Antoine Preziuso. Турбийонные сказки

preziuso2

 

«Метафизическая сущность турбийона, его вращение завораживают, и неважно, что люди говорят о его прикладной ценности.»

 

Большинство часовых брендов сегодня — это структурированные промышленные образования, работающие конвейерным методом с применением ультрасовременных машин и мощных компьютеров. Доля ручного труда при таком подходе упорно стремится к нулю и сохраняется во многом лишь благодаря подвижничеству руководителей мануфактур, радеющих за соблюдение хоть каких-то традиций кабинотьерства.

 

Иначе действуют камерные производители, оперирующие тиражами до двух-трех тысяч экземпляров: у них есть возможность работать «по старинке», обрабатывая и декорируя детали, монтируя и регулируя часть механизмов на верстаках, используя проверенные столетиями инструменты, — благо цена конечного продукта позволяет особо не экономить на зарплатах.

 

И уж совсем классический подход к делу сохранился у нескольких десятков так называемых «независимых часовщиков», большинство из которых объединены в профессиональную академию (AHCI — Academie Horlogere des Createurs Independants). Эти люди при необходимости могут собственными силами разработать, изготовить и собрать механизм любой сложности.

 

Антуан Прециузо — один из них. Он родился в 1957 году в Женеве и с детства имел доступ к часовой механике благодаря отцу, трудившемуся в местном филиале Rolex. Родительский пример, естественно, не мог не оказать влияния на жизненный выбор мальчика, который к тому же питал страсть к маленьким игрушкам. Вместе с младшим братом они могли целый день безвылазно просидеть в детской, играя с солдатиками, машинками, домиками, а еще с колесиками и пружинками из сломанных механизмов, исправно поставляемых чадолюбивым папой.

 

Интересно, что брат в итоге пошел по финансовой линии — видимо, подсознательно почувствовал безусловное превосходство Антуана в часовом ремесле. А тот, всерьез увлекшись конструированием собственных приборов для отсчета времени, в 1974 году поступил в Женевскую часовую школу (Ecole d’Horlogerie), где крепко сдружился с сокурсником по имени Франк Мюллер. Любопытный факт: в конце 1970-х друзья получили дипломное задание усложнить стандартную Oyster вечным календарем с указателем лунных фаз и ретроградным указателем даты, причем Мюллеру достался экземпляр в стальном корпусе, а Прециузо — в золотом. Четверть века спустя, в мае 2003 года, на аукционе Sotheby’s модифицированная Прециузо «Устрица» была продана за 19 396 долларов США. Сейчас она наверняка стоит гораздо дороже, но ее нынешний владелец вряд ли захочет с ней расстаться.

 

Окончив часовую школу с красным дипломом и званием «лучшего выпускника», Антуан без промедления отправился закреплять теорию практикой в Patek Philippe. С 1979 по 1980 год ему выпал счастливый шанс поработать в антикварном ателье, где он за год повидал столько диковинных хронометров, сколько иные не увидят за всю жизнь. Изучая конструкции старинных шедевров Jules Jurgensen, Breguet, Patek Philippe, молодой мастер впитывал все увиденное, как губка, стараясь при этом мысленно усовершенствовать и модернизировать шестереночные хитросплетения. Все это очень пригодилось уже через год, когда, покинув ателье, Антуан Прециузо перешел на полное самофинансирование, ремонтируя тикающий антиквариат всех видов и размеров. Его мастерская называлась Antiquorum — как и знаменитый аукционный дом, который был основным клиентом Прециузо и доверял ему самые ценные лоты.

 

В 1981 году наш герой почувствовал, что вырос из белого халата реставратора, и ощутил настоятельную потребность придумать наконец что-то свое. Его высочайшая квалификация уже была официально признана многими коллекционерами часовой старины, а также авторитетным Музеем часового искусства Женевы. Как член союза «Кабинотье Женевы» (Cabinotiers de Geneve, ассоциация, образованная в стародавние времена становления часового ремесла в Женеве, когда часовщиков называли «кабинотье»), Прециузо принял активное участие в создании десяти памятных моделей в честь десятилетнего юбилея музея.

