Дело о спичке
- 02.07.2013 13:43
Подавляющее большинство источников сходятся в том, что первые спички появились в Европе в начале XIX века. Однако ещё в середине X века китайский поэт Тао Гу писал про некие палочки из соснового дерева, пропитанные серой, которые легко воспламенялись от контакта с тлеющим угольком.
Похожие приспособления ещё до нашей эры использовали древние римляне. Древние спички не были абсолютно автономными, поскольку для их воспламенения требовался огонь либо искра, и использовались главным образом для переноса огня с места на место — тем не менее их всё-таки можно считать прообразом спичек современных. К слову сказать, в Европе, если верить историкам, нечто подобное появилось лишь в XVI веке.
История химических открытий
Огромное количество различных исследований, открытий и изобретений при отсутствии единой системы патентов в Европе XVII—XVIII веков порождают массу версий относительно того, кто именно является изобретателем спички. Согласно некоторым источникам, первые самогарные спички появились в 1805 году — их изобрёл француз Клод Шансель. На кончик деревянной палочки наносилась головка, состоявшая из смеси перхлората калия и сахара, с добавлением некоторых других компонентов. Загорались такие спички не от трения, а от контакта с серной кислотой, и потому получили название химических. Химические спички в силу необходимости использовать для розжига серную кислоту были небезопасны и немобильны — ведь каждая коробка сопровождалась сосудом с серной кислотой. Впрочем, в отсутствие альтернативы это не помешало им завоевать определённую популярность. Первая мануфактура по производству спичек была зарегистрирована в 1813 году в Вене под названием Mahilard & Wik.
В 1826 году английский химик Джон Уокер в своей лаборатории в Стоктонборо в порядке эксперимента смешал сульфид сурьмы, бертолетовую соль и гуммиарабик (вещество, больше известное как камедь). Небольшое количество смеси засохло на кончике палочки, при помощи которой смешивались ингредиенты. Чтобы избавиться от лепёшки, Уокер чиркнул ею о твёрдую поверхность — и палочка загорелась. Учёный, преследовавший совершенно иную цель в ходе своих исследований, даже не подумал запатентовать изобретение. Сделал это Сэмюэль Джонс, который не только запатентовал спички Уокера, но и наладил их промышленное производство под названием «Люцифер». Новинка быстро вытеснила с рынка химические спички. Продажи шли хорошо, несмотря на существенный недостаток — отвратительный запах.
Избавиться от этого запаха удалось молодому французскому химику Шарлю Сория, который заменил сульфид сурьмы в составе спичечной головки на белый фосфор. Но старинный энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона предлагает свою версию, согласно которой «изобретение (фосфорных. — Ред.) спичек приписывается немецкому химику Камереру, которому в 1833 году удалось составить содержащую фосфор массу, легко воспламеняющуюся при трении о шероховатую поверхность. Изобретение это было приобретено венскими фабрикантами Ремером и Прешелем, которые впервые стали изготовлять фабричным путём спички, получившие с тех пор широкое распространение и являющиеся в настоящее время одним из необходимых элементов человеческого общежития».
Так или иначе, первая спичка, головка которой состояла из белого фосфора, бертолетовой соли и клея, появилась в 1833 году. Новые спички мгновенно завоевали всю Европу, и лишь впоследствии стало известно о том, что пары белого фосфора приводят к серьёзным заболеваниям костной ткани. Болезнь поражала главным образом работников спичечных фабрик. Вот что писал о спичечных фабриках того времени Карл Маркс: «. . .Эта мануфактура настолько известна своим вредным влиянием на здоровье рабочих и отвратительными условиями, что только самая несчастная часть рабочего класса — полуголодные вдовы поставляли для нее детей...». По словам Маркса, «Данте нашёл бы, что все самые ужасные картины ада, нарисованные его фантазией, превзойдены в этой отрасли мануфактуры». В тот период были также зафиксированы многочисленные попытки (и некоторые — успешные) использовать спичечные головки в качестве средства для самоубийства — коробка хватало с лихвой.
Опасность представляло и другое свойство всех без исключения спичек того времени: они могли загореться от трения друг о друга внутри коробки либо о любую другую твёрдую поверхность. Кроме того, они сильно искрили и горели неравномерно — уже погасшая спичка могла разгореться вновь, что также приводило к внезапным пожарам.
