальянских жеребцов на гоночных трассах и завоевать главный приз — карманы богатых покупателей. Производство баснословно дорогих быстрых машин вскоре прекратилось, а вот эмблема ещё долго жила на грузовиках и автобусах.

 

autowp

Испанский пегас по имени Pegaso, не одолев итальянского жеребца, переехал на радиаторы грузовиков и автобусов

 

Бывший крестьянин, наживший состояние производством тракторов, Феруччи Ламборгини — Телец по знаку зодиака — после посещения в 1962 году Испании стал ещё и поклонником корриды и племенных быков. Создав годом позже первый спортивный автомобиль, итальянец сделал гербом разъярённого быка. Трудно поверить, что Ламборгини не вспомнил о главном конкуренте, чьи автомобили были украшены жеребцом, а завод, кстати, находился поблизости. Жеребец, конечно, изящен и стремителен, но мощный бык — тоже очень серьёзное животное!

 

lamborghini

Оправдывая эмблему, фирма Lamborghini многие годы называет модели именами знаменитых быков

 

Ну а грозные кошки — ягуары с Туманного Альбиона — к тому времени, когда мир увидел первый Lamborghini, уже были хорошо известны. Интересно, что хищник родился от… ласточки. До войны компания называлась SS — от Swallow Sidecar. Под именем ласточки выпускали поначалу коляски к мотоциклам, а уже потом спортивные автомобили. Они уже успели прославиться, но с 1940-х годов аббревиатура SS по понятным причинам ассоциировалась с Третьим рейхом. Тогда-то британцы и изобрели имя Jaguar, а заодно герб в двух версиях — ягуара, показывающего клыки, и его профиль в момент прыжка.

 

Yag

Британский ягуар родился в середине 1940-х годов
и здравствует по сей день

 

Животный мир широко представлен в логотипах советских заводов — зверюшки нейтральны, но выразительны, политического подтекста не имеют (по крайней мере не имели). Кто-то, наверное, помнит ярославского медведя и минского зубра. Но самый известный, конечно, горьковский, он же — нижегородский, олень. А ведь первая эмблема ГАЗа (до лета 1932-го — НАЗа) практически копировала герб компании Ford, которая строила завод на Волге. Почти, как в анекдоте о русском флаге-триколоре, в котором по отношению к голландскому «перепутаны» цвета. Якобы, получив первый фрегат, россияне решили, что к нему обязательно нужен такой же, как на голландских, флаг, но… перепутали полотнища.

 

32

Герб ГАЗа, появившийся в 1950 году. Рога и копыта уж точно не хуже зарубежных

 

Так вот эмблема ГАЗа повторяла не только овал Ford, но и американский шрифт. Впрочем, овал, как и сотрудничество с американцами, просуществовал относительно недолго. А олень на горьковских автомобилях впервые появился в 1950 году на модели ГАЗ-12 ЗИМ.

 

30

 

31

Вместе с конструкцией автомобиля Ford Горьковский автозавод поначалу почти скопировал и его эмблему

 

А ведь через много лет история почти повторилась. Прототип эмблемы ВАЗ и формой и шрифтом походил на тогдашний логотип FIAT. Правда, вовремя придумали стилизованную букву «В» — ладью, да и форму чуть изменили. Ну а позже букву вписали в овал.

 

Про автомобильные гербы можно написать книгу. В ней было бы много интересного — древние легенды и человеческие страсти, бескомпромиссная конкурентная борьба и подражания. В общем, всё как в жизни…

 

 

1935_datsun_14_roadster

 

Datsun 1935 года – один из предшественников Nissan. Последний автомобиль под этой маркой сошёл с конвейера в 1986 году, но его солнце сохранилось в логотипе Nissan. В прошлом году заговорили о том, что корпорация намерена возродить бренд, – теперь это будет бюджетный автомобиль для развивающихся рынков. Некоторые СМИ даже показали, как будет выглядеть новая машина. Место солнца на логотипе занимает шестиугольник.

 

726029

 

Эмблема BMW – это небо, каким его видели пилоты винтовых самолётов. Реклама начала XX века обыгрывает как раз эту идею.

 

P90076737

 

bmw_logo_plane-1916

 

Говорят, Луи Шевроле утверждал, будто источником вдохновения при создании эмблемы послужил узор на обоях его номера в одном парижском отеле. Но его жена позже рассказывала, что это перепев логотипа из какой-то газетной рекламы.

 

chevrolet

 

1911_Historic_Louis_0275.jp_

 

Эволюция логотипа Volkswagen с 1936 года до наших дней. Дизайн монограммы «народного автомобиля» был разработан сотрудником компании Фердинанда Порше – Францем Ксавьером Раймшписсом и выбран на основе открытого конкурса. Со временем эмблема становилась всё лаконичнее, а вместо чёрного появился синий круг.

 

VW_evolution

 

 

DB2009AU00502_large

 

Логотип Peugeot – неиссякаемый источник рекламных образов.

 

 

francisco-tamagno-peugeot

 

leonetto-cappiello-peugeot

 

Vernier_Peugeot__1

 

Звери на капоте Антилопа на автомобиле Chrysler 30-х годов и олень на советском ГАЗе... Звери разные, но что-то общее у них есть. О самих машинах такого не скажешь...

 

Crysler1930

 

gaz_stag

 

Cigar Clan 1'2012. Сергей Канунников Фото: Архив редакции

 

 

 

 

 

 

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.