 

 

Preziuso1m
B-Side. Титановый корпус с циферблатами из стекловолокна и черненного золота с ручной гравировкой можно поворачивать на вашем запястье, выбирая турбийон или автоматичский хронограф

 

В 1986 году на свет появились наручные часы Sienna с автоматическим механизмом и мраморным циферблатом, которые автор никому не показал, боясь критики и непонимания. Целых десять лет (!) они пролежали в мастерской вдали от посторонних глаз, пока в 1996 году снискавший к тому времени международное признание член AHCI Прециузо не представил их на Базельской выставке. Успех был ошеломляющим: один японский агент заказал сразу пятьдесят экземпляров, став к тому же первым крупным клиентом мастера, по сей день, кстати, сохранившим с ним прекрасные деловые и товарищеские отношения.

 

Путь Прециузо к вершинам мировой славы лежал через владения многих великих брендов. Первым в череде громких имен стал Breguet, заказавший женевцу в 1989 году разработку сложной модели с минутным репетиром и вечным календарем. Задание было выполнено за неполных два года, и оборот от продаж лимитированной пятьюстами экземплярами серии составил двести пятьдесят миллионов швейцарских франков!

 

В 1993 году Прециузо спроектировал часы с турбийоном для компании Harry Winston Rare Timepieces. Их циферблат был украшен изображением арки над входом в бутик HW на Пятой Авеню в Нью Йорке.

 

Через год мастер построил для этой же компании уникальный хронометр с турбийоном в платиновом корпусе. Характерно, что, хотя в начале и середине 1990-х в собственных коллекциях Прециузо преобладали четвертные и минутные репетиры, именно тогда наметился его интерес к турбийонам, впоследствии превратившийся в главную движущую силу именного бренда. В 1992 году появились посвященный Жану Кокто Tourbillon Universal с рисунком великого художника на циферблате и Tourbillon Regulateur с циферблатом, украшенным ручной гравировкой, ставшие предвестниками турбийонного буйства в коллекциях Antoine Preziuso.

 

 

preziuso3m
Mystery Minute Repeater. Минутный репетир активизируется поворотами верхней части квадратного серебряного корпуса. Циферблат изготовлен из белого золота

 

Из прочих громких проектов Прециузо «на стороне» можно также отметить разработку дополнительных модулей и усложнений для Harry Winston Wall Street Minute Repeater with Perpetual Calendar (1996 год, модуль вечного календаря), de Grisogono Instrumento №1 (1999 год, модуль GMT), Bedat №7 (2002 год, модуль GMT), два турбийона для бренда Gerald Charles: Tourbillon (2004 год) и A-Evolution (2005 год), и сдвоенный «вихрь» Tiret Double Tourbillon Day&Night (2005 год).

 

Играя указателями лунных фаз, GMT, вечными календарями и турбийонами, Антуан Прециузо неизменно демонстрировал виртуозное владение ремесленными традициями и доскональное знание усложнений, воплощая свое умение в металле и драгоценных камнях самобытным и поразительно красивым языком. Например, в 2000 году в его мастерской родилась модель Stardust с турбийоном в платиновом корпусе, инкрустированном 2036 крошечными бриллиантами в пятидесяти восьми гранях каждый. Пресса окрестила ее «…возможно, самым блестящим созданием подобного рода», и, думается, даже новая 1 million $ BB от Hublot превзойдет ее только в каратном исчислении, но никак не в красоте…

 

Переломным периодом в карьере Антуана Прециузо, превратившим его из просто одаренного часовщика в некоронованного «короля турбийонов», стал 2002 год. На Базельской выставке он представил самую большую линейку часов с турбийонами, посвященную двухсотлетию гениального изобретения Абрахама-Луи Бреге и состоявшую из шести моделей, выполненных с высочайшей технической и дизайнерской фантазией. Воздействие, оказанное «великолепной шестеркой» на умы властителей часовой индустрии, трудно переоценить. Скажем лишь, что через два года — а именно столько времени в среднем необходимо для проектирования, испытания и запуска в серию нового часового механизма — Baselworld пережила настоящий «турбийонный бум», когда буквально все производители как по команде включили в свои коллекции собственные интерпретации «антигравитационного регулятора».

