Днём с огнем

CB029160033

Подумать только: привычное для современного человека устройство камина – кирпичная топка, дымоход и традиционно украшаемый портал – остается таковым почти без изменений со времен Людовика VIII. Это лишний раз доказывает, что камин – одно из самых совершенных изобретений человечества. Сегодня, как и в глубоком прошлом, камины складывают вручную, с помощью одной и той же неизменной техники. Однако в наши дни выразительные средства и неограниченная навязываемой модой фантазия художника позволяют надеть на камин «маску» любой эпохи – от Древнего Египта до Ренессанса, от времен короля Карла Великого до модерна, а следовательно – гармонично вписать камин в любой интерьер.

Воплощение идеи чужими руками

Как и всякое художественное произведение, камин начинается с идеи. На этапе проектирования дома камин легко впишется в любое пространство, так как главная проблема с размещением пристенного очага – прокладка прямого дымохода внутри стен. Сложнее расположить камин в приглянувшемся месте, когда дом уже готов: проводя дымоход в нарушение архитектурных норм, можно повредить устойчивость всей конструкции. В этом случае лучше обойтись "внешним" дымоходом, вынеся камин на середину комнаты или к окну.

Дизайнеров, которые работают исключительно с каминами, нет. По их словам, заниматься только каминами невыгодно: это «быстротечный» проект, не приносящий значительного дохода. Оформление камина в интерьере комнаты или дома зачастую берут на себя архитекторы. Сейчас существует немало творческих мастерских и отдельных авторов, которые выполняют камины на заказ. С ними, как правило, архитекторы и работают.

Нередко компании, торгующие каминами и отделочными материалами, имеют свои мастерские, где изготавливают облицовку по индивидуальным заказам. Участвуя в постройке, именно они ограничивают фантазию архитектора нормами технической безопасности, как то: величина дымохода, высота трубы, расстояние от топки до горючих поверхностей, толщина плит, – на сей счет существует сборник правил. Бывают и такие случаи, когда застройщику приходится вмешиваться в дизайн. Например, в курительной комнате одной квартиры на Остоженке был спроектирован открытый с трех сторон очаг с маленькими окошками для отсоса дыма, которые находились под топкой. Эти окошки препятствовали самотоку, то есть естественной тяге, когда теплый воздух, остывая, выходит через трубу. Компания-застройщик настояла на том, чтобы их убрали, иначе была бы нарушена работа всей системы вытяжки. Прежде чем устанавливать камин в квартире, следует выяснить, есть ли в ней дымоход или возможность его прокладки. В зданиях дореволюционной постройки существует целая система дымоходов, особенно в старых доходных домах. Весь дом отапливался печами, которые находились в подвале. После революции в эти здания провели центральное отопление, в квартиры поставили батареи, но система дымоходов осталась. В центре Москвы таких домов довольно много, например, в районе Китай-города. Сегодняшние их жильцы могут найти выход трубы и врезать в нее камин.

В многоэтажном доме недавней постройки установка камина – задача трудновыполнимая, если, конечно, квартира не находится на последнем или предпоследнем этаже. Сложность заключается в прокладке дымохода. Представьте себе ствол стальной трубы, который пронзит все этажи с первого по десятый! Или будет проложен в стене, но тогда стены нужно ломать тоже на всех этажах! Нонсенс. Специально для таких случаев был придуман другой вид камина – электрический, о нем будет рассказано чуть ниже. Но если вы живете в пентхаусе, в мансарде или на последнем этаже многоэтажки, то дымоход проложить возможно.

Материалы, из которых делают дымоход, могут быть разными: нержавеющая сталь, керамика, кирпич. Единственное обязательное условие – дымоход должен быть прямым, иначе тяга будет затруднена. Как, например, у камина-с Г-образным дымоходом на даче актера Ульянова на Дмитровском шоссе. Хорошо, что еще в 1970-х годах решить проблему помог один художник, часто бывавший здесь в гостях. Во время очередного визита хозяйка попросила его разжечь камин. Сделать это сразу не получилось: дым повалил в комнату. Тогда художник взял пучок лучин и прогрел трубу выше очага. Воздух в трубе нагрелся, и появилась тяга. С тех пор камин только так и разжигают.

