Колёса фортуны
- 08.07.2011 11:05
Увлечения Кларка Гейбла вполне соответствовали его экранному имиджу мужественного и волевого героя. Король Голливуда любил риск и красивых женщин, охоту и рыбалку, хорошие сигары, дорогие трубки и автомобили.
«У него слишком большие уши, и вообще, он похож на обезьяну». Это о Кларке Гейбле – секс-символе Голливуда, олицетворении мужественности, кумире миллионов женщин. Может быть, продюсер, сказавший эту фразу, просто завидовал Кларку? Вряд ли. Дело было в конце 1920-х. Гейблу еще не сопутствовала всемирная слава, его не окружал миллион поклонников, да и фильмы, в которых снимался актер, не способствовали расцвету его волевого обаяния…
На пути к американской мечте
Отец Кларка был фермером, причем не слишком удачливым. Зачем бы ему иначе подаваться в рабочие-нефтяники и отпускать 14-летнего сына, родившегося в 1901-м, трудиться на шинный завод?
Любопытно, что оба Гейбла устроились на предприятия, непосредственно связанные с одной из наиболее бурно развивающихся в те годы отраслей американской индустрии – автомобильной. Именно эта отрасль вскоре стала одним из символов могущества и богатства США. Автомобиль был уже не только средством передвижения для миллионов граждан самого разного достатка, но и знаком благополучия – визитной карточкой владельца, достигшего определенной ступени длинной социальной лестницы. Конечно, Кларк это понял. Но пройдет еще не один год, пока мальчишка, который с утра до ночи возился в едкой каучуковой пыли, сможет дать выход своей страсти к дорогим, быстрым автомобилям.
Пока он посвятил себя главному увлечению, в связи с чем устроился подсобником в передвижной театр. Скорее всего, платили там так себе, зато изредка Кларку перепадали маленькие роли в спектаклях.
Университетов и «академиев» Кларк не кончал, зато умело учился у тех, кто был рядом. Несомненно, Джозефина Дилон, руководитель театра, стала для Гейбла не только женой, но и советчиком. Ведь она была старше мужа на полтора десятка лет.
Гейблы осели в Голливуде. Здесь Кларк вплотную приблизился к «святая святых» – Олимпу американской киноиндустрии. Но к началу 1930-х актер прошел лишь путь от массовки до ролей гангстеров и всяческих негодяев в малоизвестных фильмах. Для этих картин не слишком нужен был актер Гейбл, вполне хватало просто Кларка – молодого, мужественного, увлеченного женщинами, рыбалкой, охотой, лошадьми, сигарами и трубками. А он, чувствуя, что способен на большее, хотел быть настоящим актером.
Наконец Гейбла заметило руководство самой влиятельной голливудской империи – Metro Goldwin Mayer. Он стал романтическим героем нового звукового кино (далеко не все звезды, снимающиеся в «немых» фильмах, смогли продолжить свою карьеру). Теперь он играл коварных обольстителей, среди его партнерш была знаменитая Грета Гарбо. Кларк уже стоял не на полпути к Олимпу, а находился почти у вершины. Требовалось лишь небольшое вмешательство фортуны. Ифортуна не подвела…
В сиянии «Оскара»
Еще шаг, и Гейбл попадет в первую когорту. На фильмы с его участием будут приходить миллионы восторженных девушек и домохозяек, на полтора часа забывших о житейских проблемах. С него будут пытаться «делать жизнь» парни с рабочих окраин и мелкие клерки. Разочаровать их не должны ни его герои, ни он сам.
В это же время автомобили стали непременным реквизитом американской жизни. В начале 1930-х Гейбл ездил на Packard, как правило, на двухдверных открытых. Packard Super Eight 1934 года был, к тому же, вызывающе красным. Именно на таком автомобиле приличествовало передвигаться в пространстве кино-небожителю – марка являлась одной из самых престижных в США, да и во всем мире, стояла на одной ступени, а то и на полшага выше Cadillac и Lincoln.
Пожалуй, именно с тех пор, когда он превратился в штатного «героя-любовника», машины для Гейбла стали важны почти также, как и женщины. Кстати, он уже был женат вторично – на светской львице Рее Лэнгхем – богатой вдове с двумя детьми, с которыми молодой отчим легко нашел общий язык.
В 1934-м Гейбл взбунтовался. Он осмелился показать характер своим боссам, наотрез отказавшись играть гангстерсконегодяйские роли, которыми вновь попытались омрачить карьеру кинолюбовника. Хозяева MGM отправили строптивого актера в «ссылку» на студию Columbia. Здесь он снялся у Фрэнка Капры в картине «Это случилось однажды ночью» и… получил «Оскар» за актерскую работу. Это была не просто победа, это был триумф.
Королевская коллекция
Дальше все пошло по голливудским стандартам: что ни год, то новая громкая и кассовая премьера. А автомобили Гейбл покупал, похоже, еще чаще, чем радовал поклонников очередной заметной ролью.
