Сигарные открытия

main2

 

За то время, что существует сигара, она успела обрасти кучей занятных мифов, множеством красивых традиций и целой свитой из самых разных предметов, которые сегодня ее сопровождают. За каждым из них – настоящее открытие. Главное по праву принадлежит спутникам Христофора Колумба Луису де Торресу и Родриго де Хересу. Они были первыми, кто поведал о сигаре Старому Свету. Это было в 1492 году.

 

Сигарные коробки

Первооткрыватели: братья Герман и Август Упманны, 1844 год

 

 

 

Основное, банковское дело семьи Упманнов никогда нельзя было назвать ни успешным, ни неудачным. Все, за что брались Упманны, выполнялось с чисто немецким усердием и тщательностью и получалось сделанным действительно на совесть.

 

А вот успех сигарного бизнеса, который они решили наладить, что называется, «по совместительству», вызывал у многих сомнения. Сами братья надеялись найти в сигарах отдушину от жесткого бизнеса, яркую и эмоциональную, а скептики твердили о сумасбродности начатого ими предприятия. Именно поэтому, наверное, имя Упманнов сегодня связано с сигарами под маркой H. Upmann, а о семейном банке знают только специалисты. Даже из дела, начатого для души, Герман и Август попытались сразу же извлечь известную долю выгоды. Еще до открытия первого склада H. Upmann в 1844 году братья наладили поставку в Германию кубинских сигар – для того, чтобы преподносить их немецким клиентам банка в подарок при подписании успешных договоров и заключении сделок. Сигары традиционно транспортировались в Европу в бочках или кожаных мешках и продавались там поштучно.

 

HUpmann_07_cors

 

Но одна сигара не могла быть подарком состоятельному клиенту банка Упманнов, точно так же, как не мог им стать и бумажный сверток с десятком сигар – такой презент мог вызвать лишь натянутую улыбку. А ведь именно положительное впечатление от банка стремились создать у своих клиентов Упманны, решив использовать сигары в качестве подарка. Реализация хорошего рекламного проекта потребовала от Упманнов дополнительных вложений, и вскоре они организовали производство специальных коробок для сигар. Коробки делались из дорогого кедра и украшались надписью H. Upmann. Получив такой подарок, клиенты банка добродушно улыбались и отправлялись домой – рассказывать друзьям об успешной сделке и дорогом презенте.

 

Тут раскрылась вторая – куда более значимая – сторона простого до гениальности решения братьев Упманнов. Богатый клиент банка открывал коробку вечером после ужина и видел надпись H. Upmann, потом предлагал сигару лучшему другу, и тот видел ту же надпись на коробке, а когда сигары заканчивались, он хранил в коробке сигары других марок. Коробка с фирменной надписью помогла Упманнам не только оформить подарок для своих клиентов, но и сделать прекрасную рекламу молодому сигарному производству.

 

Image2as

 

Вскоре в коробки стали укладывать все производимые на фабрике Упманнов сигары. Теперь в европейских табачных магазинах сигары H. Upmann стояли особняком. Они красовались в аккуратных коробках с маркой производителя и обозначением формата, а все остальные лежали поштучно рядом с бочками и мешками. Конкуренты быстро поняли, где зарыта собака успеха братьев Упманнов... И скажите, где вы сегодня видели дорогую сигару без коробки?

 

Сигарные ленточки

Первооткрыватель: Гюстав Бок, 1854 год

 

 

 

Существует множество версий и легенд, приписывающих изобретение сигарной ленточки самым разным людям. В основе всех этих историй – ложное предположение, что первоначально сигарные ленточки служили для защиты красивых перчаток от табачных и никотиновых пятен.

 

Некоторые исследователи сигарной истории приписывали изобретение сигарных ленточек Екатерине Великой, обожавшей сигары и якобы оборачивавшей их в шелковую ленту, чтобы не испачкать свои белые перчатки. Другие отдавали почетную роль изобретателя этого сигарного атрибута лондонским денди, которые оборачивали кончик сигары в бумагу по той же причине, что и Екатерина Великая.

 

Image_112as

 

На самом деле история изобретения сигарной ленты гораздо проще и прозаичнее. В 1850-х годах, когда резко возросли объемы поставляемых в Европу сигар, возникла острая конкуренция между производителями. Надо отметить, что в те времена у производителей сигар было не так уж много эффективных орудий в борьбе с конкурентами. Сигарная ленточка, изобретенная в конце 1854 года Гюставом Боком, стала одним из самых эффективных маркетинговых ходов своего времени. До появления фирменных сигарных ленточек с «логотипом» производителя и указанием марки сигары, поставляемые в Европу в бочках и кожаных мешках (коробок тогда еще не было), не имели никакой персональной идентификации, кроме надписи на мешке или бочке. В магазинах сигара продавалась прямо из мешка с надписью и с этого момента, по сути, теряла свое название.

 

Чтобы сформировать у потребителя образ любимой марки, Гюстав Бок придумал сигарные ленточки. С их помощью производитель мог донести до потребителя название своих сигар и с большой долей вероятности рассчитывать на то, что он будет верен теперь только этой марке.