Помимо кривого дымохода плохая работа камина может быть вызвана целым рядом факторов. Топка должна быть в хорошем состоянии, то есть добротно сложена из качественных материалов. Иначе бессмысленно браться за изменение дизайна. Камин лучше сломать и выложить заново.

Это сравнительно простая работа, не занимающая много времени, – конечно, если соблюдены все предварительные условия. Каминных дел мастера (обычно их двое) сначала кладут фундамент – вес среднего камина составляет больше полутонны, – если пол не бетонный. Затем выбирается место, где несущие балки и перекрытия не помешают прокладке дымохода. Если заказчик выбрал готовую топку, то на весь процесс монтажа камина уйдет неделя, в случае со сборной топкой – две недели. Естественно, для изготовления портала по индивидуальному эскизу понадобится больше времени.

CB058414

К примеру, работа над огромным двухуровневым камином в одном из загородных домов к западу от Москвы заняла у компании-застройщика более двух месяцев. Гигантская топка, похожая на чрево монстра, была размером четыре с половиной на три с половиной метра, вес – более тонны при высоте около десяти метров. В отделке был использован натуральный мрамор. Этот камин замечательно смотрится как с первого этажа, так и с галереи второго. Композиция оформлена зеркалами, а венчает ее роспись под гобелен. Мрамор неважно сочетается с росписью, в итоге автор нашел компромиссное решение: роспись выглядит как нечто среднее между изображением на потертом камне и гобеленом. Эффект получился великолепный – с расстояния в несколько метров создается иллюзия настоящего гобелена и лишь при совсем близком рассмотрении видны детали росписи.

Помимо каминов на дровах существуют газовые и электрические. Газовые камины имеют хорошую теплоотдачу, и для них не надо запасать дрова. Но с ними не все так просто, как кажется на первый взгляд: мол, подсоединил к трубе и включил. Дело в том, что для России они еще не сертифицированы. Европейские модели, работающие на газе, рассчитаны на более высокое давление в газопроводе, поэтому при эксплуатации в наших условиях не исключена вероятность "вялого огня" или систематического затухания пламени. Некоторые компании устанавливают на них специальные клапаны-переходники, но все равно есть опасность, что такой камин не будет работать как следует.

Электрический камин – не что иное, как бутафорские дрова с лампочками, электровставка и устройство, вроде обычного тепловентилятора, имитирующее жар от огня. Для него не нужно, естественно, никакого дымохода, это просто стилизованный под-камин электрический обогреватель. Конечно, есть и более бутафорские камины – вроде того, что был в каморке у Папы Карло.

Пламя и время

До сих пор доподлинно неизвестно, какая европейская страна является родоначальницей каминов – Англия или Франция. Само слово "камин" происходит от греческого kaminos, означающего .печь. или .очаг.. В трудах известного итальянского архитектора эпохи Возрождения Антонио Палладио есть упоминание о подобном устройстве в Древнем Риме: .Древние имели обыкновение нагревать свои комнаты следующим образом. Посередине помещения строились камины с колоннами, поддерживающими архитравы, над которыми высилась пирамида, куда уходил дым.. Однако .протокамины. появились и того раньше: еще в каменном веке люди обкладывали булыжниками место очага в жилище, а дым уходил через отверстие в крыше. Как бы то ни было, но эти "промежуточные модели" имеют мало общего с каминами, как мы их себе представляем сегодня.

