Ошибка Христофора

CigarsPipesNew

Колумб, cohiba и китайские сигары.

В Китае, если вы не знаете, курят так много табака, как нигде на Земле. И, соответственно, производят – 1,7 триллиона сигарет в год. Делают здесь и сигары. Однажды мне представился случай их попробовать. Назывались они «Сосна». Вкусовые впечатления?.. По-нашему, прибегая к аналогии со спиртным, это можно было бы назвать «табуретовкой». «При чем здесь Колумб?» – спросите вы. В ответ я предлагаю погрузиться в историю. И прежде всего разобраться в одном вопросе...

Когда мы будем праздновать юбилей табака?

Ответ на этот вопрос зависит от точки отсчета. Вам вряд ли понравится самая научная – по той причине, что она же и самая расплывчатая. Весьма авторитетная Tobacco Encyclopedia от Ernst Voges первое свидетельство о табаке относит к такой аморфной дате, как «приблизительно 3500 лет до нашей эры». Дескать, несколько находок в остатках поселений того времени в районе сегодняшних Мексики и Перу подтверждают, что табак был неотъемлемой частью жизни обитавших на тех землях представителей человечества. Таким образом, для празднования юбилея табака нам предоставляется весьма просторный промежуток – в пределах миллениума, чем мы, по правде говоря, и пользуемся – зажигая сигару каждый день.

Так, надо думать, жили и те древние люди. Причем не только на американском континенте: курение азиатами табака в трубках известно с конфуцианской эры – 550 лет до Рождества Христова, а мумии фараона Рамзеса II, в животе которой ученые обнаружили остатки табачных листьев, более трех тысяч лет. Однако, поскольку сегодня человечество услаждается сигарами из Южной и Центральной Америки, а также из стран Карибского бассейна (при том что известно, что сигары производят в Китае и в Египте), большинство исследователей на разные лады перепевают табачные истории из жизни майя и ацтеков, а статуэтка индейца перед входом до сих пор служит опознавательным знаком многих американских табачных магазинов.

Считается, что возделывание и курение табака впервые начало практиковаться аборигенами Центральной Америки (полуостров Юкатан). Если полагаться на мифологию майя, тлеющие окурки сигар следует выбрасывать в небо: так появляются падающие звезды. Еще говорят, будто они верили, что дым табака приближает их к богу. Конечно же, индейцы испытывали и одурманивающее действие табака. И даже лечили им раны. В общем, в те времена табак использовали в религиозных и медицинских целях, а также для релаксации.

Когда цивилизация майя была разрушена, разрозненные племена перенесли табак на юг Южной Америки и в Северную. При этом с большей уверенностью можно сказать о том, что североамериканские индейцы предпочитали курить табак посредством трубки, а что касается жителей Южной Америки, – многочисленные толкования позволяют предположить существование в те времена некоего подобия сигар, пограничного с трубкой (ацтекское название сигары, по Ernst Voges – аcayetl: acat – «туба», yetl – «табак»), и жевание табака, и нюхание его в измельченном виде.

dokolumb007s

Примерно так пятьсот лет назад выглядело традиционное индейское поселение. Деревня расположена на берегу реки (1), ее территория разбита на несколько зон: жилой сектор (2), сельскохозяйственные угодья, «зона отдыха» и место для охоты (3). Наверху, у реки, размещаются табачные плантации (4), справа – огород (5) и посевы зерновых и других полезных растений (6), которые индейцы использовали в пищу. Созревающий урожай охраняли от птиц специальные наблюдатели, находившиеся в полукруглых строениях, похожих на суфлерские будки (7). В деревне два костра. На одном индейцы готовят еду (8), а второй, молитвенный (9), разжигается по мере необходимости. Неподалеку от него находится площадка для ритуальных танцев (10). Пиршества устраиваются на центральной площади (11). Хижина для заседаний вождей племени расположена на краю деревни, подальше от гама и суеты (12). Как мы видим, жизнь индейской деревни XVI века устроена вполне разумно. (Иллюстрация из книги «Admiranda Narratio, Fida Tamen de Commodoset», 1593 год)

 

Предполагается, что примерно в Х веке нашей эры табачное растение было перенесено на территорию сегодняшней Кубы. Обитавшие там аборигены назывались сибонеями (имя, запечатленное в одной из марок кубинского рома; существовали и такие сигары на Кубе – Siboney, говорят, какое-то время после революции это была единственная сигарная марка на острове).