Альтернатива ядовитому белому фосфору была найдена только в середине XIX века, когда учёные получили новое вещество — красный (или аморфный) фосфор, менее летучий и практически безвредный. В 1855 году шведский химик Йохан Лундстрем на Всемирной выставке в Париже был удостоен медали за разработку новых спичек, которые получили название «шведских». Головку этих спичек делали из смеси бертолетовой соли, серы и различных добавок, они могли зажигаться только при трении о намазанную на картон смесь из безопасного красного фосфора, сульфида сурьмы, железного сурика, мела и клея.
Следует отметить, что в некоторых странах за пределами Европы производство спичек на основе красного фосфора сохранялось вплоть до начала XX века. Специальная международная конвенция, категорически запрещающая использование белого фосфора при производстве спичек, была принята лишь в 1906 году. Вслед за красным фосфором последовали и другие усовершенствования. Черенок спички стали пропитывать фосфорнокислым аммонием, который не давал спичке разгореться вновь, после того как основное пламя было потушено. А для обеспечения стабильного равномерного горения черенок спички стали также пропитывать воском или стеарином, а позднее — парафином. Соврменнные спички могут производиться не только из дерева, но также из картона или даже из хлопчатобумажных жгутов с особой пропиткой на основе парафина. Если деревянные спички упаковываются в коробки, то бумажные и парафиновые производятся в виде маленьких «книжек» — их обложки, как правило, используются под размещение рекламно-информационных материалов. Плоские картонные спички спрятаны внутри книжки, склеены между собой и при необходимости без труда отрываются.
Благодаря последовательному развитию технологий количество разнообразных видов спичек сегодня поистине огромно. Кроме традиционных, существуют спички, горящие на ветру и даже под дождём (штормовые), термические, горящие при очень высокой температуре, сигнальные — с цветным пламенем и масса других. В военных целях используются секвисульфидные спички, зажигающиеся — как и в старые добрые времена — от трения о любую шершавую поверхность. Нельзя не сказать о длинных каминных спичках и, конечно же, о сигарных, предназначенных для разжигания сигар.
Страсть коллекционера
Достоверно установить, когда появились первые картинки на коробках и коллекционирующие их люди, довольно затруднительно. Вероятнее всего, это произошло в Европе в середине XIX века. В царской же России, согласно имперскому стандарту, вплоть до 1859 года все спички продавались в похожих одна на другую жестяных коробках. Считается, что именно после отмены этого требования на отечественном рынке появились спичечные коробки, украшенные тематическими рисунками и узорами. Поначалу картинки назывались «спичечный этикет». В 1932 году советским отраслевым стандартом номер 4646 было зафиксировано современное название: «спичечная этикетка».
Картинки на этикетке могут быть как развлекательного содержания — с целью привлечь клиента к покупке данных спичек, — так и рекламного, что позволяет их производителю получить дополнительный доход. Уже в конце XIX века в России выпускались коробки, украшенные картинками из народных сказок и басен, с изображениями литераторов и полководцев. Тогда же на этикетках появились различные эпитеты, характеризующие качественные преимущества данного продукта над продуктом конкурентов, — «самые безопасные», «горящие везде» — и подробная информация о производителе. Реклама пришла на спичечные этикетки в конце XIX — начале XX века. В СССР поверхность спичечных коробков активно использовалась как инструмент пропаганды. Так, во времена Великой Отечественной войны коробки пестрели патриотическими лозунгами: «Смерть немецким оккупантам!», «Будь бдителен! Сохраняй военную и государственную тайну!», «Все как один на защиту Отечества!» и другими.
В романе французского писателя Анатоля Франса «Преступление Сильвестра Боннара» один из персонажей, русский по национальности, колесит по всей Европе в поисках новых образцов для своей коллекции спичечных этикеток. В Англии XIX века для обозначения этих увлечённых людей поначалу использовалось слово «лабелист» (англ. labelist — «этикеточник»). Сегодня коллекционеров спичечных коробков называют филуменистами: греческое «филеос» означает «любовь к чему-либо», а латинское «люмен» — «свет». Сегодня коллекционеров спичечных коробков не так уж и мало. Один из них рассказал нашему журналу о своём увлечении.
