Экстремалы средневековья

knight-hi-rez

Что мы знаем о рыцарстве, сословии, на добродетелях которого держался боевой дух средневековой Европы? Культ тяжеловооруженного конного воина, привнесенный в цивилизованный мир Римской империи варварскими племенами в VII-VIII веках, со временем стал культом силы, грозной, беспощадной к врагам, стоящей на защите своего сюзерена.

Вместе с тем крестовые походы и рыцарские ордена в эпоху зрелого Средневековья во многом способствовали формированию морали, традиций, религиозных и культурных, основ государственности. И все же, несмотря на воспевание трубадурами и миннезингерами земных радостей, во все времена рыцарь прежде всего был воином. И это обязывало его всегда быть в хорошей форме. А продемонстрировать свою выучку и мастерство рыцарь мог не только в бою, но и на рыцарском турнире.

Игра со смертью

Какой образ чаще всего рисует воображение, когда речь заходит о средневековых рыцарях?..

Закованные в сталь всадники несутся во весь опор навстречу друг другу с копьями наперевес. Но не только в бою, но и на турнирах, без которых представить рыцарство невозможно, целью воина было показать храбрость и неустрашимость, а также блеснуть доспехами. Прошло немало времени, прежде чем рыцарские турниры превратились в грандиозные шоу Средневековья. А начиналось все, как считают исследователи, с ритуальных поединков, проводившихся в германских племенах. Юноша, которого посвящали в воины, должен был продемонстрировать свое умение обращаться с оружием, в том числе в поединках с другими воинами. Первое упоминание о состязании – бугурте – относится к 843 году. В схватке по определенным, заранее оговоренным правилам участвовали отряды Людовика Немецкого и Карла Лысого. «Зрелище было удивительное по своему блеску и господствующему порядку: так что при всей многочисленности участвовавших никто не осмеливался нанести другому рану или обидеть его бранным словом», – записал хронист.

97s

В 1066 году состоялся турнир по правилам, которые составил рыцарь Готфри де Трюлли. По иронии судьбы он погиб на этом турнире. И это не единичный случай. В те времена турниры были небезопасны. Они мало чем отличались от настоящего сражения, разве что только целью: нужно было не убить противника, а взять в плен и, желательно, получить за него впоследствии выкуп. Впрочем, и в битвах некоторые рыцари ставили перед собой такую же цель, а взяв в плен богатого соперника и захватив его владения, улучшали таким образом свое благосостояние. Специального оружия для турниров тогда еще не было: использовались боевые доспехи, копья, мечи и топоры. Но рыцарей высокая смертность не смущала. Некоторые даже сетовали, что поединки становятся слишком лояльными и теряют свою практическую пользу как состязания, где отрабатываются навыки для настоящего боя.

В конечном итоге здравый смысл восторжествовал. И с XIII века в ходу было оружие для турниров, или, как его называли, «оружие мира» – копье с тупым наконечником (коронелем) и затупленный меч, деревянная граненая булава.

103s

В следующем столетии появилось защитное вооружение: цельнометаллические кирасы, жесткие стальные рукавицы (манифер) для защиты левой руки, небольшой щиток на копье (нодус), прикрывающий кисть правой руки. Кроме того, шлемы усилили дополнительными пластинами, а благодаря специальной конструкции седел защитили живот и ноги всадника. Некоторые седла оснащались спинкой (высотой до 25 см), что давало рыцарю больше шансов удержаться в седле в момент нанесения удара противником.

В XV веке был создан особый турнирный доспех – штехцойг, все детали которого служили одной цели – защитить своего владельца от чудовищного по силе удара копьем. Даже заклепки делались обтекаемой формы, чтобы копье противника не могло за них зацепиться. На наконечнике турнирных копий была сосредоточена фактически вся мощь удара, усиленная весом всадника, его доспеха и лошади, и все это – умноженное на скорость несущихся навстречу друг другу во весь опор рыцарей. Удержаться в седле после такого удара было непросто. Несмотря ни на что участники турниров не были самоубийцами. Тупоконечные турнирные копья делались из мягких пород дерева, например ясеня или осины, а вдоль древка нередко вытачивали желобки. К тому же противников разделял барьер, поэтому рыцари не могли столкнуться и вынуждены были атаковать друг друга под углом. Нагрудник из кованого железа в толщину достигал не менее сантиметра. Голова рыцаря не соприкасалась со стенками шлема, внутри которого был толстый войлочный подшлемник, при этом шлем надежно крепился к кирасе. Некоторые турнирные доспехи весили около 80 килограммов. Под латы рыцарь надевал толстую стеганую одежду – гамбизон, а нередко еще и кольчугу. Так что даже при падении с коня он, как правило, оставался цел и невредим.

