Наследство Упманнов

HUpmann-02

 

Тихий немецкий город Бремен боготворили не только музыканты из славной сказки братьев Гримм. Именно здесь однажды осели предки братьев Упманн. Дом, хорошее положение, уважение соседей, надежное семейное предприятие (банк) Упманнов

– все это создавалось годами и однажды перешло по наследству Герману и Августу Упманнам. Банк Упманнов был предприятием не самым известным и богатейшим в Германии, но вполне стабильным и процветающим. Банк не знал ни блестящих побед, ни сокрушительных поражений. В глубине души братья мечтали о каком-то взрыве, урагане, который обогатил бы их жизнь, в первую очередь эмоциями, ну и деньгами тоже. Для порядочного бюргера этот вопрос никогда не стоял на последнем месте.

Так или иначе, решено было отправить братьев Германа и Августа на другой конец света, на далекий, неизвестный и непредсказуемый остров Кубу открывать филиал семейного банка. Так с 1843 года европейские клиенты Упманнов стали получать в подарок коробки кубинских сигар с эмблемой банка.

Куба в это время переживала настоящий экономический бум. Впрочем, особых уникальных ресурсов или технологий, способных обеспечить высокий уровень экономики, на острове не было. Пожалуй, единственной гордостью было сигарное дело. Здесь Кубе не было равных. Выросший в Европе спрос на сигары превратил сигарную промышленность в золотую жилу. Мода, судьба или каприз каких-то влиятельных лиц? Кто знает, что заставляет историю делать такие виражи.

Инвестиции братьев Упманн стали первыми немецкими вложениями в эту промышленность. Первого мая 1844 года они открыли в Гаване склад и начали торговлю.
Спрос на сигары рос чуть ли не с каждым днем и достиг своего пика в 1855 году. Экспорт «гаван» тогда составил 360 миллионов штук. Упманны не могли и предположить, что этот рекорд никогда не будет побит. Европейские страны, видевшие выгодность торговли сигарами, готовы были не только скупать кубинскую продукцию, но и развивать свою индустрию. В Европе появились собственные сигары.

Тонкий аромат, устойчивый вкус, изысканность и законченность сигар из лучших листьев с плантаций Vuelta Abajo, выпускаемых под маркой H. Upmann, быстро завоевали признательность покупателей и всемирную известность. Первая фабрика братьев Упманн на улице San Miguel, 75, первоначально называлась La Madama, но постепенно это имя забылось, и ему не довелось испытать всемирную известность. Фабрика приобрела славу только с именем H. Upmann. Со временем она становится слишком мала и уже не может удовлетворить растущие потребности поклонников H. Upmann. В 1886 году компания присоединила бренд La Anita и начала увеличивать мощности своего производства.

В 1890 году открылась вторая фабрика, работавшая на братьев на улице Carlos III, 159. Старые рабочие долго называли ее по привычке La Madama.
Одним из секретов успеха Упманнов было их чрезвычайно серьезное, по-немецки скрупулезное, отношение к качеству. Возможно, именно аккуратность подсказала Упманну идею сигарных коробок. Во время долгого пути через океан к клиентам в Лондоне сигары теряли свои замечательные качества. Тут-то и пригодились коробки из кедрового дерева. Кстати, сначала предназначались они не для продажи, а в качестве презента для клиентов банка в Германии.

А когда в 1860-х годах были придуманы этикетки, Герман Упманн стал ставить подпись на этикетке каждой сигарной коробки. Тем самым лично заверяя покупателя в отличном качестве каждой своей сигары. Высокий уровень его сигар признавали и специалисты. На всемирных торговых выставках сигары H. Upmann получили 10 золотых медалей.

 

 

HUpmann-03
Имя и фамилия Германа Упманна начиналась с буквы "Н" - Herman Hupmann. Кроме того, слово "братья" по-испански тоже начинается с этой буквы - "Hermanos". Герман решил, что слишком много "H" и убрал эту букву из фамилии. Фабрика стала называться H.Upmann - "Братья Упманн"

 

В 1870 году пять владельцев крупнейших сигарных фабрик Кубы серьезно задумались о необходимости бороться с подделками кубинских сигар, подрывавших их авторитет. Они основали Havana Cigar Brand Association. Среди них был и Герман Упманн.

Потомки

 
Экономический кризис конца XIX века нанес большой урон табачной индустрии.

