Чих из табакерки

tabakerki HR 23s

У каждой эпохи свои символы престижа и успеха. Достаточно одного взгляда, чтобы современнику стало ясно, кто перед ним: модник или консерватор, нувориш или аристократ. Особенно красноречиво о воем хозяине говорят всевозможные атрибуты досуга.

 Никакое другое занятие, кроме, может быть, охоты и гурманства, не требует такого разнообразия аксессуаров, как употребление табака. Повальное увлечение им началось лишь в XVII веке, но табак был известен европейцам и раньше. Высококачественный американский табак применялся как нюхательный, и услаждение одного из пяти человеческих чувств, наиболее склонного к излишествам, – обоняния – стало прямо-таки всеобщей заботой.

Первые коробочки-табакерки, появившиеся в XVII веке, представляли собой пеналы вытянутой формы. Они делались из меди и обильно украшались надписями и рисунками. Поскольку появились они у голландских, шведских и немецких моряков и солдат, их называли «солдатскими» и «матросскими». Конструкция табакерок предохраняла содержимое от намокания или какого-либо физического воздействия, а значит, подходила любому, кто опасался промочить или понапрасну раскрошить свой табачок.

tabakerki HR 10s

Фаворитка российского двора

XVIII век стал поистине веком табакерок. Прусский король Фридрих Великий в 1740 году получил в наследство 600 таких маленьких коробочек, а спустя 46 лет оставил после себя уже около полутора тысяч. Принц Конти имел 800 табакерок. Цифры впечатляют: такой коллекцией сегодня могут похвастаться только крупные музеи! А все дело в том, что каждая перемена платья требовала от модника смены табакерки. Для их изготовления использовались различные материалы: золото и драгоценные камни, алюминий (в ту пору ценившийся выше золота) и сталь, черепаховый панцирь и акулья кожа (галюша), фарфор и береста.

tabakerki HR 13s

При российском дворе принято было пользоваться табакерками из драгоценных материалов, и лишь в царствование Елизаветы Петровны (1741-1761) существенную конкуренцию им составили фарфоровые табакерки. Знаменательно, что первым отечественным фарфоровым изделием, созданным на Императорском фарфоровом заводе в 1752 году, стала именно табакерка. Это были знаменитые «Мопсы». В ту эпоху фарфор в Европе являлся поистине фаворитом среди материалов, желанным, но не доступным простым смертным. На смену фарфоровым табакеркам пришли более дешевые, но не менее изысканные эмалевые. Их делали во Франции и Швейцарии, Австрии и Англии, Пруссии и России. Они удовлетворяли самым изысканным вкусам и наиболее изощренным претензиям. В этой технике создавались и табакерки, однотонная поверхность которых украшалась росписью – пейзажи, сценки, трофеи, или аппликацией – например ажурным изображением цветов. В «русском Лиможе», известнейшем центре художественной эмали, – Великом Устюге было освоено оригинальное производство эмалей с накладками.

Откуда бы ни начинала свой путь такая табакерка, в ее основе – кованая коробочка из красной меди с откидывающейся крышкой, изнутри и снаружи покрытая эмалью, чаще всего белого цвета. Крышка и коробочка соединялись металлической оправой из серебра или золоченого медного сплава.

Распространению эмалевых табакерок способствовало не только то, что эти изделия обладали «высокохудожественными» достоинствами, но ито, что они отличались функциональной целесообразностью: покрытый расплавленным стеклом металл – один из самых гигиеничных материалов. Табак в XVIII веке нюхали все – старые и молодые, императоры и торговцы, кавалеры и дамы, даже совсем юные девицы были подвержены влиянию тиранки-моды. Так что табакерка могла стать частью любого костюма. И не только костюма. Емкости для табака встраивали в подлокотники кресел и даже в рукояти тростей.

tabakerki HR 12s

Неудивительно, что такая преданность владельцу и близость к нему делали табакерку пособницей в самых деликатных делах. Она служила конвертом для письма и футляром для щедрого подарка. В 1791 году, уже на закате века табакерки, в «Переписке моды» говорилось: «...Мы служим потаенною кибиточкою, в которой волокита пересылает свои письма, любовные бредни, романтические воображения, ибо табакерки многих женщин и девушек учинились ныне не чем иным, как кибиточками любовной почты». Ведь угощение табаком было общепринятым светским ритуалом, а уж что там ухватит пальчиками прелестная кокетка – праздному наблюдателю неизвестно.

