Огонь в кармане. История зажигалки

lighter_cigar-articles
По мнению специалистов, существенной предпосылкой к созданию зажигалок стало изобретение огнестрельного оружия.

 

В самом начале XVI века (предположительно около 1515 года) появился мушкет. В этом ружье искра возникала в результате трения специального колесика о кремень и воспламеняла порох.

 

В XVI веке никто не задумался о том, что новый механизм можно применять не только в огнестрельном оружии. Военная технология была впервые использована в мирных целях лишь спустя сто лет. Как ни странно, конверсию провели сами оружейники. Предприимчивые мастера приноровились делать из сломанного оружия довольно интересные устройства для получения огня. В дуло пистолета вставлялся деревянный трут, и искра кременного механизма вместо пороха поджигала деревяшку.

 

Это приспособление было похоже скорее на портативный факел, нежели на зажигалку. Как нетрудно догадаться, оно не отличалось ни удобством, ни надежностью: изрядно потрепанный в боях механизм для воспламенения пороха то и дело давал сбои, и трут практически никогда не удавалось разжечь с первого раза. Несмотря на это «зажигательные пистолеты» пользовались стабильным спросом. Вероятно, их устрашающий внешний вид был куда важнее прочих свойств. Такой зажигалкой можно было не только поджечь свечу, но и напугать недруга.  Разнообразные пистолеты-зажигалки были популярны в тавернах, кабаках и постоялых дворах. А в частном быту вне конкуренции по-прежнему оставались привычные огниво и кремень.

 

Достойную альтернативу этому технологическому анахронизму удалось найти лишь к концу XVIII века. Правда, ею стала вовсе не зажигалка, а спички. Изготовление их оказалось возможным после того, как французский химик Клод Луи Бертолле открыл хлорат натрия. Кстати говоря, бертолетова соль - именно так впоследствии назвали новое вещество – используется при производстве спичек и по сей день.  Сегодня каждой технической инновации  предшествует длительная научная работа, в ходе которой ученые стремятся к уже поставленной цели. Две сотни лет тому назад все было иначе: ученые не знали заранее, для чего именно пригодятся их открытия. Так были изобретены спички, так появились и зажигалки.

 

lighter2_cigar_articles

 

В начале XIX века немецкий химик Иоганн Вольфганг Доберейнер совершенно случайно обнаружил каталитические свойства мелкораздробленной платины – в ее присутствии значительно возрастают скорость и сила горения водорода. Доберейнера, в отличие от многих других ученых его эпохи, волновало не только само открытие, но и возможность его практического применения. Немецкий химик продолжил работу и вскоре представил на суд  общественности устройство для получения огня, которое сегодня смело можно назвать первой настоящей зажигалкой.

 

Изобретение Доберейнера было довольно компактным – оно с легкостью помещалось на письменном столе. К сожалению, Доберейнер не учел, что водород – это не только горючее, но еще и очень взрывоопасное вещество. Его зажигалка оказалась настолько опасной, что современники даже прозвали ее «адской машиной».

 

Dunhill идет по следу


После неудачи Иоганна Доберейнера о зажигалках забыли на несколько десятилетий и снова вспомнили лишь к середине XIX века, когда Европу захлестнула мода на курение сигар. Как ни странно, именно сигарам, а вовсе не сигаретам зажигалки оказались обязаны своим стремительным развитием. Спрос, как известно, рождает предложение. Популярность сигар заставила многих европейских предпринимателей всерьез задуматься о начале производства специальных аксессуаров к ним. Сначала появились пепельницы и портсигары, затем настал черед зажигалок.

 

На этот раз перед учеными и изобретателями была поставлена вполне конкретная задача: чтобы удовлетворить потребительский спрос, необходимо было создать компактное, красивое, надежное и долговечное устройство для получения огня. Не последнее место отводилось и его безопасности.

 

lighter5_cigar_articles

 

Зажигалки нового поколения появились к 60-м годам. Ученые сохранили традиционный механизм зажигания, состоящий из колесиков и кремня, и дополнили его фитилем, смоченным в горючей жидкости: колесики, вращаясь, ударяли по кремню и высекали искру, которая поджигала фитиль. Суперсовременная новинка пришлась по душе курильщикам из наиболее состоятельных слоев общества. Росту популярности не смогла помешать даже высокая цена на новые зажигалки: прирученный огонь стал символом достижений технического прогресса.

