А почему бы и нет?

Nicarao_1599_HD

 

«Многие видят вещи такими, какие они есть, и
задаются вопросом: «Почему»? Я же представляю то, чего
никогда не было, и задаюсь вопросом: «А почему бы и нет?».
 
Джордж Бернард Шоу  
  

 За каждым брендом, за каждой линейкой или даже отдельно взятой сигарой стоят свои легенды и ноу-хау. Узнавая очередную историю, знакомясь с каждым Доном Сигар, безусловно, начинаешь интересоваться сигарами ещё больше, оставаясь, тем не менее, чуть в стороне, в «зрительном зале», ведь рынок огромен и полон историй и достойных имён. Но есть люди настолько харизматичные, что, пообщавшись с ними, начинаешь невольно болеть за их дело всей душой. К таким людям относится бельгиец Дидье Хувенагель, основатель сигар Nicarao, сам факт появления которых пронизан духом настоящего авантюризма.

 

Houvenaghel_014

 

- Условно можно разделить производителей сигар на две категории: тех, кто получил бизнес в наследство, и тех, кто во взрослом возрасте закурил сигары, полюбил их и занялся их производством, как, например, Роки Патель или Лито Гомес. Как же так вышло, что ты, будучи ещё совсем молодым человеком, выбрал для себя сигарный бизнес? И подошёл к делу так основательно, что из Бельгии поехал получать образование на Кубу, в университет Pinar del Rio?  Звучит как сумасшедший поступок.

 

- И не только звучит. Это и был сумасшедший поступок. Мне огромное количество людей говорило, что я просто спятил. Но только на Кубе, только в этом университете был нужный мне факультет табачного дела. Что же было делать? (смеётся). Ты права по поводу двух категорий. С первой всё предельно ясно – от отца к сыну и так далее. Но что касается второй категории – как бы осмысленно эти люди не начинали заниматься сигарами, они всё-таки это делают не столько из-за выгоды и соображений прибыли, сколько из-за своей любви, даже страсти к сигарам. Такова суть самого этого продукта. То есть я бы назвал эти две категории так: наследники и страстные поклонники сигар. Конечно, можно преследовать и исключительно материальные цели. Было бы даже глупо об этом не думать. Но нужно понимать, что в этом деле никогда не заработать «быстрых» денег. Здесь нужно время и, соответственно, определённая доля терпения, которое просто немыслимо без страсти к тому, что ты делаешь. А что касается меня, почему такой молодой и уехал так далеко по не очень понятным для себя и окружающих причинам… не знаю даже. Не знаю. Наверное, молодость – единственное подходящее время и состояние ума для подобных решений. Я полюбил сигары, я загорелся идеей, и при этом было достаточно энергии и мало внутренних ограничений для её исполнения. И я просто… поехал.

 

- Может ли молодой человек настолько любить сигары, чтобы уехать на другой конец света в не самые хорошие условия на несколько лет? Может быть, были и другие причины? … кубинские девушки, например?

 

- Нет, нет и нет! (смеётся). У меня, между прочим, по материнской линии были кубинцы, так что я не то чтобы был наслышан об этой стране, но, в общем и целом, имел о ней представления, близкие к истине. Меня к странам Карибского бассейна всегда необъяснимо влекло. Их культура, музыка и климат. А также была одна причина… один повод для неподдельного любопытства. Это то, что Куба – страна социалистическая. И мне было интересно посмотреть – какой он, социалистический строй. Посмотреть изнутри. Но при этом посмотреть именно на Кубе. Я не поехал за водкой в Россию, например. Я поехал на Кубу за сигарами. У меня на тот момент не было в уме какой-то стройной бизнес-идеи. Ни о написании книги, ни тем более о собственном бренде я тогда не думал.

 

- То есть это было своего рода приключение?

 

-Да, точно.

 

-Ты поехал на Кубу практически сразу после того, как СССР прекратил «опекать» её. Не самый удачный момент, прямо скажем.