Можно даже сказать, что табакерка стала символом коммуникабельности. Популярный доныне обычай угощать табаком знакомца установился именно в те годы. Высшим проявлением щедрости, наиболее красноречивым дружеским жестом был обмен табакерками. Так, Лоренс Стерн, один из основоположников сентиментальной литературы, в самом начале своего «Сентиментального путешествия по Франции и Италии», опубликованного в 1768 году, поместил особую главу «Табакерка». Взаимное угощение табаком нищего французского монаха и путешествующего английского джентльмена было и знаком их примирения, и символом гармонизации душевного состояния: «...Он поднес мне открытую роговую табакерку, которую держал в руке. – Отведайте из моей, – сказал я, доставая свою табакерку (она была у меня черепаховая) и кладя ее в руку монаха. – Табак отменный, – сказал он. – Так сделайте милость, – ответил я, – примите эту табакерку со всем ее содержимым и, когда будете брать из нее щепотку, вспоминайте иногда, что она была поднесена вам в знак примирения человеком, который когда-то грубо обошелся с вами, но зла к вам не питает». Интересно, что разницу в социальном положении героев автор подчеркнул именно с помощью табакерок: роговой и черепаховой.

Аксессуар со значением

Поражает разнообразие форм табакерок. Их делали в виде яблок и лимонов, дамских туфелек и птичек, кухонных горшочков и голов животных (и даже людей!). Для любителей табака разного сорта были придуманы многочастные табакерки, каждое отделение в которых закрывалось особой крышкой. Такие коробочки применялись для тайной почты. Чтобы можно было одно отделение открыть для знакомой дамы, а другое – для ее супруга, табакерки делались двусторонними. Эта же конструкция как нельзя лучше подходила для скряги, предпочитавшего угощать друга табачком поплоше, а самому наслаждаться зельем высшего сорта. Вставлялись в табакерки и различные секреты: зрительные трубки, механические соловьи, зеркала. При помощи зрительной трубки можно было неявно наблюдать за кем-то вдалеке, а при наличии хитрого устройства – системы зеркал – делать это удавалось, не поворачивая головы... Игривая, часто театрализованная атмосфера балов и иных веселых собраний дозволяла такую вольность.

tabakerki HR 16s

Почтовая функция табакерки вызвала к жизни и особую ее разновидность, так называемую пакетовую табакерку. По форме и отделке она была похожа на сложенное письмо – пакет (ведь конвертов в то время не было). Такие табакерки делались лишь из фарфора и эмали, белый цвет которых напоминал обычную бумагу. На верхней стороне крышки плоской коробочки черным надписывался адрес: иногда конкретный, иногда условный, например «Прекрасной брюнетке в Петербурге». Красным и синим, подражая почтовым службам, наносились отметки, как на настоящих письмах. Имитировалась и печать, скрепляющая листок. Посланием в таком пакете могли быть стихи или миниатюрный портрет. Модные вещицы были, естественно, желанным подарком.

Табакерки с портретами владетельных особ иногда служили официальными наградами. Драгоценные ювелирные изделия – щедрой платой за услуги. Табакерка могла быть «сувениром сердца» или памятью о путешествии. При российском дворе табакерку обычно вручали дипломатам на прощальной аудиенции. Это было пожеланием счастливого пути. Впрочем, однажды императрица Екатерина II сделала исключение для японского путешественника Кодаю, пожаловав ему свою табакерку. Помимо дипломатов, из ее рук при расставании также получали табакерки придворные и военачальники, в том числе и великий полководец Александр Суворов. В общем, те, кого наградить надо было с особым смыслом, тонко, как бы в знак личной, приватной благодарности. В табакерку в этом случае обычно насыпались червонцы. Упакованные таким образом золотые монеты являлись также наградой от просвещенной императрицы поэтическим талантам. Дважды получал такой дар Державин, именно как поэт, а не как сановник, за оды «Фелица» и «На взятие Измаила». Еще одна знаменитость той эпохи Василий Капнист получил табакерку с вензелем императрицы, осыпанную бриллиантами, за оду против рабства.