 

Вплоть до начала XX века конструкция зажигалок практически не совершенствовалась. Различные изменения касались по большей части их внешнего вида. Дизайн зажигалок становился с каждым годом все изощреннее, и вскоре у обеспеченных европейцев они стали излюбленным предметом коллекционирования. Считается, что тогда же появилась и традиция гравировать на поверхности зажигалок фамильные гербы и вензеля, собственные  инициалы или памятные даты.

 

Новый шаг в эволюции зажигалок был сделан в 1903 году, когда австрийский химик Карл Ауэр фон Вельсбах смешал в своей лаборатории железо с церием. Исследования показали, что этот сплав обладает такими же свойствами, что и обычный кремень, однако он намного легче и долговечнее. На открытие обратили внимание производители зажигалок: использование железа с церием вместо традиционного кремня позволило значительно уменьшить размер изделий. Усовершенствованная зажигалка была хороша всем – благодаря новому кремню она стала не только более компактной, но и более надежной.

 

И все же оставался один серьезный недостаток. Все без исключения зажигалки того времени требовали участия обеих рук: одной нужно было держать саму зажигалку, а другой – вращать горизонтально расположенное колесико. Согласитесь, это не совсем удобно.

 

Для одной руки зажигалку приспособили в 20-х годах прошлого века два английских друга-инженера – Фредерик Чарльз Уайз и Уилли Гринвуд. Один из них потерял на войне руку и, будучи заядлым курильщиком, мечтал о том, чтобы прикуривать сигареты самостоятельно, без посторонней помощи. Приятели перепробовали множество вариантов решения проблемы и в конце концов создали зажигалку с вертикально расположенным колесиком. Это простое, на первый взгляд, решение стало революционным для своей эпохи. Теперь, чтобы получить огонь, достаточно было просто чиркнуть зажигалкой – зажать ее в кулаке и сделать одно движение большим пальцем.

 

По иронии судьбы мастерская Уайза и Гринвуда располагалась прямо напротив табачного магазина Альфреда Данхилла. Недолго думая приятели запатентовали изобретение и предложили его фирме Dunhill. Альфред Данхилл всегда объяснял секрет своего успеха тем, что даже маленькие идеи могут принести состояние, и поэтому согласие последовало незамедлительно. Первая в истории зажигалка для одной руки появилась в продаже в 1924 году под названием Dunhill Unique: ее корпус был покрыт слоем серебра или позолоты и украшен вставками из крокодиловой или страусиной кожи. Зажигалка была столь элегантна на вид и столь удобна в обращении, что произвела настоящий фурор среди курильщиков.

 

Альфред Данхилл не остановился на достигнутом и в 1926 году выпустил еще одну революционную модель под названием Dunhill Unique Watch, в которой зажигалка была совмещена с часами. По свидетельствам современников, часы на этой зажигалке работали ничуть не хуже швейцарских, а качество огня и вовсе не обсуждалось. Идея создания мультифункциональных зажигалок оказалась столь удачной, что буквально через несколько лет рынок уже был завален самыми разнообразными комбинациями – начиная зажигалкой-брелоком и заканчивая зажигалкой-портсигаром.

 

Ближе к концу 20х годов серьезно заявила о себе швейцарская компания Torens, выпустившая первую в истории автоматическую зажигалку. Инженеры компании дополнили механизм зажигания крышкой и соединили ее с топливным бачком. Теперь нажатие на специальный клапан одновременно и поднимало крышку над фитилем, и приводило в движение механизм зажигания, состоящий из колесика и кремня. Никогда прежде зажигалка не была столь удобной.

Начиная с 30х годов европейские компании приостановили исследования в области технической модернизации зажигалок и целиком сконцентрировались на дизайне своих моделей. Коллекционеры и искусствоведы убеждены, что по зажигалкам этого периода можно проследить не только историю технического прогресса, но и все этапы развития искусства, начиная с раннего минимализма ар-деко. Лаконичные золотые и серебряные зажигалки постепенно уступали место более вычурным и богатым образцам. К середине 30х годов это привело к появлению настоящих «мастодонтов», таких, как зажигалка-самолет или зажигалка-автомобиль. Дальше всех пошла компания Dunhill, выпустившая зажигалку Lighthouse в виде маяка. Ее высота составила ни много ни мало полтора метра – за это модель была занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

 

Американская мечта


Как уже говорилось, европейцы так увлеклись модными изысками, что абсолютно забыли о практической стороне вопроса. Впрочем, работа по совершенствованию конструкции зажигалок в 30х годах все-таки продолжилась – правда, по другую сторону Атлантического океана – в США.

