Дым "важнейшего искусства"

kino 02

 

Сигара для советского человека со времен революции ассоциировалась с ненавистной роскошью. Однако в 1960-е годы дружественная Куба в больших количествах стала поставлять в СССР самые лучшие сигары, и эта роскошь оказалась доступной всем. Конечно, советское кино той эпохи сигару вниманием не обошло. Она стала спутницей многих отрицательных героев. Сигары курит коварный Степлтон из «Шерлока Холмса», не менее коварный Паратов из «Жестокого романса»; вредный Лысый император в «Неуловимых мстителях»; американский бандит Джек и его восточный собрат Абдулла; беспринципный американец в «Деловых людях», жадный Мафиозо в «Приключениях итальянцев в России». Тем не менее, создатели советских кинофильмов, вспоминая съемки «сигарных эпизодов, испытывают лишь самые теплые чувства.

«Собака Баскервилей»
Герои закурили благодаря увлечению режиссера

«– Вы узнали мои следы? – Нет, Ватсон! Боюсь, что это непосильная задача – различить ваши следы среди множества других, которые существуют на свете. Если же в будущем вы захотите как-нибудь провести меня, то советую вам сначала сменить табачный магазин...»

Сколько табачного дыма в этом фильме! Он обволакивает многих персонажей: и утонченного Холмса – единственного, кстати говоря, «трубочника» среди них! – и поклонников сигар – рассудительного Ватсона, коварного Степлтона и простодушного сэра Баскервиля. Такого количества сигар, как в «Собаке Баскервилей», нет даже в тексте самого Конан Дойла. А когда Никита Михалков и Олег Янковский бродят по болотам Девоншира, найденным под Таллином, кажется, что оба просто родились с сигарами в зубах. Как водится, нет дыма без огня. Такой фильм не мог снять некурящий режиссер. Игорь Масленников, создатель «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», признается в своей страсти к сигарам – и уверяет, что она во многом повлияла на создание образов героев его фильма.

В 1960-х годах Масленников вместе с Ильей Авербахом и Соломоном Шустером учились на Высших режиссерских курсах. Кто-то из них обнаружил недалеко от «Мосфильма» табачный магазин, где кубинские сигары продавались совсем дешево. Счастливая находка и способствовала тому, что эти режиссеры первыми из своего поколения ввели культ сигар – в жизни и в кино. Для Масленникова мимолетное увлечение превратилось в серьезное – он стал курить минимум две сигары в день во время съемок, а вечером, дома, – еще и трубку. Немудрено, что он не упускал ни одной возможности снабдить любимыми сигарами персонажей своих фильмов: так приключения лондонского сыщика стали упоительной кинематографической поэмой о табачном дыме.

Надо заметить, что, по собственному свидетельству Масленникова, знаток и любитель сигар всегда побеждал в нем человека кино, и даже на съемках картины он думает больше об аромате сигары, чем о том, хорошо ли она смотрится в кадре. Актеров, которые, согласно его замыслу брали в руки сигару, он первым делом заставлял снимать с нее бант: считал, что хвастаться маркой сигары неприлично. То, что она дорого стоит, должен продемонстрировать лишь ее аромат, а не красивая бумажка – даже в кино, которое обонятельных нюансов по определению передать не может.

«Белое солнце пустыни»
Геополитический протест Абдуллы

Сигара появилась и на нашем «Диком Востоке» – на съемках «Белого солнца пустыни». Съемки проходили в Туркмении, в Каракумах, а сигара оказалась в руках весьма необычного персонажа – басмача Абдуллы. Это был истинный аристократ пустыни, актер Кахи Кавсадзе и не скрывал, что играл почти положительного героя, что, конечно, совершенно не входило в планы Госкино. Кое-что из фильма пришлось убрать.

kino 01

В итоге получилось не так уж много кадров с Абдуллой. В некоторых из них он курит сигару. На вопрос, почему, режиссер «Белого солнца пустыни» Владимир Мотыль рассказывает целую концептуальную историю:

«Дело в том, что сигара – символ нелюбви Абдуллы к завоевателям. Нельзя забывать, что на нем восточная чалма и английский френч. Он носит столь необычную для восточных людей одежду и курит сигары, подражая англичанам, потому, что может себе это позволить. Он и воин необычный. Он храбр, решителен, имеет право не соответствовать традициям и нарушать их, потому что он – хозяин. Как известно, Англия еще в те времена конкурировала с Россией за влияние на Кавказе и в Центральной Азии. И для Абдуллы престижно было раздобыть френч страны, геополитические интересы которой противостоят российским. Так что, раскуривая, как истинный денди, свою сигару в туркменской пустыне, он получает от курения удовольствие, причины которого – еще и чисто политические».