 

-В точку! Тот период называют Período especial, «особый период». У Кубы и до того были проблемы, но в это время их было особенно много.  Я приехал к тому моменту, когда всё уже немного стабилизировалось.

 

-Я спрашиваю, потому что ещё немного помню, как выглядит классическая социалистическая страна. И могу предположить, что для молодого человека из Западной Европы было много шокирующего в том, что он увидел?

 

- Первой страной с социалистическим наследием, которую я посетил, была Польша. Я не могу сказать, что все социалистические страны – одинаковые, как близнецы, но структура была одна и та же. И условия для жизни в том числе - собственно, то, с чем мне предстояло столкнуться на Кубе. И ничего не было шокирующего, во всяком случае, для меня, но после Европы всё просто было абсолютно другим. Сформулируем так: что-то было другим до шокирующей степени. Например, степень свободы. Личной, деловой. Но при этом какие-то не менее фундаментальные вещи меня, наоборот, привлекали: система образования, кстати, была в их числе. И жить бы в такой стране я не смог. И хотел яро бороться против некоторых вещей, но, в то же время, столь же яро и защищать некоторые другие реалии социалистического мира. Знаете, какой вопрос я часто слышу? «Вы знакомы с режимом социальной демократии, и с социализмом тоже. И с ультралиберализмом. Какой режим лучше? В каком бы вы хотели жить?» И я, наконец, пришёл к ответу. Для шестилетнего меня – один режим был бы лучше. Для восемнадцатилетнего – другой. Для тридцателетнего – третий. И так далее  вплоть до пенсионного возраста. Именно так. Не «выжимка» каких-то вещей из всех режимов разом. Это невозможно. А именно разные страны и разные, соответственно, режимы в зависимости от возраста.

 

IMG_4291

 

- И так сложилось, что у тебя есть эта чудесная возможность перемещаться по миру и выбирать страну проживания. Ты говорил как-то, что есть три основных составляющих вашего бизнеса – развитие самого продукта, маркетинговой стратегии и структуры бизнеса. Это больше относилось к периоду запуска бренда. Но всё же и по прошествии 10 лет существования Nicarao эти три момента остаются ключевыми. С развитием продукта всё более не менее ясно – ты проводишь несколько месяцев в Никарагуа, на производстве. А как распределяется остальное время?

 

-Большую часть времени я провожу в Сингапуре. Там сейчас мой дом. Предупреждая твой вопрос о том, как так получилось, могу сказать, что я люблю тёплый климат. Я люблю, чтобы, например, была возможность покурить сигару вне помещения на протяжении всего года.  Я какое-то время в Лондоне жил – такой возможности не было. Я рассматривал и страны Карибского бассейна, но решил, что ещё не пришло время возвращаться туда, и в итоге – Сингапур. Да и бизнес в Азии идёт хорошо. Ещё, конечно, я часто езжу в Бельгию – там мои родители. Я часто бываю во Франции. Там мои друзья и вообще неплохо (смеётся).  В Швейцарии и Испании тоже бываю. А когда мы выходим на новые рынки – я должен быть уверен, что моя продукция адаптирована к ним. Мы иногда немного меняем упаковку, сильно меняем систему логистики и так далее. Всё это обязывает в новых для бренда странах проводить какое-то время. Другие поводы путешествовать тоже бывают. И вообще моя проблема в том, что мне всё нравится. Вот вроде люблю тёплый климат, а вспоминаю Москву несколько лет назад, когда приезжал на свой первый фестиваль Big Smoke, февраль был, минус 20, снегопад… а мне так нравилось. Так что моё время распределяется… по-разному.  Я могу в течение года вести учёт -где и сколько я провожу времени… но, наверное, будет уже поздно для статьи, да?

 

- Мы напишем ещё одну!

 

-Договорились. Начнём статистику с Москвы.