 

Отцом народной американской зажигалки стал Джордж Блейсделл. Его история началась в 1932 году в городе Брэдфорд (штат Пенсильвания), где он владел собственной фирмой по выпуску простейшего нефтедобывающего оборудования. Существует множество различных версий о том, как именно Блейсделлу пришла в голову идея заняться производством зажигалок. По всей видимости, наиболее верной следует считать его собственную: Джордж рассказывал, что на эту мысль его натолкнул приятель Дик Дрессер.

 

Однажды вечером друзья отправились в клуб и после танцев, выпивки и традиционных разговоров о политике вышли покурить на веранду. Дик достал из кармана старую австрийскую зажигалку и с явным усилием принялся стаскивать крышку с механизма зажигания. Он был довольно обеспеченным человеком, и Джордж удивился: «Почему ты не купишь себе зажигалку поприличнее?» «Потому что эта, в отличие от всех остальных, работает!» – ответил Дик. Когда крышка была наконец снята, потрепанная австрийская зажигалка загорелась, даже несмотря на сильный ветер. Этот случай произвел на Джорджа Блейсделла неизгладимое впечатление, и он понял, что для многих потребителей надежность зажигалки гораздо важнее ее внешнего вида.

 

Свой бизнес Блейсделл начал с того, что купил эксклюзивную лицензию на импорт австрийских зажигалок в США. Это оказалось пустой тратой сил и денег: ему так и не удалось продать ни одного экземпляра. Патриотичные американцы предпочли австрийским моделям отечественные, хоть те и были менее удобны.

 

Несмотря на провал Джордж Блейсделл не опустил руки и решил потратить последние деньги на разработку и производство собственной зажигалки. Он арендовал цех, купил несколько подержанных станков и нанял трех слесарей. Вместо того чтобы банально скопировать австрийскую зажигалку, Блейсделл решил подвергнуть ее серьезной модернизации.

 

В первую очередь он уменьшил размеры зажигалки так, чтобы она идеально помещалась в руке. Затем соединил при помощи петель крышку с корпусом – теперь ее можно было открывать одной рукой без какихлибо усилий. Сам корпус стал из латунного хромированным – более прочным и удобным. Ветрозащитный экран вокруг фитиля остался неизменным, а колесико и кремень подверглись лишь незначительному усовершенствованию.

 

lighter7_cigar-articles

 

Новая зажигалка, которой впоследствии было суждено стать одним из символов Америки, получила название Zippo – по аналогии со словом zipper («молния»). Она стоила 1,95 доллара, и в первый же месяц было про дано почти сто зажигалок. Заработанные деньги прозорливый Блейсделл вложил в рекламу своего бренда. Реклама Zippo акцентировала внимание на главном свойстве новой зажигалки – устойчивости к ветру и плохим погодным условиям. А в родном Брэдфорде Блейсделл бесплатно обеспечил своими зажигалками водителей автобусов – с тем чтобы они демонстрировали их ветрозащитные качества пассажирам.

 

Ветрозащитные зажигалки Zippo пользовались все большей популярностью, и в 1937 году Блейсделл решил расширить их ассортимент. В продаже появилась «спортивная серия» Zippo с изображениями охотника, рыбака, яхтсмена, бейсболиста, игрока в гольф и лыжника. Впоследствии стали делать модели с керамической отделкой и прочими «украшениями». А после войны были выпущены зажигалки с опознавательными знаками различных родов войск.

 

Росту популярности Zippo способствовало и то, что Джордж с самого первого дня ввел пожизненную гарантию на свои зажигалки. Сегодня человек из любой страны мира может отправить сломанную Zippo в Брэд форд – ее обязательно починят и вернут владельцу. При этом не важно, в каком году она была выпущена – ведь конструкция зажигалки Zippo ничуть не изменилась за свою почти семидесятилетнюю историю.

 

Специально для сигар


В первой половине XX века наиболее распространенным горючим для зажигалок был бензин. Это очень не нравилось любителям сигар, ведь бензин обладает резким запахом, который мгновенно впитывается в сигару и, естественно, портит ее органолептические свойства. Стремясь получить максимальное наслаждение от сигары, со временем все большее число афисионадо возвращалось к спичкам и лучине.