Между прочим, главный оператор «Белого солнца пустыни» Эдуард Розовский – тоже заядлый поклонник сигар: он хранит верность «гаванам» уже сорок лет, а пристрастился к ним еще в студенческие годы. Тогда он покупал самые большие сигары – одной хватало на целую игру в преферанс.

«Деловые люди»
Пародийные ковбои и настоящие сигары

На съемках трилогии «Деловые люди» Леонида Гайдая в Ялте в 1963 году тоже было очень жарко. Вспомним первый кадр «Вождя краснокожих»: ковбой Билли курит сигару и наводит ужас на всю округу. Ковбоя Билли играл Алексей Смирнов – чудесный артист, тот самый «напарник из гайдаевской «Операции «Ы». Он прошел войну, был полным кавалером ордена Славы. На съемках Смирнов показывал чудеса храбрости и выносливости: мог, например, спокойно войти в ледяную воду. Тем не менее, раскуривать «гавану» дубль за дублем на тридцатиградусной жаре было нелегко даже ему. Но Гайдай настаивал – какой ковбой без сигары!

kino03

Фильм снимался на горе Ай-Петри. Добираться туда было очень тяжело, приходилось ехать по узкой горной дороге. От жаркого крымского солнца расслоилась кинопленка, пришлось ждать, чтобы из Москвы прислали новую. Однако мучительная жара, обгоревшие артисты и бесконечные дубли с дымящимися сигарами – все это осталось за кадром. Зато зрители увидели смачное курение Билли (Смирнова) и мелкое пакостничество Сэма (Вицина), обманом похищающего сигару и занюхивающего ею воздух. Говорят, что Вицин сам придумал этот эпизод. Кстати, в одном из фрагментов первой части трилогии «Деловые люди»– «Дороги, которые мы выбираем» – обращает на себя внимание коробка Romeo y Julieta. Именно эти сигары курит бессовестный капиталист, чей образ перешел в фильм прямо из популярного советского журнала «Крокодил». К «буржуям с сигарой» мы еще вернемся.

«Корона Российской империи, или Снова неуловимые»
Растленный дух белой эмиграции

Говорят, Ролан Быков был известным любителем трубки. Правда, в последнем фильме про «неуловимых мстителей» он курил сигары. Там есть эпизод, в котором будущий «император» прикуривает сигару от свечи. Но ведь даже начинающему курильщику известно, что от свечи сигару не прикуривают! Что послужило причиной промаха – сегодня точно установить невозможно. По одной из версий, художник фильма Леван Шенгелия хотел таким образом подчеркнуть комический псевдолоск персонажа, его стремление любой ценой произвести эффект. Как бы то ни было, а сцена получилась яркой, запоминающейся.

Кстати, белогвардейский штабс-капитан Овечкин, роль которого исполняет Армен Джигарханян, тоже появляется в этом фильме с сигарой. На этот эпизод стоит обратить особое внимание: сегодня на съемках и на сцене Джигарханян не курит, а лишь делает вид. В те же времена он с удовольствием купался в сигарном дыму. Только Париж в этом фильме – ненастоящий, хотя и очень похож. Его также создавал Леван Шенгелия, и для этого в Таллине выстроили целую парижскую улицу – со всеми рекламами и с особым парижским транспортом.

«Здравствуйте, я ваша тетя!»
Сигара в асбестовом кармашке

Игры с сигарой в советском кино однажды привели к производственному травматизму. Это случилось на съемках фильма «Здравствуйте, я ваша тетя».

Надо сказать, что режиссер Виктор Титов и актер Александр Калягин отнеслись к работе над этой веселой комедией со всей серьезностью. Для начала они отправились в Библиотеку имени Ленина, где стали просматривать старые дамские журналы – удалось найти около восьмидесяти штук. После тщательного изучения журналов их представления об образе «тетушки из Бразилии» (ее роль в фильме играет Калягин) приобрели необходимую полноту.

Актер долго привыкал к женскому платью. В одном из эпизодов он должен был прятать под юбкой сигару. Костюмер и пиротехник придумали приспособление: к юбке был пришит специальный асбестовый кармашек, куда надо было попасть горящей сигарой. В кармашек заложили пиротехнический заряд... Но Калягин промахнулся и не только задымился, но и начал гореть. Он выскочил из кадра и бросился прямо к Останкинскому пруду – остывать. Ожог оказался настолько сильным, что съемки на время пришлось прекратить.

