Движение к безопасности. История бренда Volvo
- 12.07.2013 13:13
Богата талантами страна Швеция! Именно там были придуманы шведские спички, патент на которые в 1844 году получил изобретатель Густав Эрик Паш. Чуть раньше Пер Хенрик Линг придумал гимнастическую раму с перекладинами – теперь её называют «шведской стенкой». Опять же, из Швеции каким-то невероятным образом по миру пошло понятие «шведская семья». Однако у нас куда более популярным оказалось другое изобретение – шведский стол. И, между прочим, самая известная марка скандинавских автомобилей своим рождением обязана именно общепиту.
Раковая встреча
Если в Интернете почитать мнения о ресторане Sturehof, который в 1897 году открылся на площади Стуреплан в Стокгольме, то можно смело заказывать устрицы и суп из лобстеров – оценки самые восторженные. Однако в августе 1924 года Интернет ещё не был изобретён, да и тогдашнее меню ресторана, надо думать, отличалось от современного, так что Ассар Габриэльсон заказал огромную тарелку варёных раков. К пиву – самое оно... В это время мимо заведения проходил Густаф Ларсон. Будучи пленён раками, он заглянул внутрь, где и увидел своего бывшего сослуживца – и Габриэльсон, и Ларсон в своё время работали в крупной компании SKF, которая специализировалась на выпуске шарикоподшипников. Разобравшись с членистоногими, товарищи вспомнили о своём недавнем разговоре. Он состоялся меньше месяца назад: тогда они решили, что родине очень не хватает автомобиля, который бы соответствовал суровому шведскому климату и безболезненно переносил тяготы кривых и неровных местных дорог. Через полтора года – в декабре 1925-го – Габриэльсон и Ларсон перенесли идею на бумагу, заключив что-то вроде договора о намерениях.
Поскольку создание автомобильного производства с нуля – дело довольно-таки затратное, компаньонам требовался инвестор. Проще всего было обратиться к директорату компании SKF, у которого Ассар Габриэльсон был на хорошем счету. Но, чтобы заразить высокопоставленных менеджеров идеей национального автомобиля, только красивых слов недостаточно.
И тогда он решил на собственные деньги построить десять прототипов, которые можно продемонстрировать, так сказать, живьём. В импровизированном конструкторском бюро, которое располагалось в стокгольмской квартире Густафа Ларсона, и, разумеется, под его чутким руководством группа инженеров сконструировала автомобиль. Первый экземпляр был сработан к июлю 1926 года, и на нём Габриэльсон и Ларсон отправились в Гётеборг (а это без малого пятьсот километров!), дабы представить своё колесатое детище и окончательный вариант бизнес-плана генераторам решений из верхушки SKF. Надо сказать, что дороги в Швеции в то время были не чета нынешним, и тот факт, что автомобиль смог преодолеть такое расстояние своим ходом, сам по себе был весьма красноречив.
Заседание коллегии состоялось 10 августа 1926 года, и «подшипники» (слава Тору!) одобрили автомобильный проект. Более того, тут же родилось и название для новой компании – AB Volvo. Собственно говоря, ничего нового придумывать не пришлось: это имя уже было закреплено за SKF. Дело в том, что слово volvo, которое с латыни переводится как «я качусь», в качестве торговой марки шведы запатентовали ещё в 1911 году – так они намеревались обозначить шариковые подшипники, предназначенные для американского рынка. Однако «круглое» слово так и не пригодилось: в компании решили, что лучшее название для продукции SKF – это SKF.
Первый серийный автомобиль Volvo увидел свет 14 апреля 1927 года. Он был собран на новой фабрике, построенной на острове Хисинген, что находится в устье реки Гёта-Эльф и является частью Гётеборга.
Отцы-основатели Volvo до конца своих дней работали в созданной ими компании. Сама же марка породила различные ответвления, специализирующиеся на производстве грузовиков, автобусов, строительной техники, компонентов для авиапромышленности и прочих разновидностей тяжпрома. Легковое же подразделение в 1999 году окончательно отпочковалось от родительского концерна и было куплено загребущими американцами: Ford Motor Company заплатила за марку $6,45 млрд. Впрочем, через десять лет потрёпанный кризисом Ford уступил Volvo компании Geely за $1,8 млрд. Теперь шведской инженерной школе предстоит обогатить технологиями китайский автопром. А богатств у Volvo хватает: история марки изобилует знаменательными изобретениями и замечательными машинами.