 

lighter1_cigar_articles

 

В 30-е годы знаменитые европейские фирмы, такие как Dunhill, Cartier и другие, начали выпускать на рынок элитные линейки сигарных аксессуаров – разнообразные гильотины, портсигары и чехлы. Для того чтобы окончательно удовлетворить эстетические потребности курильщиков, не хватало только особой зажигалки. Решение было найдено лишь после войны. На международной выставке в Париже в 1947 годукомпания S.T.Dupont представила первую в мире газовую зажигалку – вместо традиционного бензина в ней использовался бутан. В отличие от бензина бутан не имеет в своем составе тяжелых соединений, дающих при горении специфический резкий запах. Газовые зажигалки оказались абсолютно безвредны для сигар.

 

Вскоре аналогами французской зажигалки обзавелись и другие европейские производители. В 1956 году на свет появилась газовая Dunhill Rollagas, в том же году работу начала швейцарская фирма Diplomat – в первую линейку аксессуаров этой компании вошло сразу несколько изысканных газовых зажигалок.

 

Четверть века спустя компания S.T.Dupont произвела еще одно усовершенствование, заменив традиционную кремниевую систему зажигания на электрическую. Система, изобретенная инженерами S.T.Dupont, получила название электронного пьезо. При нажатии на пьезокристалл на его полюсах возникает электрическая разница потенциалов. Слабый ток направляется на два электрода, и проскочившая между ними искра поджигает пропитанный бензином фитиль либо выпущенный из зажигалки газ.

 

Одноразовый огонь


Так получилось, что с самого момента своего появления зажигалки были рассчитаны на обеспеченного человека – сложность конструкции, применение новых технических решений и неизменно высокое качество отделки поднимали цены на них до заоблачных высот. Таким образом, они долгое время оставались привилегией наиболее обеспеченных слоев общества, а массы довольствовались спичками. Такое положение дел просуществовало довольно долго – даже в середине XX века цены на самые простые зажигалки редко опускались ниже десяти-пятнадцати долларов.

 

lighter8_cigar_articles

 

Доступной всем зажигалку сделал знаменитый французский предприниматель Марсель Бик. О нем заговорили в 50_х годах XX века, когда он выпустил на рынок первую в мире одноразовую шариковую ручку и всего за несколько лет умудрился здорово потеснить ведущих производителей традиционных авторучек. Первую в мире одноразовую зажигалку Бик выпустил в 1973 году. Использование газа вместо бензина позволило сделать корпус зажигалки пластиковым. Это решение свело к минимуму как размеры и вес зажигалки, так и ее цену.

 

Знаменитый рекламный слоган Click Bic за несколько месяцев облетел весь мир и мгновенно завоевал сердца потребителей. Секрет успеха зажигалок Bic был прост: они стоили на порядок дешевле конкурентов, были надежны и практичны. Пластиковая зажигалка предлагалась в нескольких ярких цветовых решениях – это пришлось по душе молодым модникам и модницам эпохи хиппи. Более состоятельная аудитория также с радостью приняла новинку. Зажигалки и ручки, как известно, теряются чаще всего, а пластиковый одноразовый Bic стоил так дешево, что потерять его было не жалко.

 

Вслед за компанией Марселя Бика выпуск одноразовых зажигалок наладили и другие фирмы. Наибольшего успеха достигла шведская Swedish Match, крупнейший производитель спичек начиная с 1917 года. В 80-х годах ее владельцы приобрели английскую фирму Wilkinson Sword, на базе которой было основано производство одноразовых зажигалок под маркой Cricket. Кроме Bic и Cricket сегодня большой популярностью пользуются одноразовые зажигалки таких марок, как Amatti и Feudor.

 

Эпоха высоких технологий


Процесс усовершенствования зажигалки всегда был связан с общим техническим прогрессом. Эпоха нефти нашла отражение в бензиновых зажигалках. Повсеместное распространение другого источника энергии – природного газа привело к появлению газовых зажигалок. Ну а изобретение системы электронного пьезо совпало с началом века цифровых и электронных технологий.

 

Еще совсем недавно на вопрос о том, какой телевизор самый лучший, респонденты давали однозначный ответ: японский. Действительно, за последние несколько десятков лет за Страной восходящего солнца прочно закрепился имидж лидера в области высоких технологий. И нет ничего странного в том, что именно японцы смогли удивить мир новой зажигалкой.