 

Bocks

 

Гравировка на сигарной коробке

Первооткрыватель: Рамон Аллонес, конец XIX века

 

 

 

Когда к концу XIX века все сигарные производители начали укладывать свои сигары в коробки, они уже стали чем-то привычным и перестали быть средством привлечения внимания к марке. Очередное открытие – в равной степени сигарное и рекламное – совершил малоизвестный сегодня производитель Рамон Аллонес. Он первым стал украшать свои коробки красочной гравировкой.

 

Image1as

 

Производство обходилось дороже, но яркий цвет и красиво выполненное название лучше запоминались и привлекали больше внимания. Герб Кастильи и Леона и герб Гаваны под золотой испанской королевской короной, обрамленные изящными завитушками и двумя колоннами Геракла, на которых гордо красовалась яркая надпись Ramon Allones, – такой была первая гравировка на сигарной коробке.

 

Открытые чтения

Первооткрыватель: Хулиан Риверо, 1865 год

 

 

 

В ряду великих сигарных «первооткрывателей» Хулиан Риверо, владелец гаванской сигарной фабрики El Figaro, отличается от остальных. Хотя бы потому, что его открытие не рекламировало продукт и его нельзя было использовать, строя отношения с продавцами сигар. Он привел на сигарную фабрику оратора.

 

Readeras

 

Очень долго рабочие кубинских сигарных фабрик, состоящие в профсоюзах, жаловались на однообразие и утомительность своей работы. Они проводили на рабочем месте по двенадцать часов без отдыха и не имели возможности отвлечься от труда. Недовольство их было столь велико, что дело порой доходило до бойкотов и забастовок.

 

Хулиан Риверо поставил посреди цеха стул и посадил на него человека, который стал читать вслух. Он громко и выразительно читал интересные книги, рассказывал рабочим свежие новости, шутил и развлекал их. Работать стало веселее, и рабочие успокоились, хотя их зарплата не выросла ни на сентаво. Прошло совсем немного времени, и удачную практику повторили владельцы и управляющие других сигарных производств на Кубе. Многие приписывают славу первооткрывателя чтения для рабочих Хайме Партагасу, однако на самом деле Партагас ввел такую практику у себя на фабрике только год спустя, в 1866 году, зато его чтец получил не просто стул, а настоящую трибуну.

 

Коммунистический режим Фиделя Кастро оказал на фабричные чтения серьезное влияние, и сегодня вместо художественной литературы ораторы выступают с многочасовыми пропагандистскими речами – закон о необходимости идеологической подготовки масс на сигарных фабриках был подписан лично Фиделем Кастро.

 

Хьюмидор

Первооткрыватель: Зино Давидофф, середина XX века 

 

 

Хьюмидор был изобретен в середине XX века – относительно недавно, если сравнивать с многовековой историей самой сигары. Как люди веками обходились без этого, на наш сегодняшний взгляд, важнейшего сигарного аксессуара? Оказывается, очень просто. Влажный тропический климат Центральной Америки, откуда родом сигары, идеально подходит для хранения табака: в этих условиях ему и не сухо, и не влажно.

 

Dividoff_03s

 

Европейский климат хоть и отличается довольно сильно от тропического, все же способен обеспечить сигаре достойные условия «проживания». В частности, летом в равнинных регионах Европы влажно и тепло, и сигара чувствует себя достаточно комфортно. Зато зимой ей гораздо труднее сохранить свои изначальные свойства: холод вреден теплолюбивому табаку. В старину, при наличии в доме камина, сигары держали в специальных неотапливаемых комнатах с оптимальной для них влажностью и температурой. Каменные стены, мощные дубовые двери и деревянная отделка внутренних стен полуподвальных помещений европейских домов и замков создавали идеальные условия для хранения сигар. Такие комнаты становились одним огромным хьюмидором, где сигары, обернутые в теплую материю, могли храниться сколь угодно долго.

 

Никто бы и не подумал изобретать специальное устройство для хранения сигар, если бы в конце первой половины XX века во многих странах Европы не получили широкое распространение системы центрального отопления, которые, в отличие от каминов, уравнивали температуру и влажность всех помещений. Европа согрелась и, в буквальном смысле, «высохла».

 

Разумеется, повсеместная «засуха» немедленно отразилась на качестве продаваемых в Европе сигар. Сейчас в это трудно поверить, но тогда практически все сигары, пролежавшие на прилавках европейских магазинов хотя бы несколько дней, портились и уже не могли доставить курильщику положенного удовольствия. Первым на эту серьезную проблему обратил внимание Зино Давидофф, вернувшийся в то время с Кубы. Для человека, изучившего все тонкости сигарного дела, разница в качестве одних и тех же сигар на их «родине» и в Европе была очевидна. Именно этому человеку, обожавшему качественный табак и хорошие сигары, принадлежит идея создания специального устройства, которое поддерживало бы оптимальную для сигар влажность независимо от микроклимата в помещении. Первыми хьюмидорами были обычные шкафы, в которых стоял сосуд с водой, а также небольшая деревянная коробка с куском влажной ткани на дне. Качество сигар, которые Зино Давидофф хранил в своих первых хьюмидорах, заметно отличалось от тех, что продавались в тогдашних европейских магазинах. Окончательно убедившись в полезности своего изобретения, Зино решил воспользоваться им для борьбы с конкурентами: он обязал все магазины, где продавались сигары под маркой Davidoff, использовать новое устройство. В случае отказа он грозился прекратить поставки своей продукции.

 

12as

 

 Эльдар Тузмухамедов

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.