Сигара вместо десерта
- 26.06.2010 15:02
Matasa начиналась со стодолларового бюджета, трёх торседоров, стула и телефонного аппарата, и выросла до миллионных «тиражей» сигар. Cigar Clan беседует с Мануэлем Кесадой, создавшим одну из самых уважаемых фабрик в мире.
В июне 1974 года Мануэль (Маноло) Кесада, его брат Альваро и их отец Мануэль открыли сигарную фабрику Manufactura de Tabacos S.A. (Matasa) в Сантьяго в Доминиканской Республике. Фабрика начиналась со стодолларового бюджета, стула и телефонного аппарата, и от штата из трёх торседоров, от производства тысяч сигар в год Matasa выросла до миллионных «тиражей» и сегодня является одной из самых уважаемых фабрик в мире. В портфолио компании – Fonseca, Cubita, Jose Benito, Casablanca, Licenciados, la Primera, Royal Dominicana и Ricos Dominicanos. В профайле – взлёты и падения как в прямом, так и в переносном смысле. И все достижения и трудные времена с самого первого момента существования компании лежали на одних плечах – Мануэля Кесады. Интересного собеседника, страстного курильщика и неисправимого оптимиста.
- Насколько я знаю, семья Кесада вовлечена в сигарный бизнес уже около ста лет?
- В табачный бизнес – да. А сигары мы начали делать только в Доминиканской Республике. До этого семья занималась только табаком. Сначала – на Кубе, потом – в Доминикане. В 1959 году на Кубе произошёл переворот, и по понятным причинам нам пришлось выводить бизнес в другое место. Доминикана показалась логичным выбором, так как у нас там были некоторые связи, сложившиеся за годы ведения табачного бизнеса.
- Как получилось, что вы выбрали именно сигары? Это, с одной стороны, логичное продолжение табачного бизнеса, но с другой… могли быть варианты. Что произошло после переезда в Доминиканскую Республику?
- Мы поставляли табак из Доминиканской Республики в Майами. Продавали его одной местной компании. И мы довольно неплохо знали сложившуюся там, в Майами, ситуацию с сигарным производством. А ситуация была непростая, в основном по причине старения торседоров, прибывших в своё время с Кубы. После наступления пенсионного возраста они фактически получали деньги нелегально. Квалифицированная рабочая сила в сигарном производстве становилась всё большей и большей редкостью, которую к тому же приходилось так или иначе скрывать от властей. А в Доминикане к тому времени начали появляться свободные экономические зоны. И пусть она не имела историю экспорта сигар – история производства сигар для внутреннего рынка была. Идея переместить производство из США в Доминикану пришла сама собой, и мы заключили сделку. Мы производим сигары – здесь, они распространяют – в Майами. В Ля Романа свободная зона открылась в 1972 году, а в Сантьяго – несколько позже, и, открыв в 1974 году фабрику в Сантьяго, мы фактически стали пионерами.
- Как вы думаете, может ли компания выжить, занимаясь исключительно сигарами, или необходимо иметь в портфеле что-нибудь ещё? Никогда не приходила идея производить, например, аксессуары?
- Мы делаем только сигары. Это всё, что мы умеем делать. Зато умеем делать хорошо. Поначалу у нас оставалась поддержка в виде производства табака, ведь начинать было весьма непросто, но потом… потом остались только сигары, но сигары очень хорошие. Именно такие, качественные сигары до сих пор занимают достойное место в мире – ведь они являются атрибутом высокого социального уровня и определённого данным уровнем стиля жизни. И, слава Богу, они до сих пор занимают место в сердцах людей.
- Что вы думаете по поводу перспектив сигарного бизнеса в Доминикане в условиях мирового экономического кризиса?
- Экономический кризис, вне сомнения, нанёс урон многим, если не всем отраслям. Сегодня от него страдает весь мир. Но надо сказать, что мы знали и более сложные времена, когда компания была в крайне непростых ситуациях, причём не в компании всего остального сигарного сообщества, индустрии, и вообще мировой экономики, а одна-одинёшенька. И всё-таки мы до сих пор здесь. Так что я надеюсь, что и это мы переживём. А если говорить о перспективах… Давайте сравним сигару, скажем, с куском пирога, который в ресторане стоит примерно столько же, сколько и сигара, но едите вы его пять минут, а сигару можно курить от сорока минут до полутора часов. То есть одна ценовая категория, разный градус получаемого удовольствия. Несмотря на то что сигары традиционно позиционируют в пуле дорогих товаров, они являются тем, что имеет большую ценность и доставляет людям большую радость.