Свой более-менее традиционный вид камины обрели в средние века. Сначала топка и дымоход были из центра комнаты перемещены к стене, а затем встроены в нее. Первые замковые камины были сложены из камня, позднее – из кирпича, и достигали поистине огромных размеров. Нередко в поместье феодала камину отводилось целое помещение, его топка была так велика, что в ней можно было целиком зажарить королевского оленя. Такой камин-гигант сохранился в аббатстве Мон-Сент-Мишель в Нормандии. В аскетичном рыцарском быту камину отводилась роль обогревателя, отчасти он служил и местом для приготовления дичи во время жарких пирушек. Камин не считался роскошью, и даже простые горожане и крестьяне могли позволить себе каменную топку с дымоходом. Однако папский налог на трубы, введенный в 1529 году, существенно сократил их количество.

В эпоху Возрождения камин стал эстетическим центром комнаты: топку обрамляли красивым порталом из мрамора, украшали колоннами, пилястрами и лепным орнаментом. Над каминными досками появились резные украшения, увеличилась площадь дымосборника. Для защиты стены от интенсивного нагревания в задней части топки появилась декоративная чугунная плита. В XIX веке для кладки топки стал применяться специальный огнеупорный кирпич. В Германии в это же время вошла в моду изразцовая отделка каминов.

В России распространение каминов связано с именем Петра Великого, который привез это новшество из странствий по Европе. Простой народ, привыкший пользоваться печью, не принял его – ведь в лютый мороз обогреть с помощью камина просторное помещение практически невозможно. В отличие от печи камин не нагревается, а отдает тепло только до тех пор, пока в топке горят дрова, – слишком большая расточительность для небогатых людей. Поэтому в России наличие в доме камина стало привилегией дворянства и с тех самых пор определяет уровень достатка и статус хозяина. К тому же, по словам Екатерины II, камин "способствовал философским размышлениям". Камин апеллирует к извечной тяге человека к мирному огню, завораживает игрой всполохов пламени, притягивает к себе влюбленных. Что может сравниться с состоянием, которое испытываешь, усаживаясь в кресло перед очагом с бокалом виски и сигарой?! В Англии существует давний обычай устанавливать камин в курительных комнатах. Его близость не только располагает к приятной и расслабленной дружеской беседе, но и оттягивает тяжелый табачный дым и вентилирует помещение.

IH210713

Единство красок, буйство формы Камин с трудом поддается каким-либо изменениям: даже технологичный XX век привнес немного новшеств в его устройство. Появилась, например, чугунная вставка с огнеупорным экраном – та же каминная топка, но выполненная из чугуна с защитным кварцевым стеклом, способным выдерживать температуру до семиста градусов по Цельсию. Или так называемый процесс дожига газов в специальной камере, который помог повысить теплоотдачу камина с пятнадцати – семнадцати процентов до семидесяти – семидесяти пяти. За счет этого дрова горят в тричетыре раза дольше. Приспособили камины работать и на газе.

Когда появились новые материалы, способные заменить натуральный камень и дерево, начались игры с формой каминов – они стали выглядеть более причудливо. Это случилось в 1970-х годах, и в Европе в очередной раз возник каминный бум. Камины устанавливали на кухне – между холодильником и шкафчиком, монтировали в стеклянные стены и даже (о, ужас!) подвешивали к потолку. Например, камин Stovax, являющийся одним из самых известных экспонатов Национального музея современного искусства в Париже, держится над полом за счет трубы.

Утилитарная функция камина – обогревать помещение – ушла в прошлое. Теперь он в первую очередь служит украшением жилища. Дизайнеры и архитекторы стали смелее применять новые формы, а также стилизовать современные камины под ушедшие эпохи. Портал при этом должен быть частью единого интерьера.

Сначала создается эскиз, в котором художник воплощает пожелания заказчика по стилю портала. Когда эскиз утвержден, скульптор делает гипсовый слепок портала, который с помощью специального аппарата – копира переносится на мрамор. К примеру, камины из мрамора Роза Португало эксклюзивны прежде всего благодаря материалу! Карьер, где добывали этот мрамор в Португалии, иссяк, и теперь получить каминный портал идентичного цвета и схожей фактуры невозможно.

