Единицы измерения. История бренда Nissan

Datsun 14 Roadster 1935

История сильного бренда – это как удав, длину которого можно измерить в попугаях, посчитать слонятами или оценить мартышками. Линия жизни проходит по датам, однако её легко обозначить и людьми, которые повлияли на формирование компании. Кроме того, можно воспользоваться иной системой мер, представив историю как череду событий – в случае с автомобильной маркой это будут наиболее значимые модели. Но самые интересные результаты можно обнаружить, лишь рассмотрев сумму всех измерений.

Сын датский

Слово Nissan вы не найдёте в русско-японском словаре, поскольку оно имеет искусственное происхождение: это сокращение от Нихон Сангё Кабусики Гайся, что означает «японская промышленная компания» – так называлась фирма, учреждённая в 1928 году Ёсисуке Аикавой. Однако на самом деле жизненная линия Nissan началась ещё раньше.

Datsun 12 Phaeton 1933

Datsun 12 Phaeton, 1933

В 1911 году Масухиро Хасимото основал компанию с названием Kwaishinsha, которая в 1914 году выпустила автомобиль под названием DAT – своё имя машина получила по первым буквам фамилий трёх инвесторов, рискнувших вложиться в начинание Хасимото-сана. В 1926 году Kwaishinsha объединилась с компанией Jitsuyo Jidosha Seizo, которая выпускала трёхколёсный авто, сконструированный американцем Уильямом Горэмом. А в 1931 году свежесозданная марка DAT выпустила новый маленький автомобильчик, которому дали имя Datson – то есть «сын Дата». Впоследствии «сына» заменили на «солнце» – так оно романтичнее, а главное – позитивнее: в японском языке «son» звучит как «потеря». До чего же всё-таки эти промышленники суеверны! Как автопроизводитель Nissan Motor Company оформилась в 1934 году, когда компания Tobata Casting, входящая в холдинг Nihon Sangyo, объединилась с DAT. Однако слияния на этом не закончились.

Fairlady Z 432 1969

Fairlady Z 432, 1969

В 1966 году во владение «Ниссана» перешла японская марка Prince с весьма богатой историей: эта фирма в своё время была преобразована из Tachikawa Aircraft Company, которая выпускала военные самолёты – в том числе и знаменитый истребитель Zero, разработанный компанией Mitsubishi. Кстати, до самого начала восьмидесятых годов прошлого века большинство автомобилей Nissan Motor Company выпускала под маркой Datsun, однако в 1983 году её устранили, переименовав все «Датсаны» в «Ниссаны». А в 1999 году Nissan заключил двухсторонний альянс с Renault, в результате которого у руля японской компании оказался Карлос Гон – выдающий менеджер современной автомобильной промышленности, который смог вернуть к жизни марку, находящуюся на тот момент в глубоком кризисе.

Prince Skyline 1500 Deluxe 1965

Prince Skyline 1500 Deluxe, 1965

Это звучит гордо!

У каждой автомобильной марки есть любимое дитя, которым изо всех сил хочется гордиться направо и налево. Nissan – компания крупная, и детей у неё предостаточно – равно как и поводов для гордости. Мы основательно поразмыслили и выбрали несколько машин, которые заставили мировую общественность говорить о японской марке уважительно, а в особых местах – так и вовсе с придыханием.

Nissan Prince Royal. В начале шестидесятых Управление императорского двора объявило тендер на создание представительского лимузина для японского монарха, который до сих пор ездил на автомобилях RollsRoyce. На призыв откликнулась Toyota, предложив седан Crown Eight, но королевская семья предпочла ему лимузин, разработанный компанией Prince. Произошедшее в 1966 году слияние двух марок позволило к уже готовой на тот момент машине дописать в название Nissan. Лимузины оставались на службе императора сорок лет, после чего всё-таки были заменены на автомобили Toyota Century Royal. Всё по-честному!

Nissan S30. Двухместное спортивное купе за авторством Ёсихико Мацуо появилось в 1969 году и положило начало так называемой Z-серии, которая в наше время представлена моделью 370Z. Лёгкий, быстрый и, главное, недорогой спорткар продавался под названием Datsun 240Z, а в самой Японии был известен как Nissan Fairlady Z. Редакция авторитетного американского журнала Sports Car International как следует посовещалась и решила, что «зетка» заслуживает почётного второго места в списке лучших спорткаров семидесятых – аккурат между Ferrari Daytona и Lamborghini Countach.

Nissan Patrol. Во главе родословной семейства внедорожников Patrol значится небольшая и предельно утилитарная машина 4W60, которая наружно весьма усердно смахивает на американский «Виллис» времён Второй мировой. Однако из поколения в поколение Patrol копил в себе лошадиные силы и покрывался жирком комфорта, пока в конце концов не превратился в дорогой и престижный внедорожник размером с небольшой особняк. В общем, классическая иллюстрация выражения «Из грязи в князи».