 

Экспозиция 2002 года запомнилась еще одной громкой премьерой, ставшей, без преувеличения, одним из самых ярких событий в часовом мире XXI столетия: Harry Winston Opus 2. Всего было выпущено двадцать четыре экземпляра: двенадцать — с турбийоном и двенадцать — с турбийоном и вечным календарем. Придумавший проект Максимиллиан Бюссер позднее не раз признавался, что оглушительным успехом (длящимся, кстати, по сей день) Opus обязан прежде всего двум его зачинателям: Франсуа-Полю Журну и Антуану Прециузо.

 

 

preziuso4
Oltre Tempo. Корпус и циферблат выполнены из розового золота с ручной гравировкой, ремешок - из крокодиловой кожи

 

Покорив одну вершину, Прециузо начал присматриваться к новым высотам — на сей раз в области необычных форм и материалов. Так в турбийонном собрании появился эффектный Meteorite Tourbillon, корпус которого был «вырублен» из метеорита «Гибеон». Метеоритная структура настолько пленила Прециузо, что он принялся с близкой к одержимости настойчивостью искать драгоценное сырье по всему миру ( а это весьма нелегкое занятие, учитывая почти повсеместную государственную монополию на космическое железо). Дефицитный материал к тому же крайне труден в обработке, но это не останавливает женевского Левшу, исправно, год от года, продолжающего выдавать по нескольку экземпляров в корпусах с безошибочно узнаваемой текстурой.

 

В 2004 году, стремясь удовлетворить многочисленные просьбы клиентов, бренд Antoine Preziuso поставил перед собой новые цели: постепенный контролируемый рост производства и создание новых рабочих мест при полной независимости и сохранении стопроцентной самоокупаемости. Что до самого Прециузо, то он остался верен своим неизменным принципам: это качество, изобретательность, оригинальность и, что особенно важно, — стремление всегда дарить людям радость. Он попрежнему безоговорочно доверяет своему творческому инстинкту и во всем следует зову внутреннего голоса.

 

Через год в Женеве на набережной Ке де Берг открылся фирменный бутик Les Heures Precieuses, в котором была представлена одна из самых громких премьер года — революционная 3-Volution, ознаменовавшая собой начало нового периода развития сложной часовой механики. О таком не мечтал даже мсье Бреге: механизм с тремя турбийонными каретками! Прециузо вычислил, что менее чем за секунду все три каретки синхронно резонируют, генерируя частоту колебаний, которая становится общей для всех. Эта саморегулирующаяся система вращается к тому же на круглой платформе, завораживая турбийонным хороводом получше иных гипнотических гаджетов и девайсов. Часы кажутся настолько живыми, что хочется заглянуть внутрь корпуса и удостовериться в отсутствии там крошечного сердца, кровеносной системы и прочих положенных органов…

 

 

preziuso5
Art of Tourbillon. основные элементы этой уникальной модели вырезаны в цельном желтом золотом корпусе с зымысловатой гравировкой

 

Сегодня в коллекционном арсенале Antoine Preziuso присутствуют как сложные модели, так и лишенные каких-либо усложнений; как из традиционных стали, золота и платины, так и из футуристических метеоритных сплавов. Есть серьезные референции для бывалых путешественников, классические для леди и джентльменов, гравированные и богато инкрустированные драгоценными камнями для поклонников изящных искусств и легкомысленно-эротические для казанов и бонвиванов.

 

Будучи большим любителем жизни во всех ее проявлениях, Прециузо стремится воплотить эту любовь в своих творениях и поделиться ею со всем миром. Причем делает он это, как будто совершенно не напрягаясь и походя. Когда смотришь на хитросплетения узлов скелетонированного механизма хронометра, следишь за волшебным вращением турбийона или слушаешь нежное звучание минутного репетира работы Антуана Прециузо, начинаешь верить, что вся эта красота и невероятная сложность родились как бы сами собой, из воздуха. А Прециузо «просто» материализовал их и подарил людям.

 

 Александр Гвоздев

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.