FAQ по филумении
Филумения — именно так на профессиональном языке называется коллекционирование спичечных коробков. Бизнесмен Павел Бурцев — один из ведущих российских филуменистов. В интервью журналу Cigar Clan он рассказал о социальной функции коллекционирования и оценил спичечные коробки с точки зрения инвестиционной привлекательности.
— Как вы стали коллекционером?
— В детстве я коллекционировал всё подряд. Пивные банки, бутылочные этикетки, марки, монеты, пробки и так далее. Потом времени стало намного меньше и с коллекционированием пришлось завязать, так как любая коллекция требует огромного количества времени. Весь коллекционный материал надо постоянно разбирать, оформлять, сортировать по группам... Но, как мне в последнее время кажется, страсть к коллекционированию лежит у некоторых людей на генетическом уровне, и, как ты ни пытайся завязать, останешься коллекционером навсегда. Я остановился на спичках.
— Почему выбрали именно спички?
— Сначала я просто брал первые попавшиеся коробки в ресторанах и барах Москвы. Потом их начали нести мне знакомые, а затем и вовсе не знакомые люди. Мимолётное увлечение постепенно переросло в серьёзное коллекционирование. Когда от спичечных коробков начали ломиться все ящики в квартире, пришлось расставить приоритеты. Либо купить новую квартиру и расстаться с женой, либо определиться, какое направление в филумении мне наиболее интересно, и сосредоточиться только на нём. Я выбрал второй вариант и сейчас коллекционирую спичечные коробки и этикетки России дореволюционного периода, а также этикетки блокадного Ленинграда. К сожалению, до наших дней дошло очень мало коллекционного материала того времени, поэтому приобрести его можно в основном на аукционах, у «чердачников» или внуков тогдашних филуменистов. Соответственно, стоимость этих этикеток в десять — пятьдесят раз больше, чем стоимость обычных этикеток советского времени. Семьдесят процентов моих находок являются единственными в своём роде. Что, конечно, приятно.
— Может, причины вашего увлечения спичками следует искать в детстве? Среди главных дворовых поджигателей не числились?
— Нет, наоборот, в основном тушил. Весной, когда повсюду горела сухая трава, мы играли в пожарных и пытались её тушить. Разве что когда все пожары ликвидировались и нам становилось скучно, мы начинали играть в поджигателей. А моя бабушка всё время поощряла рисунки на тему «Спички детям не игрушка».
— Сколько сейчас коробков в вашей коллекции?
— В общей сложности более пяти тысяч. Но тех, что представляют для меня особую ценность, — немного, так как они сами по себе крайне редки. Из блокадного Ленинграда, например, всего четыре. За неимением иных ресурсов этикетки тогда печатались на любом бумажном носителе, который можно было найти: на обратной стороне листовок, на газетах, картонках и так далее. Надписи на этикетках блокадного города призваны были поддержать боевой дух жителей и представляли собой патриотические лозунги. Спичечных коробков царской России в моей коллекции побольше — около сорока штук. Вероятно, это самая большая русская коллекция этого периода в мире на данный момент. В ней представлены коробки центральных районов России, Сибири и Дальнего Востока.
— А какой коробок в вашей коллекции самый ценный?
— Самые ценные для меня коробки — это коробки времён царской России с Дальнего Востока. Есть даже один с Камчатки. Во Владивостоке недавно сносили целый квартал старинных домов, построенных ещё до 1917 года, под застройку нового микрорайона, и местный антиквар связался со мной и предложил мне несколько коробков того времени, найденных строителями в перекрытиях и на чердаках этих ветхих зданий. Все коробки были произведены на фабриках Дальнего Востока, о которых я даже не нашёл ни одного упоминания в литературе.
— Самая неожиданная ваша находка?
— Однажды мы решили снести стену, чтобы в квартире было просторней. Дело происходило у моего одноклассника в доме на Старом Арбате. Так вот, в кладке этой стены между кирпичами лежали два идеально сохранившихся с 1890-х годов коробка.
— Где вы покупаете коробки?
— Сначала покупал на интернет-аукционах. Сейчас уже меня знают продавцы и предлагают сами, напрямую.