105s

И все же даже с «оружием мира» турниры были небезопасной забавой. Например, известно, что в 1175 году в Германии во время подобных состязаний погибли 17 рыцарей, а в 1240 году только один поединок унес жизни более 60 человек, правда, большинство из них задохнулись от пыли. А спустя три века, в 1559 году, во Франции, несмотря на соблюдение всех правил и мер безопасности, чему в те времена уже уделялось особое внимание, на турнире был смертельно ранен король Генрих II. Это не могло не сказаться на их популярности во Франции: состязания стали проводиться все реже и реже.

109s

Одним из самых распространенных поединков на рыцарских турнирах в средние века была конная сшибка. А объясняется это довольно просто: наиболее эффективным оружием против тяжеловооруженного всадника было длинное тяжелое копье со стальным бронебойным наконечником. Вот рыцари и отрабатывали бесчисленное количество раз сокрушительный удар копьем.

Нередко на турнирах происходили групповые конные схватки – меле. Нужно было выбить из седла как можно больше противников или сломать как можно больше копий. Сломанное копье свидетельствовало о точном и сильном ударе. Если сражались на турнирных мечах, то учитывалось количество ударов, нанесенных противнику. В схватке на булавах побеждал всадник, первым сбивший с противника нашлемную фигуру. Популярностью пользовались и пешие бои, в которых использовалось самое разнообразное оружие – топоры, короткие копья, мечи, кистени, булавы, кинжалы и т.п. Сражение продолжалось до нанесения определенного количества ударов. В XIV-XV веках вошла в моду потешная осада – шармютцель. Участникам необходимо было захватить или удержать крепость, специально построенную для этой забавы. В ход шло как традиционное притупленное оружие и пустотелые ядра, так и экзотика типа глиняных горшков. В таких осадах участвовали сотни человек, а штурм мог длиться несколько дней.

127-2s

Правила проведения турниров неоднократно менялись: усложнялись, становились все более строгими. В период позднего Средневековья на турниры допускались только рыцари с безупречной родословной. А фальсификаторы разоблачались герольдами, которым были известны все ветви и веточки благородных родов. Тем более что их рвение было простимулировано возможностью получить неплохую награду: все имущество самозванцев доставалось именно герольдам. На турниры также не допускались рыцари с запятнанной репутацией, то есть те, кто совершил измену, оставил собрата по оружию на поле боя, нарушил данное слово, похитил или изнасиловал женщину, занимался ростовщичеством. Если такой рыцарь все же появлялся возле ристалища, его сажали верхом на барьер, где он и оставался на все время проведения турнира.

Тяжелы ли доспехи рыцаря?

Среднестатистический боевой доспех весил не более тридцати пяти килограммов вместе со щитом и мечом. Это, конечно, немало. Но обучение будущего рыцаря начиналось с детских лет. Ежедневные физические упражнения на свежем воздухе в течение многих лет и высококалорийная мясная диета при здоровой наследственности из кого угодно сделают могучего атлета. Шлемы с минимальным обзором использовались в основном только на турнирах. Более того, за мгновение до того, как рыцарь наносил в поединке удар копьем, он, в целях собственной безопасности, поворачивал голову в сторону и бил, в общем-то, вслепую. А обзор в боевом рыцарском шлеме составлял порядка пятнадцати–двадцати градусов, и, судя по всему, этого было достаточно. Кстати, полная выкладка современного спецназовца весит около сорока килограммов. И с таким грузом бойцы совершают многокилометровые марш-броски, форсируют реки, ведут боевые действия. При хорошей физической подготовке это вполне реально. Что же говорить о рыцарях Средневековья, обучавшихся военному искусству с младых ногтей!

joustreuts

Рыцарь – профессиональный воин, прекрасно владеющий всеми видами оружия, и грозный соперник. Прочный доспех делал его практически неуязвимым для холодного оружия. Даже появившееся огнестрельное в течение достаточно долгого времени могло остановить эту смертоносную машину только с небольшого расстояния. В европейских музеях хранится немало подлинных доспехов, в том числе «огнестрельного» XVII века, с многочисленными вмятинами от пуль. А вот пробоин очень мало. Но все же именно огнестрельное оружие, а не стрелы и арбалетные болты со временем свело на нет рыцарские доспехи.