Skyline GT-R 1989

Skyline GT-R, 1989

Nissan Skyline. В России «Горизонтом» назвали телевизор, а в Японии – автомобиль. Семейство Skyline досталось «Ниссану» по наследству от почившей в бозе компании Prince. Под этим названием в разные годы выпускали седаны и купе среднего класса, но расцвет «Ская» пришёлся на лихие девяностые прошлого века. В 1989 году появилось полноприводное купе серии R32 в версии GT-R. По японскому законодательству мощность машины не могла превышать 280 сил, однако потенциал 6-цилиндрового мотора с двойным турбонаддувом был значительно выше. Достаточно было всего-навсего демонтировать ограничитель мощности – и «гетер» сразу начинал ехать по-другому. А для того чтобы покупатели не особо думали, что же именно нужно открутить под капотом, «лишняя» деталь окрашивалась в броский жёлтый цвет.

Nissan Micra. Ничего такого революционного в этой маленькой городской машинке не было: скромно отделанный салон, небогатая комплектация, экономичные моторы умеренной мощности. Тем не менее автомобиль получился удивительно сбалансированным и к тому же более чем доступным – особенно машина второго поколения, которая получила высокое признание у европейской автомобильной общественности и даже стала лауреатом конкурса «Автомобиль года» в 1993 году. До «Микры» подобной чести не удостаивался ни один японский автомобиль!

leaf2

Leaf

Nissan Leaf. Электромобили у разных компаний случались и раньше, однако Leaf стал наиболее успешным из «электричек»: он собрал чуть ли не все известные регалии, которые только существуют в автомобильном мире. Помимо того что он стал «автомобилем года» в Европе, Японии и в мировом масштабе, а также порадовал экологов, которые под вывеской журнала Green Car Journal отметили Leaf своей собственной наградой.

Nissan GT-R. До 2002 года тремя латинскими буквами японцы награждали экстремальные модификации модели Skyline, однако в 2007 году GT-R превратился в самостоятельную модель. Новый «гетер» должен был утереть нос куда более дорогим и пафосным итальянским и немецким суперкарам – и во многом это у него получилось. В назидание остальным машиностроителям японцы периодически выпускают GT-R на северную петлю Нюрбургринга, дабы поставить на нём очередной рекорд трассы. Для этого они регулярно – чуть ли не каждый год – выпускают всё более мощные и быстрые модификации.

Nissan Murano Cross-Cabriolet. К сожалению, не всегда хорошая идея проходит испытание рынком. Два с лишним года назад на автосалоне в солнечном ЛосАнджелесе Nissan представил открытую версию удачной модели Murano. Логика, в общем, понятная: в Америке любят и кабриолеты, и кроссоверы – следовательно, CrossCabriolet просто не может не быть успешным! Но оказалось, что всё-таки может: машина, что называется, не пошла. Тем не менее нельзя не признать, что идея была красивая, а автомобиль вышел, по сути, уникальным: других кроссоверов без крыши в природе не существует.

Мечты сбываются

Работая над концепт-каром, дизайнеры могут позволить себе абсолютно всё – в прототипе можно реализовать любую фантазию художника. Но серийный автомобиль – это совсем другая история: какой бы красивой ни была идея, рука технолога безжалостно вырвет хитроумный прибамбас, если он будет трудновоспроизводимым в массовом производстве. Тем не менее истории известны случаи, когда конвейер принимал в свои железные объятия прототип в том виде, в котором он блистал на подиуме автосалона.

Be-1. Забавная машинка, созданная на платформе Nissan Micra первого поколения, в качестве концепта засветилась в 1985 году, а через четыре года внезапно угодила в серию.

Pao 1989

Pao,1989

Pao. В 1989 году, спустя два года после премьеры на Токийском автосалоне, этот дизайнерский изыск стал настоящей машиной, распространившись в количестве 51 657 экземпляров.

S-Cargo 1989

S-Cargo, 1989

S-Cargo. Развозной фургончик с точным и трогательным названием, созвучным французскому слову escargot («улитка») без каких-либо изменений пошёл в серию и за три года был воспроизведён двенадцать тысяч раз.

Figaro. Нарочито винтажный кабриолет, нарисованный рукой дизайнера Сёдзи Таканаши вокруг шасси всё той же модели Micra, выпускался в 1991 году. Всего было собрано двадцать тысяч машин.

Fusion Concept. Появившийся на рубеже столетий футуристичный концепт за два года умудрился превратиться в Nissan Primera, потеряв по дороге к конвейеру только фары, ручки дверей и стеклянную крышу.

MM Concept. Представленная осенью 2002 года на Парижском автосалоне пучеглазая автомобилька оказалась практически готовым к производству хетчбэком Nissan Micra третьего поколения.

C-Note Concept. Когда в 2003 году японцы показали миру прототип C-Note, многие решили, что это будет преемник модели Almera. Но через год выяснилось, что новую машину нарекли именем Tiida.

Tone Concept. Премьеру прототипа под названием Tone японцы приурочили к Парижскому мотор-шоу 2004 года, хотя в Японии к тому времени уже продавался Note – вполне себе серийный.

nissan qazana concept 01

Qazana Сoncept

Qazana Concept. Эффектный компактный кроссовер, представленный три года назад в Женеве, выглядел бесконечно далёким от массового производства, но всётаки сумел превратиться в Nissan Juke.

Cigar Clan 1'2013. Кирилл Бревдо

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.