 

В 1986 году японская компания Sarome представила первую в мире турбозажигалку. Новинка так понравилась курильщикам сигар, что сегодня, согласно мировой статистике, турбозажигалкой пользуется каждый второй из них. Более того, абсолютное большинство современных афисионадо уверены, что турбозажигалки были изобретены специально для того, чтобы прикуривать сигары. На самом деле это не так. Специалисты компании Sarome облекли в изящную оболочку технологию, которая сначала не имела никакого отношения ни к сигарам, ни к сигаретам, ни тем более к дорогостоящим элитным аксессуарам. Суть ее состоит в том, что газ подается под высоким давлением, и при попадании искры образуется небольшое пламя с очень ровным направленным контуром и высокой температурой.

Первые турбозажигалки были довольно громоздкими и применялись дантистами при протезировании – для создания точных восковых форм будущих протезов. Эволюция технологии позволила уменьшить размеры устройства – и оно попало на полки строительных магазинов. Компактные промышленные зажигалки, дающие пламя температурой более тысячи градусов, могли использоваться в домашних условиях вместо паяльника. Следующими новинку оценили туристы и путешественники – высокое давление газа гарантирует, что зажигалка не погаснет на ветру и будет гореть несмотря на дождь и снег.

 

Широкое распространение среди поклонников сигар и хорошего табака турбозажигалки приобрели к началу 90-х годов – они идеально подошли для прикуривания сигар, оставив традиционные газовые зажигалки далеко позади. В турбозажигалке газ подается под очень высоким давлением, направленным потоком. Это позволяет не только быстрее раскурить сигару, но и поджечь ее максимально равномерно.

 

Сегодня турбозажигалки производит не только японская Sarome, но и целый ряд европейских компаний. Наибольшего успеха достигли такие как Colibri, S.T.Dupont, Blazer и Prometheus. Последняя появилась относительно недавно – в 1992 году, и с первого же дня турбозажигалки стали основным направлением ее деятельности. Компания Prometheus первой начала выпуск турбозажигалок, совмещенных с таким важным для любителей сигар устройством, как гильотина. Сегодня в ее ассортименте есть даже турбозажигалки со встроенными сигарными ножницами.

 

Вообще, современные турбозажигалки имеют мало общего с теми, что выпускались в 80-х годах, – с тех пор они подверглись целому ряду усовершенствований и стали компактнее, легче и изящнее. Их конструкция также изменилась. В начале 90-х годов компания Sarome выпустила зажигалку с «двойным» огнем: курильщик видит высокое пламя обычной зажигалки, под которым скрывается огненный поток турбозажигалки. В области технических инноваций отличилась и компания Prometheus – ее специалисты создали турбозажигалку с кольцевой подачей огня. Крупное основное отверстие, из которого выходит газ, окружено почти тридцатью более мелкими отверстиями.

 

Пламя такой зажигалки получается объемным, и, по мнению многих курильщиков, лучше всего подходит для прикуривания сигар.

Дизайн нынешних турбозажигалок полностью соответствует духу эпохи. Зажигалки первой половины XX века блистали золотом, серебром и драгоценными камнями. Современные турбозажигалки выполняются, как правило, в более спокойном минималистском стиле – холодная сталь подчеркивает их принадлежность к миру высоких  технологий. Правда, цена турбозажигалок соответствует тем ценам, которые выставляли на свою продукцию производители начала прошлого века. Хорошая и надежная зажигалка от Prometheus, Sarome, Colibri или S.T.Dupont стоит около ста долларов.

Тот факт, что более половины всех курильщиков сигар в мире отдают предпочтение турбозажигалкам, вовсе не означает, что золотые и серебряные произведения искусства начала прошлого века устарели и больше неактуальны. Они стали раритетными и сегодня пользуются повышенным спросом у коллекционеров и любителей.

От классических канонов не собираются отходить и старейшие создатели зажигалок и аксессуаров, такие, как Dunhill и Cartier. Их зажигалки все так же выполняются из золота и серебра, а при желании можно найти и модели с инкрустацией из драгоценных камней. Они наверняка придутся по душе даже самым взыскательным эстетам и ярым консерваторам. О том, что эпоха золота и блеска еще не кончилась, громко заявила Dunhill, в 1986 году выпустив самую дорогую зажигалку за всю свою историю – ценой более пятидесяти шести тысяч долларов.  Благодаря этому, кстати говоря, компания Альфреда Данхилла во второй раз попала на страницы Книги рекордов Гиннесса.

 

***

Сегодня мало кто сможет увидеть в доисторических огниве и кремне прообраз современной турбозажигалки. Тем не менее, связь между ними очевидна – просто за сотни и даже тысячи лет своего развития устройства для получения огня претерпели множество изменений.

 

Элдар Тузмухамедов

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.