— А целые коллекции доводилось покупать?
— Пока нет, а жаль. Покупка коллекции целиком позволяет значительно снизить транзакционные издержки.
— А какой коробок в вашей коллекции самый дорогой?
— Самый дорогой коробок, который я приобрёл, стоил около тридцати пяти тысяч рублей. Он сделан знаменитой в XVIII веке голландской мастерской из серебра с выгравированным изображением праздника в голландской деревушке.
— Как определяется стоимость конкретного коробка?
— Диапазон цен может быть очень широким, поскольку коллекционирование — занятие субъективное. Цена напрямую зависит от личного восприятия конкретной этикетки конкретным коллекционером. Для меня коробок 1973 года с изображением хризантемы никакой ценности не представляет, но кто-то готов будет заплатить за него определённые деньги, поскольку он собирает флору и фауну СССР на спичечных этикетках. В клубах филуменистов считают, что справедливая цена на спичечный коробок 1890—1917 годов составляет около шести долларов, но достать их невозможно, так как они все давно лежат по частным коллекциям. И их стоимость для меня составляет минимум тридцать — пятьдесят долларов.
— Где филуменисты общаются между собой?
— В России есть три основных клуба филуменистов: Питерский, Московский и Новосибирский. У них есть помещения, где они собираются два свои сайты и журналы. Я к ним захожу довольно редко, так как интересующего меня материала там практически нет, но вообще там довольно позитивно — собираются люди совершенно разных возрастов, объединённые одним увлечением, и долго не могут расстаться, так как тем для обсуждения и этикеток для обмена не счесть.
— Чем отличаются спичечные коробки? По форме, по рисунку, по иным параметрам?
— Форм коробков великое множество: книжечки, боксы, треугольники, цилиндры, сигарные и так далее. Рисунки на коробках как в Советском Союзе, так и в некоторые времена царской России были подвержены строгой регламентации, необходимо было соблюдать определённые формы, размерность, цветовую гамму. Поэтому по изображению порой можно понять, какого коробок года выпуска и даже какой фабрики. Сейчас все нормы сведены к минимуму, у художников и дизайнеров появился простор для творчества. Особенно это заметно по рекламным коробкам и по коробкам различных дизайнерских кафе и ресторанов.
— Предел коллекционирования?
— Отсутствует. Ограничения есть только по финансовым возможностям, времени и месту в квартире. Если судить по количеству собранных коробков, то одним из лидеров является украинский филуменист, который собрал что-то около ста тридцати тысяч штук. Но я думаю, что скоро и он придёт к мысли, что следует сосредоточиться на каких-то конкретных направлениях, а не собирать всё подряд.
— Можно ли рассматривать коробки как объект инвестиций?
— Я считаю, что это отличная инвестиция. Сегодняшний кризис особо ярко показал, что в какой бы широкий диапазон ценных бумаг и недвижимости ни были инвестированы ваши деньги, всё равно есть риск банкротства при общем серьёзном ухудшении экономической ситуации. Единственное, что сейчас практически не страдает от кризиса, — это рынок знаменитых антикварных аукционов. Сборы на них остались практически на прежнем уровне. Коллекционеры со всего мира в кризис готовы выкладывать крупные суммы за различные картины, скульптуры и иные предметы, так как, по их субъективным оценкам, это стоит таких денег. Они увлечены, для них это хобби, страсть. И если все твои объективно оцениваемые рынком активы вдруг неожиданно обнулились, ты знаешь, что в спальне у тебя висит подлинный Кандинский, и жизнь всё равно удалась. Таким же субъективным активом, только более дешёвым, являются и спичечные коробки.
— В чём заключается суть коллекционирования?
— Коллекционеры — это особая прослойка общества. Они собирают по крупицам бытовую повседневную историю различных поколений, то есть те вещи, которые на фоне различных глобальных геополитических, экономических и социальных событий при различных политических режимах являлись материальным воплощением конкретных эпох. В этом — социальная функция и суть коллекционирования.