Поэтому на наш бизнес сегодня едва ли не большее влияние имеет ситуация с меняющимся антитабачным законодательством, как в США, так и в других странах. Стало довольно проблематично найти хорошее место, где можно насладиться сигарой. Особенно эта ситуация затрагивает те страны, регионы и города, где погодные условия не располагают к долгому пребыванию на открытом воздухе. Вот в России, например, вы не можете зимой на улице провести час-другой, наслаждаясь сигарой, так? И представьте, что бы было, если бы нельзя было курить в помещениях – ресторанах, отелях, даже в сигарных комнатах сигарных магазинов. Таким образом, страдает культура потребления этого продукта. Сигары – это продукт выбора, а сигареты – продукт привычки. И, что бы там ни было запрещено – заядлый курильщик сигарет, скорее всего, перекурит, когда ему того захочется – он найдёт место, время, возможность. А любитель сигар… Если в тот момент, когда ему захотелось покурить, он не найдёт такой возможности, это совсем не означает, что он обязательно выкурит свою сигару чуть позже тем же днём – где-нибудь и как-нибудь.
- Как вы думаете, будет ли по этой причине меняться мода на те или иные форматы сигар?
- Мы уже постепенно переходим на более короткие форматы. Потратить пару часов на сигару – если не невозможно, то довольно проблематично для современного занятого человека. Прибавьте сюда новые законы – и мы уже видим ситуацию, в которой форматы, не бывшие популярными в последние пятнадцать – двадцать лет, возвращаются на рынок и становятся фаворитами. Секрет успеха прост - они позволяют потратить меньше времени, но получить ту же порцию удовольствия.
- А что касается возможной отмены кубинского эмбарго…
- Мы этого не боимся. Даже наоборот. В Европе, к примеру, мы встречаемся лицом к лицу с кубинскими сигарами, и всё у нас там обстоит хорошо. Мой ответит на данный вопрос таков: любая смесь, произведённая в любой стране, имеет право на существование, если качество её находится на должном уровне. Таким образом, Куба станет ещё одной страной-производителем, представленной на прилавках сигарных магазинов Америки. И необязательно доминирующей, ведь вкусы могут быть разными. И мы будем прекрасно сосуществовать вместе, наряду с такими странами как Гондурас, Никарагуа, Мексика.
- Политика. Ну как же в данном контексте не затронуть её? Не поделитесь немного своими впечатлениями о сегодняшней ситуации в США? Как относитесь к Бараку Обаме?
- Могу сказать только одно. В США это работает так: когда президента только выбирают – мы можем не соглашаться с тем, что он говорит, критиковать, обсуждать, предпочитать или не делать этого. Но когда кандидатура утверждена – мы должны его поддерживать. Не то чтобы должны – просто так, наверное, было бы правильно и справедливо. С точки зрения налогообложения – ничего приятного в новых реалиях нет. Мы могли не соглашаться с планами раньше, осуждать готовящиеся реформы, но теперь мы должны играть в игру по тем правилам, которые нам даны, – то есть прежде всего сесть и подумать, как можно минимизировать последствия новой системы налогообложения для конечного потребителя. Помимо налогов, растут цены на табак, на рабочую силу. Соответственно, растут цены и на сигары. И моё отношение к ситуации заключается в том, что мы должны думать о потребителе, о работе с новыми вводными, а не об альтернативах тому выбору, который уже сделан.
- У вас нет желания попробовать использовать кубинский табак в своих сигарах, когда, вернее, если это станет возможным?
- Существует две точки зрения. Скорее даже два института производства сигар. Первый – это puro – когда сигара полностью, от начинки до покровного листа, состоит из табака производства одной страны, как, собственно, все кубинские сигары. Второй, и я принадлежу к нему, – когда в сигаре используется табак разного происхождения. В Доминиканской Республике, как и в других странах – известных производителях сигар – табак смешивают, что позволяет предлагать потребителю более широкий спектр вкусов. И с этой точки зрения использование кубинского табака предоставит ещё более широкий выбор смесей, что не может не порадовать любителей сигар и, соответственно, нас самих.
- Ваши личные предпочтения? Что курите?
- В течение недели… ну, сами понимаете, сигары – моя профессия. Курю – чтобы проверить качество, курю – чтобы попробовать новые смеси, курю – много и то, что курить нужно. В выходные сигары – мои удовольствие и отдушина. А когда я курю исключительно для удовольствия и выбираю, что покурить, – я чаще всего останавливаюсь на Fonseca.
- Не знаю, тайна ли это для вас, но Хендрик Кельнер, к примеру, говорил, что если курит «не свои», то тогда… ваши. А как насчёт других брендов обстоят дела у Маноло Кесады?
- В семье Procigar мы обмениваемся, мы курим новинки друг друга, не так часто, но всё же. Курим и кубинские сигары – когда кто-то привозит. Сам я сигар никогда не покупаю.
- И всё же – что нравится больше?
- Чтобы ответить на вопрос, представлю-ка я, что у меня нет своей фабрики. Это, к слову, довольно сложно… так… ну, скажем, Davidoff, General Cigar. Да, определённо. Если бы не было. Но фабрика есть. И я курю свои.
Cigar Clan N4 2009, Катерина Рыжкова