Впрочем, табакерка в качестве подарка иногда означала предложение удалиться с глаз вон. Маркиза де Помпадур однажды не захотела принять надоевшего любовника и вдогонку ему послала слугу с табакеркой. Подчеркивало значение дара украшение коробочки. На ней был изображен Амур, пораженный стрелой (символ умершей любви), и надпись: «Достаточно». Павел I подарил табакерку в качестве свадебного подарка еще не достигшему пика славы Петру Багратиону. Сплетники утверждали, что несветскому военному таким образом намекалось на необходимость покинуть двор, оставив красавицу-жену... Определенный подтекст имела табакерка, подаренная Николаем I голландскому посланнику барону Геккерену. После трагической дуэли его приемного сына Дантеса с Александром Пушкиным барон не был принят императором. Государь отослал ему без комментариев драгоценную табакерку. Придворные объяснили озадаченному иностранцу смысл подарка: дипломат стал в России персоной нон грата и видеть его впредь не желают.

tabakerki HR 17s

Любая табакерка изначально предназначалась для того, чтобы ее держали в руках, рассматривали, любовались. Поэтому и форма и оформление несли в себе дополнительную информацию для посвященных. Понять смысл можно было благодаря пояснительным надписям, которыми снабжались табакерки. Но и без пояснений ясен смысл таких изображений, как пронзенные стрелами сердца, якоря надежды, россыпь игральных карт и костей. Самый распространенный декоративный мотив в росписи эмалевых табакерок – цветы, а сюжетный – «галантные» сцены, навеянные живописью Антуана Ватто.

В декоре табакерок нередко заключена тема игры, особенно часто встречается мотив любовного заигрывания. Даже банальные цветочки для посвященных были волнующим посланием: роза – признанием красоты в разных стадиях расцвета и прелести, незабудка – обещанием верности и памяти, тюльпан – брачным предложением или же бахвальством. Да и жанровые сцены, где дамы и кавалеры музицируют, прогуливаются, беседуют, нередко имели дополнительный смысл. Например, рыбная ловля на удочку традиционно обозначала любовную игру, флирт. По-разному отражалась в декоре табакерок тема дороги, или жизненного пути: табакерки-кареты, табакерки-лодки, табакерки-сундуки (это мог быть баул, который прикреплялся снаружи к экипажу, а мог быть и подголовок – сундук для самых ценных пожитков, который на ночь клали под подушку). Лодка на озере, парус в море, венок на ветке дерева, обелиск на холме – все эти символические образы не требовали разгадки и были понятны современнику благодаря влиянию классицистического искусства.

Комичные сцены, изображаемые на крышках табакерок, переходили порой в политический памфлет или даже выходили за рамки благопристойности. Эти безделушки обсуждались со всей серьезностью на самом высоком государственном уровне. В именном указе государыни императрицы Елизаветы Петровны, зачитанном Сенату генерал-прокурором князем Трубецким, повелевалось «запретить к продаже и перепродаже пашквильные» табакерки. В дело были вовлечены коммерц-коллегия и канцелярия столичного полицмейстера. Но вопреки воле императрицы две табакерки с политической сатирой – «Сидит Европа под балдахином, печальная, а перед нею кардинал с весами, наступивший на лист «Баланс Европы» и «Сидит кардинал с тростью, на столе перед ним карта «Я разделяю империи» – сенаторами не были признаны «пашквильными».

tabakerki HR 20s

Богатое табакерочное наследство оставил XVIII век. Но в конце XVIII века изменился покрой одежды, из моды вышли карманы и вместе с уходом со сцены жизни «пиковых дам» и «старичков в пудреных париках» ушла из обихода привилегированных сословий и табакерка... Традиционные коробочки для табака в течение какого-то времени еще оставались предметом для приличного и уважительного подарка. Константин Аксаков, например, вспоминает, что в бытность его студентом Московского университета в 30-е годы XIX столетия студенты дарили любимым преподавателям именно табакерки. Только на одной фабрике П.И. Коробова под Москвой в 1840 году было выпущено 13 420 расписных лаковых табакерок. Но постепенно табакерка стала выходить из моды и забываться. Начинался новый век...

Cigar Clan 2-3'2002. Ольга Молчанова

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.