«Человек с бульвара Капуцинов
Трюки с сигарой во рту

В других фильмах сигарные трюки удавались лучше. «Человек с бульвара Капуцинов» – образец такого виртуозного использования сигар. Съемки проходили в Коктебеле, недалеко от знаменитого винного завода. Специально для них на берегу моря выстроили целый американский городок эпохи Дикого Запада.

Как вспоминает режиссер Алла Сурикова, она просто заставляла каскадера курить: «Главный каскадер страны Александр Иншаков, в то время вообще не куривший, играл в картине ковбоя. После того как он выкуривал полсигары, его с непривычки качало из стороны в сторону, что сильно мешало исполнению трюков. Съемки были длинными, работать с сигарой приходилось по несколько дублей... Иншаков капризничал, говорил, что в фильме у него самая сложная роль, и требовал молока за вредность».

Сигары на съемках этого фильма берегли: если актер недокуривал, их прятали – реквизит нужен был и другим. Например, Михаилу Боярскому, игравшему Черного Джека.
Кстати, он тоже должен был наслаждаться сигарой не в самой подходящей обстановке – верхом на лошади во время ограбления экипажа. Но у актера был свой секрет: он вставлял в сигару спичку. Сам Михаил Боярский так прокомментировал свое ноу-хау: «Я отламывал у спички головку, оставшуюся часть наполовину вставлял в сигару. Получалось, что сигара держится в губах, а не в зубах – и тогда достаточно легко говорить и играть с сигарой во рту».

«Жестокий романс»
Утонченность провинциального купечества

«Жестокий романс» Эльдара Рязанова тоже не обошелся без сигар. С ними здесь появляются купцы, и чаще всех – Паратов в исполнении Никиты Михалкова. Символ принадлежности к состоятельному обществу вручил своему герою сам драматург Островский. Объясняясь в каюте парохода с обманутой возлюбленной, коварный Паратов-Михалков совершает настоящий акт вандализма: он расплющивает сигару о стол. Учитывая возможное количество дублей, легко предположить, что таким образом погибла не одна сигара. Съемки проходили на старом колесном пароходе «Спартак». Дальнейшая его судьба печальна. Несколько лет назад он сгорел, причем, вероятнее всего, совсем не от сигар.

Кстати, в «Жестоком романсе» актеры курили великолепные кубинские сигары. И при этом их герои издевались над Карандышевым (Андреем Мягковым), который решил войти в избранное сигарное общество, но купил дешевку. «Чай, дорогие, рублей семь сотня», – смеялись они. Для тогдашнего зрителя эпизод приобретал особый комизм – ведь цены на действительно хорошие кубинские сигары в советских магазинах были ненамного выше.

«Ты – мне, я – тебе»
Закурит даже рыба

Были и более изощренные способы уничтожения сигар в советском кинематографе. В фильме «Ты – мне, я – тебе» они стали кормом для рыб. Актер Илья Рутберг, герой которого крошил сигары и швырял их в аквариум (что должно было производить комический эффект), сам сигары никогда не курил, а потому вспоминает об этом случае без малейших угрызений совести.

kino05

Для этой же картины оператор комбинированных съемок Игорь Фелицин совершил еще один фокус – заставил аквариумных рыб закурить. Как именно он колдовал над этим кадром, помог описать эксперт – тоже оператор комбинированных съемок киностудии «Мосфильм» Всеволод Якубович, работавший на фильмах «Бриллиантовая рука» и «Гардемарины». Оказывается, для того чтобы создать впечатление, что рыбы курят, сигару подвешивали перед аквариумом, а рядом, но уже в самом аквариуме устанавливали корм. В итоге рыбы подплывали и послушно «курили», а заведующий лабораторией по рыбам (Рутберг) резюмировал: «Великолепно! Значит, никотин они уже усваивают!» Кстати, создателей фильма консультировали специалисты из Министерства рыбного хозяйства СССР. Как же они пропустили подобное безобразие?

«Необычайные приключения итальянцев в России»
Иноземные авантюристы и курильщики

Оператор Игорь Фелицин проводил и другие эксперименты над сигарами в кино. С его легкой руки в «Невероятных приключениях итальянцев в России» летающая сигара Мафиозо поджигала советскую бензоколонку, а сигара другого итальянца парила в условиях невесомости при разгерметизации самолета. Какой же иностранец без сигар!