Вехи истории
При создании первых автомобилей Volvo во главу угла была поставлена прочность и надёжность, а сейчас шведские машины считаются одними из самых безопасных в мире. Однако путь к успеху не всегда бывает безболезненным: порой приходится спотыкаться о неудачи, чтобы понять, как в следующий раз обойти препятствие. Мы отобрали наиболее интересные и важные машины, которые оставили яркие следы в богатой истории марки.
Volvo OV4. Было бы не слишком тактично обойти вниманием самый первый серийный автомобиль марки. Машина получила собственное имя Jakob, и отнюдь неспроста: таким образом Габриэльсон и Ларсон увековечили день своей судьбоносной встречи. Дело в том, что 25 июля празднуется день святого Якова – то есть своему первенцу отцы определили дату именин.
Первый блин, который должен был выкатиться из ворот фабрики 14 апреля 1927 года, оказался комковат: инженер Эрик Карлберг, собиравший экземпляр номер один, неправильно установил главную передачу, в результате автомобиль получил три задние передачи и одну переднюю. Впрочем, дефект вовремя обнаружили и минут за десять восстановили статус-кво – в означенное время пред очи восторженной публики предстал самый первый Volvo.
Примечательно, что OV4 был кабриолетом – согласитесь, не самый остроумный выбор кузова для северной машины. Посему в конце 1928 года шведы подготовили к выпуску закрытую версию, обозначенную как PV4
Volvo PV36. Этот появившийся в 1935 году автомобиль не только разительно отличался от прочих моделей Volvo (которые уже тогда казались достаточно консервативными), но и вообще мало был похож на серийную машину. За свою яркую внешность получила имя собственное – Carioca – в честь бразильского танца, чрезвычайно популярного тогда в Швеции. Однако автомобиль – не танец: любовь. Впрочем, виной тому не только футуристический дизайн. Антинародной у машины оказалась и цена: самая доступная версия стоила 8500 шведских марок. За три года было выпущено всего около пятисот экземпляров.
Своим созданием PV36 обязан инженеру Ивану Орбергу, который не только сконструировал всю начинку, но и сообразил обтекаемый кузов, весьма выгодный с точки зрения аэродинамики
Volvo PV444. Над компактным автомобилем с несущим кузовом конструктор Эрик Джерн и дизайнер Хельмер Петерсон начали корпеть ещё в начале сороковых годов прошлого века, и когда Европа стряхнула с себя Вторую мировую войну, у шведов уже был готов новый автомобиль. Его тотчас же подвергли пыткой маркетингом, назначив цену в 4800 крон – ровно такую же сумму просили за «Якоба» в 1927 году! Однако уже в 1947 году прайс пришлось пересмотреть, поскольку себестоимость PV444 составляла 6000 крон – то есть фактически компания работала в убыток. В 1958 году «три четвёрки» сменила модель PV544, назвать которую новой язык не поворачивается, – это была изрядно модифицированная версия хорошо знакомой машины. И, кстати, именно на ней впервые появились ремни безопасности.
Первые две тысячи Volvo PV444 разошлись как горячие пирожки. Ещё бы! Шведы не меньше русских любят халяву!
Volvo Duett. Основой для универсала послужила модель PV444, которая впоследствии плавно перетекла в PV544. Duett изначально создавался как небольшой и сугубо коммерческий фургон. Для пущей выносливости несущий кузов снабдили рамой, а вместо пружинной задней подвески установили рессоры. В процессе сотворения машины на инженера Эрика Скогха, который вёл проект, нашло озарение, – и тогда он решил, что столь вместительной повозке не помешает второй ряд сидений и стёкла в задней части кузова. Получился очень толковый семейный автомобиль, который стал предтечей всех современных универсалов Volvo. Любопытно, что рамный Duett пришёлся по вкусу кастомайзерам, которые повадились переделывать почтенные универсалы в отвязные хот-роды.
Volvo Amazon. Дизайн машины принадлежал перу молодого художника Яна Вилсгарда, которому на тот момент не было и тридцати. Именно его творчество определило стиль Volvo на долгие годы вперёд: Вилсгард рисовал шведские автомобили вплоть до начала девяностых. Amazon же стал первым легковым автомобилем шведской марки, который начали выпускать за рубежом, – его производство освоил канадский завод, запущенный в июне 1963 года в Галифаксе. Правда, сейчас этот завод уже не работает. Его закрыли в 1998 году, несмотря на то, что предприятие было вполне успешным. Последний североамериканский легковой автомобиль Volvo был выпущен 18 декабря 1998 года.