IMG 4594

В XIV веке их землями (Багамские острова и большая часть Кубы, принадлежащей соседним Антильским островам) завладели более продвинутые в плане завоевания жизненного пространства таины. Их «сувенирную» деревушку можно увидеть сегодня на Кубе, побывав в местечке Гуама. Помимо комфортабельных хижин и каменных скульптур индейцев – комарье по вечерам и отменная рыбалка на глиссерах. Таины переправлялись с континента в челноках. Парадоксально, но в конце XXвека в обратном направлении – с Кубы во Флориду – таким же примитивным способом – на плотах из автомобильных покрышек – перебирались кубинцы.
Переходим к следующему вопросу.

Чем любители сигар обязаны Колумбу и почему он ошибся?

Открытие европейцами сигары, и вообще табака, связывают обычно с Христофором Колумбом, открывшим также Америку.

Между тем, человек, желающий выяснить, где же именно и когда экспедиция Колумба впервые столкнулась с табаком, обречен проштудировать дюжину монографий. Это и неудивительно, если учесть, что до сих пор продолжаются споры о том, какой из Антильских островов оказался на пути экспедиции первым. Что уж говорить о такой мелочи, как какое-то растение! Взяв на себя труд разобраться в мелочах, можно в итоге установить следующее. Местом первой высадки путешественников большинство исследователей считают один из Багамских островов, который известен сегодня как Сан-Сальвадор (Спаситель) – имя, данное ему Колумбом. Насчет даты не спорит никто – 12 октября 1492 года. Как будто бы на этом острове аборигены преподнесли в подарок пришельцам «сухие листья, которые особенно ценились местными жителями», – судя по всему, это был табак, но что с ним делать, гости еще не догадывались.

Обследовав Сан-Сальвадор, экспедиция побывала на других Багамских островах, в результате чего от индейцев стало известно о существовании большого острова, который они называли Кольба (Куба). Колумб подумал, что это Япония или часть Китая – земли, в те времена объединяемые одним словом – «Индии», вместе с собственно Индией и Бирмой, куда он, собственно, и стремился в надежде отыскать несметные богатства.

28 октября корабли подошли к Кубе и бросили якорь в бухте где-то в районе сегодняшней провинции Ольгин. Потом направились вдоль берега на запад. Из объяснений с индейцами можно было сделать вывод, что много золота находится в глубине острова. Там-то и обитает Великий Хан, предположил Колумб и в один из ноябрьских дней послал туда делегацию. Главой, пишет в своей книге о плаваниях Колумба С. Морисон, был назначен Луис де Торрес, знаток арабского языка, который нигде здесь не пригодился, а в помощники ему – опытный мореход Родриго де Херес, однажды встречавшийся с негритянским царьком в Гвинее. Прогулка по зарослям увековечила их имена. Именно со ссылкой на это мероприятие в многочисленных описаниях Колумбовой одиссеи приводятся подробные, пусть иногда и противоречащие местами друг другу, свидетельства об открытии предмета, называемого сегодня сигарой.

Добравшись с проводниками и носильщиками до места, где вроде бы должен был обитать правитель Индии, делегация обнаружила не столицу, не резиденцию, а всего лишь деревеньку из нескольких десятков хижин. Ничего впечатляющего, кроме радушия: даже ноги целовали, – замечает один историк. Самое интересное ожидало посольство на обратном пути.

IMG 2773

Торресу и Хересу повстречались туземцы, державшие в руках горящие головни с начинкой из травы, дым которой они пили. Эти грубые свертки, напоминавшие мушкет, индейцы называли tobaco (tabaco), а траву – cohiba (cojiba, cohoba). «Та группа, на которую наткнулось посольство, – пишет С. Морисон, – несла одну большую сигару и при каждой остановке зажигала ее, затем каждый человек делал три или четыре затяжки, выпуская дым через ноздри. Когда все таким образом освежались, трогались в путь снова, а мальчики несли горящие головни до следующей остановки». «И это были «гаваны»!» – ерничает, комментируя историю, американский табаковед Ричард Хакер. Обертка тех первобытных сигар была, впрочем, далеко не из Вуэльта Абахо, а из высушенного листа кукурузы, также еще не известной европейцам.

