Больше, чем платок

 

hermes_main

 

Шелковые платки Hermes – не просто фетиш модников, дополняющих с помощью яркого и запоминающегося аксессуара свой облик. Каждый платок ручной работы (с 1937 года дизайнерами Hermes было создано около 950 сюжетов) – истинное произведение искусства и для многих ценителей экспонат собираемой годами коллекции. Да-да, люди, знающие толк в шелке и шелкографии, воспринимают эти платки как картины, хранят их в рамках, украшают ими не только себя, но и стены своего жилища, а художники и дизайнеры используют их для оформления дорогих интерьеров. Если вы хоть раз держали это шелковое чудо в руках, то легко поймете его неистовых поклонников, разгадывающих тайные послания и образы, зашифрованные в причудливых головоломках – рисунках платков, как если бы это был текст книги. А если бы вы знали, как создаются знаменитые каре – платки размером 90х90 – и что означают избранные узоры из последней коллекции Hermes – так, как они задуманы их создателями...

 

Работа над платком начинается с оформления идеи в сознании художника. Он делает наброски и разрабатывает избранную тему, а затем советуется с арт-директором Hermes Жаном-Луи Дюма, курирующим создание каждого сюжета.


Работа над новой историей и ее шелковым воплощением продолжается от шести месяцев до года: за это время дизайн платка прорабатывается до мельчайших деталей, анализируется, как платок будет выглядеть в развернутом виде и на шее – завязанный разными способами. Только после этого принимается решение, пополнит ли сюжет коллекцию историй Hermes. Кропотливая работа художника над своим детищем вознаграждается: на каждом изделии кроме защищающих от подделки надписи Hermes и названия обязательно зафиксировано имя художника. Подчас эти три пометки так причудливо зашифрованы, что требуется особое внимание, чтобы отыскать их среди узора. Впрочем, кто ищет, тот всегда найдет.
После того как проект утвержден, наступает черед гравировщика. Он переносит узор на трафарет, то есть занимается цветоделением. Для каждого цвета требуется специальное клише. Иногда для создания одного платка нужно около 40 клише, поэтому их подбор – очень трудоемкое и сложное дело. Ценители понимают, что чем мельче рисунок на платке и чем больше на нем цветов, тем он уникальнее.


Подбор цветов для узора – тоже непростая задача, и этим занимается целая команда специалистов. В их палитре – около 75 тысяч базовых цветов, соединяя которые они изобретают новые. Краски смешиваются вручную, и иногда приходится опробовать около пятидесяти различных сочетаний, прежде чем удастся достичь желаемого результата. Для каждого конкретного узора подбирается 10–15 вариантов цветовых решений. Так сходится сложный пасьянс красок.


Фабрика, на которой производят платки, расположена в Лионе – шелковом центре Франции. Шелковые коконы, из которых впоследствии будут спрядены нити, а из них соткано шелковое полотно, привозят из Бразилии. От китайского шелка, качество которого может быть и очень хорошим, и очень плохим – в зависимости от того, в какой провинции он выращивается, – было решено отказаться: слишком велик риск.

 

Печатание рисунка производится на рулоне шелка, растянутом на специальном столе длиной 100 метров, где одновременно могут быть в работе 100 платков. Мастер-печатник прокатывает шелк поочередно через клише разных цветов. Излишки густых красок аккуратно удаляются вручную. После этого проводят ряд операций, закрепляющих краски, делающих их ярче, а сам платок – прочнее.


Заключительный этап – подшив края. Он подгибается на лицевую сторону и подшивается вручную: на каждый платок уходит 32 минуты. Когда процесс завершен (мастера готовят два-четыре экземпляра каждой цветовой гаммы), изделие должно пройти жесткий контроль. Если замечена ошибка, платок сжигают: качество должно быть безупречным.


Только теперь, по прошествии почти двух лет с возникновения замысла, платок можно завернуть в шелковую бумагу и положить в фирменную оранжевую коробочку. Цикл закончен.


Два раза в год – весной и осенью – коллекция платков Hermes пополняется новыми рисунками. Одновременно с этим ставшие популярными сюжеты воплощаются в новом цветовом решении, а классические модели расширяются за счет вариаций на темы конской сбруи и седел, а также морской тематики – фрегатов, каравелл, морских узлов. В новой коллекции всегда присутствует сюжет о лошадях. Это могут быть цирковые лошади, африканские зебры, лошади, стилизованные под рисунок маленького ребенка, даже «воображаемая лошадь» – вариантов масса. Главное – традиция должна соблюдаться. Она восходит к логотипу Hermes, созданному на основе рисунка французского художника Альфреда де Дре, а также к первой специализации этого модного Дома – производству дорогих аксессуаров для верховой езды.


Платки Hermes могут быть с плиссировкой (каре-плиссе делают в тех же мастерских, где следили за безупречными воротничками и манжетами королей) – обязательно со 108 складками, могут быть двухцветными с идеально напечатанным краем, даже водоотталкивающими. Но настоящей легендой стал именно каре – шейный шелковый платок размером 90х90 см, производимый вручную в Лионе. Дважды в год коллекционеры с нетерпением ждут новой серии платков, ждут так же, как поклонники – новых книг любимого автора или новых картин известного художника. Они твердо усвоили то, что уже 67 лет им внушает Hermes: «Платок – стартовая площадка для невероятного полета мысли».

 

Платок «Механизм идей» (Les Mecanique des Idees)
Художник Кристин Генри показывает, как рождается идея. Творческий процесс начинается с состояния полной неуверенности и пустоты: новая идея появляется только так. Символы, изображенные в квадратах, – это формирующиеся образы. Некоторые формы уже узнаваемы, другие еще расплывчаты – они взывают к нашему воображению. В каждом квадрате видна потенциальная мысль, но она замкнута сама в себе. Для того чтобы одна идея соединилась с другой, нужны шестеренки, приводящие в движение создающуюся творческую лабораторию – Мир идей. Между границами квадратов и шестеренок формы размыты – это Мир воображения, в котором, вопреки рациональности, может существовать абсолютно все.

 

hermeaueamus_flattened

 

Платок «Делайте ваши ставки!» (Faites vos Jeux)

Удача в ваших руках! Поле платка, придуманного Кареном Петроссяном, пестреет мозаикой азарта: сложный пасьянс почти сошелся. Делайте ваши ставки на квадратном поле платка! Внимательный наблюдатель заметит, что кому-то в этой партии выпал невероятный жребий, а наблюдатель посвященный поймет, кто же те двое игроков, что скрываются под таинственными инициалами, начертанными на странице из записной книжки.

 

 

Hermes5

 

Платок «Тою-Бою» (Tohu-Bohu)
Бесформенность. Свой рисунок художница Клаудиа Штюльхофер-Майр выстроила по принципу мандалы – геометрической диаграммы, используемой для медитации и вызова божеств. Ее цвета и концентрические круги символизируют устройство Вселенной. Этот платок – мандала бога Hermes.

 

Hermes1

 

Платок «Лошадь с сюрпризом» (Cheval Suprise)
Позвольте своему уму блуждать. Глядя на придуманный Дмитрием Рыбальченко рисунок, помните: в нем скрыты неожиданные сюжеты. Нескольких пятен достаточно, чтобы нарушить тишину... Эти точки организуют пространство и служат стартовой площадкой для невероятного полета мысли. То, что вы увидели в чернильных пятнах платка, могло прийти на ум художнику Альфреду де Дре, известному своими прекрасными рисунками лошадей.

 

Hermes2

Любознательные сотрудники редакции насчитали на этом платке 16 лошадей. Кто больше?
 
 
 
 Светлана Тарасова

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.