Неизменным спутником рыцаря был боевой конь. К середине XVI столетия конская броня становится не менее сложной для изготовления и дорогой, чем рыцарские латы. Нередко металлические части брони покрывали роскошной гравировкой и чеканкой. И если в прежние времена коня защищала кожаная или кольчужная «броня», то в эпоху Возрождения в ходу были латы. Тяжелый конский доспех состоял из наголовника с ушными трубками и глазными отверстиями, иногда забранными решеткой, латного шарфа, спускавшегося на грудь лошади, и накрупника. Естественно, не всякий конь мог активно двигаться и послушно выполнять команды, имея такую сбрую и закованного в латы седока. Судя по гравюрам, рыцарский конь представлял собой помесь арабского скакуна и рейнского тяжеловоза. На Руси породу, предназначенную для тяжеловооруженного всадника, называли «боярской лошадью».

Специальной подготовке коня для рыцаря уделялось много внимания. ВXVI веке даже начали издаваться учебники по этой тематике. Боевого скакуна приучали наносить удары копытами, резко разворачиваться в движении и на месте, мгновенно останавливаться и срываться с места в любой аллюр, а также преодолевать различные препятствия и пятиться задом.

141s

Шедевр эпохи возрождения

Развитие кузнечного дела и металлургии в Европе к концу XV века достигло такого уровня, что стало возможным создать, пожалуй, самый совершенный доспех Средневековья (случилось это, правда, уже в эпоху Возрождения). Его еще называют готическим. Чтобы доспех европейского рыцаря превратился в настоящий шедевр оружейного искусства, оружейники разных стран трудились не одно столетие. Его конструкция стала невероятно сложной, а сам доспех – высокоэффективным и баснословно дорогим.

Один из лучших образцов защитного вооружения позднего Средневековья получил название «максимилиановский доспех» в честь императора Священной Римской Империи Максимилиана I (1459-1519), который всячески поощрял старания оружейников. В XV веке в Европе окончательно утвердился тип доспеха, названный впоследствии пластинчатыми латами. Позднее в конструкцию неоднократно вносились изменения, что было вызвано, в том числе, причудами моды и национальными особенностями оружейных школ. Но это – лишь усовершенствование найденной оптимальной формы.

Рыцарский доспех состоял из глухого шлема, латного ожерелья, кирасы, наплечников, наручей с налокотниками, металлических перчаток, юбки (набрюшника), иногда срамной капсулы, набедренников, поножей с наколенниками и наголенниками и латных башмаков. Все детали соединялись с помощью кожаных ремней.

Количество крупных деталей рыцарского доспеха позднего Средневековья доходило до двух сотен, а если учитывать и мелкие – винты, пряжки и т.п., – то до тысячи. Естественно, в те времена все делалось только вручную. На знатных рыцарей трудились сотни, тысячи крестьян и горожан. Изготавливали доспехи для конкретного владельца с учетом его телосложения и личных пожеланий. Вариантов отделки существовало немало: одни латы тщательно полировали, на другие наносили гравировку, использовали технику травления или чернения, третьи покрывали роскошной позолотой. Например, доспехи императора Максимилиана I были покрыты желобками, что делало броню еще более прочной. Сказать, что такой металлический гарнитур стоил дорого, значит не сказать ничего. Еще на заре рыцарства, в эпоху Каролингов (середина VIII – конец X века), доспехи тяжеловооруженного воина вместе с боевым конем стоили около 40 солидов. На эти деньги можно было купить, к примеру, 5 760 пшеничных караваев, а это для средневековых европейцев было сказочным богатством. В последующие столетия доспех становился конструктивно все более сложным, а следовательно, дорогим. Рыцарство было уделом избранных.

Рыцарские турниры «продержались» до XVIII века, правда, с каждым десятилетием проводилось все меньше состязаний. Странами, до последнего чтившими рыцарские традиции, были Германия и Шотландия. «Их гербы без следа исчезли со стен замков, да и сами замки превратились в зеленые холмы и жалкие развалины. Много поколений сменилось и было забыто в том самом краю, где царили эти могущественные феодальные властелины», – так описал Вальтер Скотт в романе «Айвенго» закат рыцарства. На смену экстремалам Средневековья пришли другие, современные рыцари. В 1935 году в США – стране, не имеющей никакого отношения к рыцарству, состоялся турнир, проведенный по всем правилам. Инициатором этого мероприятия выступил музей «Метрополитен». Были специально изготовлены турнирные доспехи из инструментальной стали толщиной до 6 мм. Состязание длилось четыре дня. Состоялось более сорока поединков – конных сшибок, в ходе которых шесть человек вылетели из седла.

В наши дни в разных странах устраивают театрализованные представления, стилизованные под рыцарские турниры. И хотя степень риска на таких состязаниях невысока – это всего лишь хорошо отрепетированные шоу, в которых в роли рыцарей выступают каскадеры, – зрелище захватывающее.

Cigar Clan 5'2002. Кирилл Тесемников. Иллюстрации из книги «Сокровища Тауэра в Кремле». Фото: Michael Dalder (Reuters), Richard Sheinwald (AP).

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.