Несколько иначе интерпретирует картину, увиденную Торресом и Хересом, Яков Свет в биографии Колумба, вышедшей когда-то в серии «Жизнь замечательных людей». Странный обычай аборигенов описывается в книге следующим образом: «Они зачем-то вставляли себе в ноздри трубочки с каким-то зельем, это зелье поджигали и с явным удовольствием втягивали в легкие дым. Трубочки назывались «тобако», зелье – «кохибой». По непонятной причине это бурое крошево кастильцы окрестили именем прибора, который вставлялся в носы курильщиков». *

Поясним, что начинка тех древних курительных приборов стала именоваться у европейцев табаком, и добавим, что слово cohiba вспомнили кубинцы в середине 1960-х, создавая первую после революции марку сигар.

History Cohiba 02s

Правда, сигару как таковую на Кубе до сих пор именуют тем древним словом – tabaco. А слово «сигара», звучащее примерно одинаково на всех языках (англ. – cigar, исп. – cigrro, фр. – cigare, нем. – zigarre, финск. – sikari), происходит из языка майя. По одной из версий, слово, звучащее как sikar, обозначало у них курение. Сiq (siq), сообщает энциклопедия от Ernst Voges, переводится с языка майя как «горючий» (корень ci или cii – «приятно пахнущий или приятный на вкус»). В англоязычных странах в свое время было принято написание seegar

Со ссылкой на судовой журнал Колумба, в котором он цитирует описание впечатлений Торреса и Хереса от их вылазки на Кубу, в корпоративном издании испанской компании Tabacalera S.A. упоминаются «сухие травы внутри сухого листа, скрученного в тубу», которую индейцы поджигали «на одном конце, тогда как сосали или вдыхали дым с другого», и дым этот «умиротворял их и почти одурманивал, и, говорят, лечил усталость».

Любопытно, что в этом же описании фигурирует еще один предмет, о котором в большинстве остальных известных мне изложений встречи Торреса и Хереса с прообразом сигары не говорится, – «тлеющая палочка»; в тексте от Tabacalera S.A. приводится ее как будто бы оригинальное, из дневника Колумба, название – cuaba. Так называется одна из марок сегодняшних «гаван», и ее создатели имели в виду именно этот индейский аксессуар для поддержания огня в куреве – ветку кустарника cuaba, имеющую свойство долго тлеть (спичек и зажигалок, тем более «торчей», у них, понятно, не было).
«Наполовину сгоревшая палочка» в одной руке у индейцев, наряду с «подобием мушкета, наполненного сухими листьями, который они подносили ко рту, вдыхая дым» – в другой, встретилась мне также в кубинском журнале Cartelera.

A0EW7516

Обнаруживающиеся разночтения (то ли подобие сигары, дым которой вдыхали через рот, то ли рогулька, вставлявшаяся в нос) можно объяснить тем, что источник всех этих сведений – отчасти мифическая вещь. Во время первого плавания Колумб вел дневник, который впоследствии пропал, а то, что в нем было написано, известно по конспектам дневника, составленным Бартоломе де Лас Касасом. Все последующее – пересказы пересказов без твердой опоры на документ, допускающие с трудом поддающиеся оценке смещения во времени и пространстве. Если же мы возьмем академическое издание – к примеру, «Историю Индий» того же Бартоломе де Лас Касаса, вышедшую в уважаемой серии «Литературные памятники», то обнаружим следующий пассаж, который относится к экспедиции, отправленной в Мексику по следам соотечественников правителем острова Куба Дьего Веласкесом в 1517 году: «Среди прочих даров, которыми индейцы обычно одаряют гостей, как мы знаем по опыту, вручили они каждому испанцу по тростинке, набитой чем-то очень пахучим и душистым и зажженной с одного конца; это нечто вроде бумажного мушкета: индейцы берут их в рот, вдыхают и втягивают в себя дым, и он выходит у них через ноздри».

Не правда ли, весьма похоже на то, что мы находим в свидетельствах о встрече с табаком спутников Колумба? Так или иначе, можно согласиться с сэром Артуром Гельпсом, замечание которого приводит в своем труде о Колумбе Джустин Уинсор: это нечаянное открытие дало в руки государственным деятелям Европы великие финансовые ресурсы, поскольку в конце концов табак принес гораздо больше выгоды испанской короне, чем золото, за которым гонялся Колумб. Наряду с этим не откажемся принять во внимание и роль табака в повседневной жизни самых разных людей; по выражению одного из кубинских историков, табак, прибывавший из Вест-Индии в Старый Свет, можно расценивать как «радикальный элемент транскультуризации».

editor

Остается открытым вопрос: Что было бы, если бы Колумб в самом деле добрался до Китая? Неужели мы были бы обречены курить китайские сигары?...

Cigar Clan 1'2003

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.