Спички в России
В России первая спичечная фабрика появилась в середине 1830-х годов в городе Якобштадт Курляндской губернии. Через несколько лет количество фабрик достигло десяти, а к концу 1840-х — тридцати. Спиченая индустрия активно развивалась и приносила немалый доход. Однако спички были небезопасны, и в 1848 году на всей территории Российской империи были введены жёсткие меры государственного регулирования спичечного производства. Кроме существенного налога, были введены ограничения, касающиеся географии производства и условий розничной продажи спичек. Однако в действительности комплексные меры привели к сокращению лишь легального производства: часть спичек в 1850-х годах производилась подпольно, кустарным способом. Только появление безопасных «шведских» спичек и последовавшая отмена санкций привели в начале 1860-х годов к восстановлению спичечной индустрии. Одновременно с этим в 1862 году в Российской империи было введено ограничение на оборот белого фосфора, а в 1888 году — установлен двойной акциз на изготовленные из него спички.
Независимые производители конкурировали между собой, охраняли секреты химических смесей, постоянно усовершенствовали технологию производства. Во второй половине XIX века началась повсеместная механизация спичечных производств, количест во которых к концу века стало измеряться сотнями. Возможно, спички могли бы стать нашей международной отраслевой специализацией, если бы не Первая мировая война и последовавшая за ней Октябрьская революция. Царившая в стране неразбериха подорвала производство спичек. Восстановление началось в 1920-х годах — спичечное производство было национализировано, а экономика перешла на плановые пятилетки. Количество и качество советских спичек неуклонно росло — однако главной спичечной страной мира так и осталась Швеция. В конце XIX века там функционировало более ста частных заводов, которые впоследствии в результате череды банкротств, слияний и поглощений превратились в крупные корпорации, подобные современному гиганту Swedish Match.
О том, какое внимание в СССР уделялось спичечному производству, свидетельствует тот факт, что в 1928 году на базе технологического факультета Ленинградского лесного института была создана спичечная лаборатория. Два года спустя она переросла в Государственный исследовательский спичечный институт (ГИСИ). На форумах филуменистов можно найти любопытное свидетельство развития советской спичечной индустрии — рассказы о первом полнометражном учебном фильме «Спичечные автоматы», который был снят сотрудниками ГИСИ в 1930-х годах. Современный правопреемник института — Центральная научно-исследовательская лаборатория спичечной промышленности, расположенная в посёлке Балабаново Калужской области.
Музеи спичек
Наиболее известный музей спичек находится в городе Йенчепинг в Швеции — именно там располагалось одно из основных производств братьев Лундстремов. Открытые источники в Интернете подскажут ещё с десяток менее известных спичечных музеев мира. Ближайший к Москве (в полутора часах езды на автомобиле) расположен на крупнейшем в Центральном регионе производстве спичек — в посёлке Балабаново под Калугой.
Химический состав
Согласно ГОСТу 1820—2001 «Спички. Технические условия», головка современной спички отечественного производства состоит главным образом из бертолетовой соли, к которой добавляются такие ингредиенты как хромлик, сера, сурик, цинковые белила, молотое стекло и костяной клей. Тёрка, или, по-народному, «чиркаш», состоит согласно ГОСТу, из красного фосфора, трёхсернистой сурьмы, сурика, мела, цинковых белил, молотого стекла и костяного клея.
Прометей
Помните миф о Прометее, который украл у богов огонь и подарил его людям — за что был впоследствии жестоко наказан. Некоторые источники указывают на то, что миф рассказывает о древнем прообразе спичек. Однако отечественный философ Алла Алексеевская, исследуя мифологию Древней Греции, сделала предположение о том, что Прометей украл у богов вовсе не огонь, а секрет производства алкоголя. Ведь в наказание за передачу технологии людям он был прикован к скале и прилетавшие птицы клевали его печень! Что, согласитесь, символично, ведь именно печень подвергается наибольшему воздействию при злоупотреблении алкоголем.
Осина
Современные машины, установленные на спичечных производствах, способны изготавливать до десяти миллионов спичек в день. Технологически всё производство поделено на две части — создание деревянных заготовок и смесей. Деревянная палочка, перед тем как стать спичкой, проходит несколько «ванн», где её последовательно обрабатывают различными веществами, наносят на неё головку и лишь затем сушат. Основ ной материал для производства спичек в России — осина.
Cigar Clan 5'2009. Эльдар Тузмухамедов