Новый Volvo Amazon в 1956 году пришёл на смену стремительно дряхлеющему семейству PV544
Volvo P1800. Машина не только оказалась звездой продакт-плейсмента, блистательно исполнив камео в британском сериале «Святой» (на белом P1800 ездил герой Роджера Мура), но и попала в Книгу рекордов Гиннесса. Дело было так: 30 июня 1966 года американец Ирв Гордон внёс в кассу 4150 долларов за красный Volvo P1800 S и принялся активно на нём ездить. И ездит до сих пор, – благо машина по-прежнему находится в отменном техническом состоянии. За сорок семь лет на её одометр накрутились три миллиона миль – это 4,8 млн километров! И это тот самый случай, когда пробег не хочется скручивать. Впрочем, мистер Гордон не собирается продавать свой Volvo, – он его полностью устраивает.
Эффектное спортивное купе Volvo P1800, последовавшее за крайне неудачной моделью P1900, оказалось чрезвычайно успешным – пожалуй, это самый легендарный автомобиль шведской марки
Volvo 140. Над этой машиной творческий коллектив шведской компании трудился долго и кропотливо, зато результат превзошёл все ожидания. Автомобиль оказался прорывом с точки зрения безопасности. У 140-й серии были дисковые тормоза на всех колёсах, а сама тормозная система имела два диагональных контура. Кроме того, от «Амазона» машина унаследовала рулевую колонку, которая при лобовом ударе складывалась и снижала риск получения травм. Зоны деформации кузова спереди и сзади были призваны поглощать энергию удара при столкновении.
На основе Volvo 140 были созданы машины 200-й серии – знаменитые «чемоданы», которые в девяностых годах наши соотечественники в больших количествах дружно тащили из-за границы на родину
Volvo 480. Представленная на Женевском автосалоне весной 1986 года необычная трёхдверка стала первым переднеприводным автомобилем марки. Шведской эту машину можно назвать с большой натяжкой: настройкой подвески занималась британская компания Lotus, двигателем поделилась Renault, а выпускался автомобиль на заводе NedCar в Нидерландах. Оказавшись на удивление шустрым и проворным спорткаром, 480-й являл собой разительный контраст с прочими Volvo, которые были безопасны. Платформа этой «антивольво» послужила основой для компактных и недорогих моделей четырёхсотой серии. Но главное, что эта яркая трёхдверка обозначила поворотный момент в развитии компании, удобрив и разрыхлив рыночную почву для прорастания революционного Volvo 850.
Volvo 850. В 1991 году шведская компания представила абсолютно новый седан, в разработку которого скандинавы вбухали 15 миллиардов крон – это был самый капиталоёмкий проект в истории марки. Volvo 850 располагал поперечно установленным 5-цилиндровым мотором, который приводил в движение передние колеса; новейшей задней подвеской эффектом подруливания; системой защиты от боковых ударов SIPS преднатяжителями ремней безопасности. Кроме того, на все версии в обязательном порядке устанавливалась ABS.
Всё же самая большая заслуга модели 850 в том, что она изменила отношение к марке: Volvo перестали быть домохозяйскими и пенсионерскими машинами. Более того, появились и прокаченные версии с турбомотором мощностью 250 сил, а в 1996 году модификации с кузовом универсал обзавелись полным приводом
Первый кроссовер Volvo XC90 появился на свет в 2002 году и с тех пор не сходит с конвейера завода в Торсланде. В нынешнем модельном ряду это самая долгоиграющая машина. Примечательный факт: этот Volvo – первый в мире автомобиль, оснащённый системой защиты от опрокидывания
Жил-был художник один...
Логотип Volvo придумал и нарисовал шведский художник Хелмер Масолле, которого Габриэльсон и Ларсон привлекли к созданию кузова самого первого автомобиля марки. Круг со стрелой означает щит и копьё римского бога войны Марса – он же является и алхимическим символом железа. Почему железо? Всё просто. Швеция богата железной рудой, которая стала для скандинавов не только предметом экспорта (качественное шведское железо высоко котировалось на международном рынке), но и предметом гордости. К слову, металлическую полоску, которая по диагонали пересекает радиатор, придумал всё тот же Масолле: с её помощью было проще всего закрепить знак Марса на решётке. (Читайте также истории происхождения автомобильных гербов)
Сigar Clan 2'2013. Кирилл Бревдо. Фото: архив редакции