Доминиканская Пандора
- 20.02.2012 14:40
Наши отношения с компанией Arturo Fuente начались довольно давно с публикации большой подробной статьи об истории бренда (Cigar Clan N 5 2008). За три года сигары Fuente и члены семьи Фуэнте не раз появлялись на страницах журнала. В частности, интервью с Карлосом-младшим, внуком основателя компании, мы вынесли на обложку четвёртого номера 2010 года.
Но каждый раз, когда мы встречались ради интервью или других публикаций, это происходило на «нейтральной» территории. Фуэнте ни разу не был в Москве. Мы же, хоть и не раз бывали в Доминикане, но в основном по случаю доминиканского сигарного фестиваля. А о трениях между Фуэнте и организаторами этого самого фестиваля не слышал только глухой. Поэтому о визите на фабрику Fuente во время ProCigar Festival не могло быть и речи.
И вот наконец в феврале 2011 года у нас появилась возможность задержаться в Сантьяго подольше, чтобы посетить владения Фуэнте. Возможность, к слову, редкая – даже ведущие американские сигарные издания были приняты там от силы пару раз, не говоря уже о том, чтобы снимать и публиковать всё, что им захочется.
Жарким февральским утром мы приезжаем в «свободную индустриальную зону» Сантьяго. Машина останавливается у самой нарядной и зелёной парадной из всех, что мы видели. Через несколько секунд я переступаю порог двухэтажной постройки – и начинается новая глава моей сигарной жизни. Всё, что я видела до этого, и всё, что я увижу впредь, теперь буду невольно сравнивать с этим местом.
На входной двери – мозаичная вставка с названием и датой основания компании. За ней – тесная прихожая с диваном и столиком. На стенах ни одного пустого места – всюду обложки и вырезки из журналов, рекламные плакаты и фотографии. Направо – кабинет секретаря, налево – массивная деревянная лестница, ведущая к офису Карлоса Фуэнте-младшего. Он встречает нас сам и в течение всего дня не оставит ни на минуту: познакомит со своим легендарным отцом доном Карлосом и лично покажет каждый метр потрясающих воображение фабрики и плантаций.
Мы поднимаемся наверх, на второй этаж. Там всё, буквально всё засыпано, завешено и заставлено предметами с символикой бренда, подарками и поделками поклонников и друзей, памятными для семьи Фуэнте вещами.
Мы пробираемся к столу Карлоса-младшего и за чашкой кофе обсуждаем всё подряд. То, например, как он мечтал производить сигары «с нуля», а не просто собирать их из разных частей, и потому первым в Доминикане вырастил вначале, по его словам, «приличный», а потом и очень хороший покров.
Рассматриваем то банты совершенно нового дизайна, то журналы тридцатилетней давности, на страницах которых – ещё молодые родители Карлоса. Мы допиваем кофе и идём на фабрику. Границы, где закончился по-домашнему уютный офис и начались производственные цеха, мы попросту не замечаем.
Зачастую личное пространство человека многое может сказать о нём . Так вот, личное пространство Фуэнте не говорит, а кричит о его характере.
Фабрика – это храм деталей, которые, несмотря на своё количество и многообразие, уживаются здесь в строжайшем порядке. Стены украшены узорами, пресс-формами, картинами и фото, повсюду – деревянные статуи индейцев, а люстры выполнены в виде зажжённых сигар (Opus X, разумеется).
Над входом в каждое помещение висит табличка. Например, «Салон FFOX» или «Салон Hemingway». Многие рабочие курят. Фуенте по ходу экскурсии поправляет те картины и фото, что посмели слегка покоситься.
Главные «ювелиры» компании, конечно, – в крутильном цехе. Некоторые витолы производятся в количестве двадцати (!) штук в день, ведь больше даже самый опытный местный крутильщик сделать не успевает в силу сложной архитектуры сигары. (Кстати, в хранилище – много откровенно кичевых экземпляров. Сигары в форме бейсбольных бит или головного убора Папы Римского с причудливыми узорами из покровных листов разного цвета и фактуры. Что-то крутилось ради интереса, что-то для продажи на благотворительных аукционах, что-то просто так. Потому что того хотел Карлито.)
Его желания с успехом заменяют здесь законы бизнеса и всемирного тяготения. Я была уверена, что знаю об этом культовом бренде все, а о Карлосе по меньшей мере достаточно, – пока не побывала на фабрике и не поняла, на чём основан этот культ, как именно он выстраивается и почему так прочны позиции бренда, невзирая на пожары, ураганы и суровые реалии рынка.
Просто однажды Карлос решил, что для производства уникального продукта необходимы уникальные условия и атмосфера. Создал их и теперь контролирует все – от принципиальных, ключевых процессов до незначительных, казалось бы, деталей.
Это зазеркалье доминиканской сигарной индустрии. Здесь чисто, как в лаборатории, двери оборудованы электронными замками, для каждой линейки – свой «салон», и все крутильщики наверняка ежесекундно помнят о нормах производства. Но кубинская музыка играет так громко, а фотографий на стенах так много, что ощущение гостеприимного дома не покидает нас ни на секунду.
После обеда мы отправляемся на плантации, в знаменитый Chateau de la Fuente. Казалось бы, чем может удивить табачная плантация? Однако после фабрики мы уже морально готовились к новой дозе впечатлений, и, как оказалось, не зря. Здесь культ порядка и культ бренда достигает своего апогея. Если на фабрике бант сигары Opus X можно было увидеть в довольно миниатюрном исполнении на различных элементах декора, то здесь он красуется на огромном поле – несколько десятков метров в длину и метров пятнадцать в ширину, выложенный разноцветным камнем. Таким же цветным камнем выложен огромный скорпион и ещё дюжина символичных для Фуэнте объектов.
При этом на плантациях и прилегающих к ним территориях – всё тот же идеальный порядок.
Никогда не думала, что гигантский, собранный из камня логотип чего бы то ни было будет напоминать мне о фанатичной любви человека к своему делу, а не о его чрезмерно раздутом эго. Но таков уж Фуэнте – он гипнотизирует. Своей целеустремлённостью и неподдельной страстью к сигарам. Самолюбование и желание вписать своё имя в историю и ландшафт – в его характере. Но плдобных людей много, и лишь единицы способны создать такое имя и такой бренд, которые с полным правом и чистой совестью можно возвести в культ.