Компанию H. Upmann тогда возглавляли сыновья Германа Упманна – Герман Альберт и Альберт Генрих. Через три года после смерти отца, в 1897 году, они отправились на Кубу изучать сигарное дело. Хотя Герману Упманну-младшему было тогда всего восемнадцать, тем не менее именно он стал вскоре исполнительным директором банка и сигарной фабрики H. Upmann. А его дядя Август (который вместе с Германом-старшим начинал и поднимал этот бизнес), отдав управление в руки племянников, уехал домой, в родной Бремен. Номинально он оставался главой фирмы до самой смерти.Надо сказать, что у Германа-старшего, как в сказке, был еще и третий сын. Правда, не Иван и совсем не дурак. Карл Упманн тоже пошел по стопам родных, хотя и несколько нетрадиционным путем. История умалчивает, почему ему не нашлось места в семейном бизнесе. Может, хотел самостоятельности, может, не сумел договориться с братьями. Так или иначе, он открыл свою сигарную фабрику в Нью-Йорке, на которой использовались импортированные с Кубы листья. Но бренд H. Upmann принадлежал исключительно его братьям.

HUpmann-07

 

 Конец бизнеса братьев Упманн


К началу XX века ситуация на табачном рынке Кубы стабилизировалась. Более того, начался новый сигарный бум. В 1903 году американский табачный магнат JR Duke попытался монополизировать рынок кубинских сигар через свою компанию Havana Tobacco Company. И это была не единственная попытка лишить кубинских производителей независимости. В частности, фабрику Упманнов пытались выкупить за миллион долларов (плюс оценочная стоимость производственных мощностей и складов).

 

HUpmann-06

 

В то время старая фабрика братьев Упманн на улице Carlos III уже не вмещала всех рабочих – в то время там трудилось 1200 человек (900 мужчин и 300 женщин). Упманны открыли новую фабрику – в городе Калабасар, что в 20 километрах от Гаваны.

 

HUpmann-01


Кроме того, братья купили новые бренды: в ноябре 1907 года – La Flor del Figaro, а в декабре 1911 года – C. G. and Company.

Личный рекорд H. Upmann тех лет – 25 миллионов сигар в год. Более 200 размеров и форм.

Благополучие было недолгим. Оно разбилось о вселенскую катастрофу под названием Первая мировая война. Она разрушила бизнес, связи, торговые отношения с Кубой, доверие к немецкой нации. Разрушила она и маленький благополучный мир семьи Упманн. Их национальность стала непреодолимым препятствием, барьером для дальнейшей деятельности. Приходилось преодолевать и косвенное давление, и прямое насилие. Попавший в черный список Герман Альберт Упманн был посажен под домашний арест, все операции его банка были приостановлены. Его брат Альберт уехал в США.

В течение нескольких лет сигары H. Upmann не производились. Братья так и не смогли оправиться после вынужденного бездействия, и в 1922 году их официально объявили банкротами. Знаменитая фабрика H. Upmann была продана буквально за копейки. Герман Упманн-младший умер в Гаване в 1925 году, когда процесс ликвидации его компании еще продолжался.

 


 

HUpmann-10

 

Новые владельцы

 
Восемнадцатого декабря 1922 года компания Frankau & Co. вступила в права владения сигарной фабрикой H. Upmann.

История взаимоотношений компаний H. Upmann и Frankau & Co. тянется еще со второй половины XIX столетия. Джозеф Франкау переехал из Германии в Лондон в 1841 году и основал там свою компанию Frankau & Co. Соотечественники, они познакомились лишь тогда, когда покинули свою родину и находились по разные стороны океана. Их познакомили сигары – фирма Frankau & Co. торговала не только резиновыми губками и медицинскими пиявками, но и сигарами. И стала поставщиком марки H. Upmann в Лондоне.

 

HUpmann-11

 

В XX веке их пути снова пересеклись. Впрочем, в этой истории уже не участвовали ни Упманны, ни Франкау. Гилберт Франкау, внук основателя компании Джозефа, еще в 1916 году продал свою компанию концерну Braden & Stark. И именно новые владельцы приняли решение купить фабрику и бренд H. Upmann, слить воедино двух старых партнеров. Так появилась компания J. Frankau S. A., которая рассматривала сигары как источник большой прибыли. Новые владельцы не разбирались в тонкостях сигарного производства, поэтому уже в 1924 году сдали фабрику в аренду компании Solaun and Bros., которой объединенно управляли четверо братьев Солаун. Чтобы возродить знаменитый бренд, они наняли корифеев сигарного дела – немцев Отто Браддеса и Пауля Майера, а также испанца Франсиско Фернандеса, прослуживших верой и правдой Упманнам более 24 лет.

Испанцы братья Солаун приехали на солнечный остров еще в 1898 году. Жили в центре «табачной» провинции Пинар-дель-Рио, а спустя несколько лет переехали в Гавану и купили там малоизвестную фабрику под названием Baire. Годы труда не прошли даром: опыт, знания стали им хорошей наградой. А вот их финансовые возможности оставались весьма скромными, поэтому большую фабрику Упманнов на улице Carlos III пришлось разделить на маленькие мастерские. В 1924 году на углу улиц Belascoian и San Rafael братья открыли свой первый магазин.