Вот теперь он мог позволить себе отдаться автомобильной «лихорадке». В 1935-м актер обзавелся ярко-желтым Dusenberg SJ – роскошным сверхмощным и, разумеется, баснословно дорогим родстером с характерными огромными фарами и длиннющим капотом. Гейбл и еще одна звезда Голливуда Гэри Купер, который приобрел аналогичный, но четырехдверный автомобиль, сделали «Дюзи» (так называли машину американские фанатики марки) особо модным у голливудских звезд.
Вскоре, в 1938-м, гараж Кларка пополнил еще один Packard модели Eight с заказным очень редким кузовом родстер.
Отдав дань автомобильному патриотизму, актер обратил взор на машины с Туманного Альбиона – немного чопорные, консервативные, но зато подчеркнуто аристократичные и, конечно, быстрые. Именно такой была просторная Lagonda Rapide. Почти тут же Гейбл купил и совсем экзотический, тоже британский, кабриолет Jensen-3.5l. Эти довольно редкие машины были оснащены американскими моторами Ford и Nash. Мелкая фирма, которая позднее переживала взлеты и стояла на грани краха, всегда гордилась именитым заокеанским клиентом, при всяком удобном случае напоминая, что на Jensen ездил Кларк Гейбл. Когда в 1939-м король Голливуда (теперь это прозвище закрепилось за Гейблом окончательно) женился на голубоглазой блондинке Кэрол Ломбарт, актрисе и секс-символе американского кино, в распоряжении молодоженов был обширный автопарк. Кстати, героем второго плана бурного романа Кларка и Кэрол был, в основном, тот самый шикарный Packard 1938 года выпуска. Именно в нем чаще всего видели мало обращающих внимание на окружающих влюбленных.
После знаменитых «Унесенных ветром» Кларк пополнил коллекцию, купив Buick в модном стиле woody – часть кузовных деталей машины была сделана из дерева. Не с подачи ли Гейбла «лесные» автомобили, ориентированные на фермеров, а не на кинозвезд, как правило с грузопассажирским кузовом, который в США называли station wagon, стали очень модны, и в первую очередь у богемной молодежи? И, наконец, у Гейбла появился еще один американский моторный фетиш, главный символ настоящего янки – мотоцикл Harley-Davidson. Его Кларк приобрел перед самой войной, вернее перед вступлением в нее США.
Воздушный бой с судьбой
Кларк и Кэрол, похоже, действительно были идеальной парой. Их семейная жизнь стала походить на истории «как в кино»…
Самолет упал в горах. Тела погибших, в том числе Кэрол, не могли найти так долго, что Кларк отправился на поиски и сам чуть не погиб. После похорон, мужественно преодолевая навязчивый страх перед небом, Гейбл ушел в армию летчиком. Такого Поступка не совершал, кажется, не один его герой.
Гейбл дослужился до майора, привез из Европы ордена, но не залечил душевную рану. Кларк начал активно пользоваться излюбленным мужским лекарством. Но алкоголь не слишком помогал. С женщинами тоже не везло. Актер женился на Сильвии Эшли, но брак распался, не продержавшись и года. Не на шутку увлекшегося Гейбла отвергла и восходящая звезда Грейс Келли. Но все же он нашел то что искал: с манекенщицей и актрисой Кей Стрекелз жизнь постепенно вошла в нормальный ритм.
Прощай, король!
Теперь Гейбл вновь отдался кино и своим увлечениям. Он опять диктовал моду: приобрел роскошный голубой Cadillac. После ухода с автомобильной сцены знаменитых в 1930-х марок, эта стала в Америке «номер один». Мощный двигатель, мягкая убаюкивающая подвеска, огромные сидения-диваны, – так выглядит истинный американский автомобиль, на котором должен ездить кумир миллионов.
Не заржавела и старая любовь к британским машинам. После очередного фильма актеру подарили Jaguar XK 120 – спортивный, изящный и быстрый, к тому же очень модный в те годы автомобиль. К нему в пару актер приобрел низенький, с аскетичным салоном, открытый, почти гоночный английский Allard.
Последний этап автомобильной биографии Гейбла был связан со знаменитой немецкой трехлучевой звездой. Кларк стал одним из первых в США владельцем легендарного MercedesBenz 300 SL, прозванного за необычные, открывающиеся вверх двери Gullwing – «крыло чайки». Машина была не только ультрасовременной по конструкции (ее системой впрыска топлива всерьез интересовались конструкторы спортивных самолетов), по-гоночному динамичной, но и чрезвычайно дорогой. Изящный спортивный Mercedes, ковбойская шляпа, сигара… Эклектика? Нет – символ американской мечты!
Самым любимым автомобилем последних лет стал солидный, классического стиля Mercedes-Benz 300 S. Кабриолет табачного колера с салоном цвета дорогого коньяка очень шел уже не молодому, но по-прежнему стройному, энергичному актеру.
С последними страницами жизни Кларка Гейбла, со съемками в знаменитых «Неприкаянных», где король Голливуда играл в дуэте с Мэрилин Монро, сегодня ассоциируется именно этот автомобиль. Все закономерно: вызывающе-помпезный Dusenberg – символ коронации, а строгий классический MercedesBenz – герб зрелого мудрого монарха, который ушел в расцвете сил, не дожив до старческой немощи и маразма. Так распорядилась судьба.
Автопарк Гейбла