Режиссер Эльдар Рязанов рассказывает: «В те времена не было никаких современных технических ухищрений и компьютерных спецэффектов, все снимали «по-настоящему». Для этого потребовалось все хитроумие и нестандартное мышление, каким отличались операторы комбинированных съемок в Советском Союзе. По просьбе Фелицина построили сложнейшую систему на тончайших лесках, подвесили дымящуюся сигару. Снимали на двух поставленных друг на друга операторских кранах. В итоге после множества репетиций удалось снять в одном кадре, как сигара вылетает из поезда, проносится мимо лиц артистов и падает в лужицу бензина. Работа была необычайно утомительной, но зрители о присутствии лески не догадываются».

kino04

Еще один трюк с летающей сигарой – над одним из героев-итальянцев то опускаются, то поднимаются сигара и котелок, а тот все никак не может их поймать – был создан тем же способом, с помощью лесок и бесконечных репетиций.

«За двумя зайцами»
Сигарный подтекст

Образ человека с сигарой в советском кино, конечно, имел и идеологический подтекст. Вспомним эпизод из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»: шеф мафии берет сигару в зубы, и к нему угодливо тянутся сразу несколько рук со спичками. «Буржуй с сигарой» есть и в старом фильме «За двумя зайцами» – в исполнении Олега Борисова. Этот образ сошел с карикатур из советских газет и журналов. Его автор – великолепный «кукрыникс» Борис Ефимов. Легендарный карикатурист рассказал, как он придумал своего хрестоматийного «буржуя с сигарой»: .Этот образ появился еще до начала Великой Отечественной войны – когда воевали еще только Германия, Франция и Англия. Я рисовал его с Черчилля. Потом, когда Черчилль стал нашим союзником, его изображение стало более добродушным. В то время образ человека с сигарой обязательно ассоциировался с иностранцем – а именно с Черчиллем..

Вот так. Сложно сказать, выписывали ли режиссеры «Крокодил», читали ли они, вопреки совету профессора Преображенского, «Правду» перед обедом, но так или иначе, а ефимовский «человек с сигарой2 перекочевал с политических карикатур в советские фильмы. И хотя советскому кино редко предоставлялась возможность вырваться из идеологических объятий ЦК КПСС, но отрадно уже то, что на него повлияли такие разные политические фигуры, как сэр Уинстон Черчилль и команданте Фидель Кастро. По крайней мере в той его части, где на экране клубится сигарный дым.

Люди кино о сигарах

Михаил Боярский
Я на Черчилля не похож, и не вынимать сигару изо рта целый день – тем более когда идут дубль за дублем – достаточно сложно. Но мне очень нравятся сигары, особенно кубинские. Я обожаю их запах. И чем больше меня заставляют курить в кадре, тем большее мне это доставляет удовольствие. Вообще на сцене и в кино я достаточно часто появлялся с сигарой.

Эдуард Розовский
Сигара – символ характера. Любитель сигары – это задумчивый бизнесмен или деловой человек. Уверенный и уравновешенный. Сигарный пепел не может быть в дрожащих руках.

Эльдар Рязанов
Куба не могла продавать свои сигары в Америке, и у нас в магазинах было много дешевых сигар. Везде они были очень дорогими (сигара всегда была символом богатства) – а у нас стоили дешево. У нас с Кубой вообще были странные взаимоотношения: мы им пушки, они нам сигары, мы им ракеты, они нам апельсины...

Наталья Крачковская
Курение сигар – все-таки больше мужское дело. Я курю сигареты. Но запах сигар, особенно дорогих, очень люблю. Сигара – это хороший тон. Она требует другого отношения к курению: спокойное кресло, камин... Особое отношение к партнеру... И расслабленное состояние: умное, тонкое, отдохновенное.

Алла Сурикова
Помню, когда я с картиной поехала в Америку, взяла с собой две коробки кубинских сигар, и они весьма пригодились. Я их подарила одному молодому человеку, а он на них сделал бизнес (или подарил кому-то и добился чего"то важного). А так как он был очень честным человеком, то потом в благодарность преподнес мне великолепную коробку конфет.

Наталья Фатеева
Сигара – это еще и определенный духовный уровень. Надо видеть, как они делаются. Это же произведение искусства: листик табака специально расправляется, подворачивается, срезается. При советской власти сигары стоили копейки. Когда мы ездили за границу – брали их на exchange. А за границей они всегда были очень дороги, не для массового использования. Сигары не все могут себе позволить. И это естественно. Сигара – произведение искусства, а произведение искусства не может быть массовым. Оно воспринимается только людьми, которые к этому подготовлены. И оно должно стоить дорого.

Цены на некоторые сигары
Romeo y Julieta в СССР
Panetelas – 8 руб. 75 коп. коробка (25 штук)
Belvederes – 11 руб. 75 коп. коробка (25 штук)
Perfectos – 12 руб. 50 коп. коробка (25 штук)
Club Ping – 45 руб. 50 коп. коробка (50 штук)

Cigar Clan 1'2005. Анна Благая