 

 

HUpmann-08
Братья Упманн были поставщиками короля Испании Альфонса III. Они даже получили право использовать герб королевской семьи на своих сигарных коробках


Из рук в руки

 
Прошло более 90 лет с момента появления марки H. Upmann. А компания по-прежнему не обрела спокойствия и стабильности. В 30-х годах ХХ века она снова переходит к новому владельцу. На этот раз им стал Д. Фриман, внук основателя компании JR Freeman.

JR Freeman занималась производством сигар в Англии с 1859 года. В 30-е годы ХХ века ее имя ассоциировалось с такими популярными марками, как Manikin и King Six. Производство расширялось, прибыли росли. Однако Фриману этого было мало. Он был уверен, что над качеством сигар можно и нужно еще долго работать. Чтобы раскрыть секреты хорошей сигары, Фриман покупает компанию J. Frankau S. A., а вместе с ней и фабрику Упманна с правами на использование бренда.

Впрочем, и Фриман не принес марке процветания. На Кубе новый владелец марки H. Upmann появлялся редко, в основном для того, чтобы проконтролировать закупку табака для своего производства в Англии. И наконец он решил, что в интересах бренда передать его в руки кубинских промышленников. Во время одной из своих поездок на Кубу он познакомился с Алонсо Менендесом, который в то время вместе с бывшим управляющим компании Partagas Пепе Гарсиа владел сигарной фабрикой Particulares.

Через некоторое время произошло событие, которое стало первым шагом на пути возрождения знаменитого бренда H. Upmann.

Однажды в летний полдень 1935 года в гаванский бар La Reguladora, который располагался напротив фабрики H. Upmann, вошли двое. Возможно, на них никто не обратил бы внимания. Но они отличались от основных обитателей этого заведения: были чуть лучше одеты, чуть больше жестикулировали и чуть жарче спорили. На них не обратили бы внимания, если бы они вышли так же заметно, как вошли. Но они исчезли. Не вернулись домой, не появились на работе.

Это были сигарные промышленники Фриман и Менендес.

Первыми заволновались домашние, потом подчиненные. Десять дней не было никаких вестей. Наконец Пепе Гарсиа получил телеграмму из Нью-Йорка: теперь они с Менендесом владельцы H. Upmann. Они заплатили за бренд и за фабрику 250 тысяч долларов.

Возрождение

 


Новые владельцы отдали все свои средства делу возрождения фабрики H. Upmann. Начали они, правда, с того, что выпустили новый бренд – Montecristo. Уникальный табак плюс гарантия качества, традиционные для H. Upmann, привлекли внимание не только кубинских, но и зарубежных продавцов. Дело пошло. Сигары Montecristo, созданные на фабрике H. Upmann, стали даже более знамениты, чем старый бренд. Собственно, благодаря марке Montecristo фабрика и заняла первое место по экспорту сигар. К примеру, за год до кубинской революции 1959 года каждая третья вывозимая с Кубы сигара производилась на фабрике Менендеса и Гарсиа.

Не в последнюю очередь успех был достигнут благодаря правильной организации труда. Во главе фабрики встал генеральный менеджер, во главе каждого отделения – директор. Трудовая дисциплина и строгий контроль качества – два кита, на которых держалось производство.

Впрочем, не только введение новых обязанностей, но и соблюдение прав рабочих позволили добиться наилучших результатов. До 1934 года рабочий день на фабрике составлял 10–12 часов, затем профсоюз добился 8-часового рабочего дня, а в 1941 году была введена 44-часовая рабочая неделя. Хозяева задумались и над общим культурным, интеллектуальным уровнем рабочих. Было введено обучение чтению. Четкое разделение труда привело к тому, что рабочие стали объединяться по специальностям. Свои гильдии образовали люди, которые скручивают сигары, обрезают их, надевают ленточки, сортируют сигары по цвету, укладывают их в коробки.

В 1944 году, в год 100-летия сигарного производства Германа Упманна, фабрика переехала в новое здание на улицу Amistad, рядом с фабрикой Partagas. Здесь, на Amistad, 407, сигары H. Upmann и Montecristo и выпускаются последние 60 лет.

А на праздновании 150-летия бренда Николас Фриман, внук Д. Фримана и владелец компании Hunters & Frankau, подарил директору фабрики Бенито Молина картину с изображением знаменитой серебряной сигарной коробки H. Upmann, изготовленной в России в конце XIX века.

Наверняка Герман Упманн и Джозеф Франкау хотели, чтобы их потомки продолжили начатое ими дело. Но они, вероятно, и не мечтали, что их марка проживет так долго, сохранив и даже преумножив свою популярность.


 Василиса Голубкина

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.