Однако не все каминные порталы изготавливаются по моделям с помощью копира. На Западе делают слепки и применяя специальные процессорные системы. Так что же, может удивиться читатель, неужели вручную порталы больше не оформляют? Оформляют. Но это в высшей степени эксклюзивные вещи. Как правило, говоря о ручном оформлении, автор подразумевает работу с копиром. Труд скульптора кропотлив и занимает гораздо больше времени, чем процесс обработки материала компьютером или копиром. Если вы хотите иметь камин, где портал исполнен вручную, самое надежное – купить антикварный французский.

В наши дни камин перестал быть средством обогрева. Живой огонь, полыхающий в топке, уже не ассоциируется с теплом в доме, а скорее апеллирует к древней тяге человека к уюту. Как бы вы ни оформили портал, он лишь фон к игре язычков пламени – главным все равно будет ощущение комфорта. А разве не прекрасно, если дополнительным штрихом к созданию приятной атмосферы станет любимая сигара и бокал крепкого напитка?

Костюмы для камина

kamin1

Кантри, или охотничий. Стиль «кантри» прекрасно подходит для гостиной загородного дома, оформленной охотничьими трофеями. Впрочем, он не требует затейливого антуража: плетеное кресло-качалка, чугунная дровница, оленьи рога и шкура на полу. Облицовка портала из грубообработанного камня (ракушечник, песчаник), рустика со швами, пилястры, деревянная балка, трубу скрывает декоративный короб-теплосборник. Деревянная балка служит удобной подставкой для разного рода мелочей. Стиль кантри, пожалуй, самый непритязательный.

Классический английский. Тяжелый, сугубо мужской стиль. Он выгодно отличается от других за счет сочетания открытой топки и портала, выполненного из ценных пород дерева (ясеня, дуба или клена) и выложенного кафельной плиткой. Такой камин требует и мебели из темного дерева, а на полу – искусственно состаренной керамической плитки со вставками или паркета. Можно покрыть пол толстыми персидскими коврами – или французскими, к примеру «обюссон». Английский камин прекрасно подходит для классического мужского кабинета с библиотекой или мансарды.

kamin2

Классический французский. Этому стилю свойственна дворцовая утонченность эпохи короля Людовика XIV. Высокий портал из мрамора с колоннами или ными бронзой с золочением. Барокко и рококо традиционно отличаются особой торжественностью и пышностью. К камину, выполненному в классическом французском стиле, непременно нужны высокие потолки, огромные зеркала, кожаные кресла с резными ручками.
В таком интерьере неминуемо начинаешь задумываться о вечном.

Замковый. В средневековом рыцарском замке царят простор и минимализм в обстановке. Портал камина с большой открытой топкой выполнен из известняка, никаких барочных изысков, четкие прямые линии. Облицовка стен из светлого камня, перед очагом – готические стулья, гобелен – над ним. Великолепно украсит, например, бильярдную.

Модерн. Изысканные текучие линии, растительные мотивы, характерные для «югенд-штиля». Используются типичные для рубежа веков материалы – кованый металл, керамика, мрамор.

kamin3

Хай-тек. Представьте себе камин, полностью «одетый» в сталь. Именно таков страшный сон английского тори: соединение стекла и металла. Основная его особенность заключается в дерзком и динамичном дизайне. Неброские, подчас круглые или, наоборот, угловатые формы, всякое отсутствие украшений портала, огнеупорное стекло, над камином – плазменная панель. Не ясно, уместно ли тут говорить об уюте, но совершенно точно в доме станет теплее.

Помимо вышеперечисленных, есть масса авторских стилей, индивидуальных или сочетающих манеры разных эпох. Сегодня эклектика в искусстве не только допустима, но иногда и выигрышна.

Cigar Clan 1'2005. Сергей Романов

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.