 

- Дидье, есть ведь огромная разница между своим собственным бизнесом и работой на кого-то другого. С одной стороны, когда у тебя свой бизнес, ты сам расставляете приоритеты, планируешь своё время и пр. Но, с другой, это и огромная ответственность. Ты никогда не чувствуешь определённой усталости от такой ответственности?

 

-Ничего утомительного для меня в этой ответственности нет. Конечно, быть нанимателем или быть наёмным работником – это два разных мира. Ты работаешь - когда хочешь и отдыхаешь - когда хочешь. Проблема в том, что ты очень наглядно видишь связь между интенсивностью своей работы и своими доходами. И постепенно ты понимаешь, что начинаешь работать круглосуточно и круглогодично, а отдых просто иногда счастливым образом сопутствует тому или иному бизнес-проекту. И основная ответственность – она перед самим собой, за то, чтобы не загнать себя в угол и с умом подходить к тому как и сколько ты работаешь, иначе рано или поздно ты перестанешь делать это продуктивно. Когда ты работаешь на компанию – неважно, большую или маленькую, ты - в определённой структуре. А в собственном бизнесе - ты  и есть структура. Потому что ты в разные моменты подключаешься к тому или иному процессу в компании, не дожидаясь пока это сделает кто-нибудь ещё. И нужно вырабатывать правильное отношение к своей работе, для чего нужна самодисциплина.

 

IMG_7926

Арташес Ширикян, Алехандро Робайна и Дидье Хувенагель   

 

- Ещё один момент, который, как мне кажется, должен каким-либо образом влиять на твой бизнес – это то… как ты выглядишь. Есть определённый собирательный образ человека, занимающегося сигарами...

 

-И я в него никак не вписываюсь?

 

- Вот именно! Наталья Рыжкова рассказала мне, как вы с ней впервые встретились вне Европы, а именно – в Никарагуа. И о том, как некоторые люди удивлялись, что ты приехал в страну совсем один, а потом и вовсе теряли дар речи, когда понимали, что и по-испански ты говоришь идеально, и бизнес твой собственный тоже здесь

 

- Да, это правда. И, конечно же, ты всегда чувствуешь немного другое отношение к себе со стороны, например, кубинцев, как бы прекрасно ты ни говорил и сколько бы ты там ни жил. Но я в этом бизнесе с молодости, это даёт всё же определенные преимущества. Мне, например, иногда говорят: «Ты не по-испански говоришь, ты говоришь по-кубински!»  И мне приятно, конечно. Да и потом, если ты уважаешь то, что ты делаешь, и люди это чувствуют – никаких проблем не возникнет, как бы ты ни выглядел и из какой страны бы ты ни был. Правда и то, что люди на встрече со мной иногда ожидают увидеть шестидесятилетнего умудрённого опытом мужчину, даже привносит некий задор в моё общение с людьми. Задор – это же неплохо.

 

-Если твои сигары критикуют – какова твоя первая реакция? Та, которую ты даже, может быть, не произносишь вслух?

-Я обожаю конструктивную объективную критику, и обожаю, выслушав её, делать что-то лучше и грамотней. Но я всегда очень чётко разделяю хорошую критику и плохую. Ведь она может быть конструктивной, но, в то же время, плохой, негативной, сказанной со злостью или завистью. И даже если я принимаю её во внимание, то сложно реагировать спокойно. Вообще можно многое понять о человеке по тому, как он критикует кого-то или что-то. Иногда человек говорит-говорит, а ты слышишь только негатив или зависть, и никакого зерна конструктивизма или даже доли здравого смысла. Только глупость и грубость. Или человек может критиковать для того, чтобы просто сказать что-то, чтобы выпендриться: «Вот, послушайте, я знаю то-то и то-то».

 

-И как ты реагируешь тогда?

 

-Я всегда стараюсь быть дипломатичным и вежливым. Хотя иногда полезно и послать кого-то к чёрту. Иногда чувствуешь, что сейчас вот было бы полезно – но не можешь. Потому что дипломат. А быть дипломатичным и вежливым мне помогает мой относительно спокойный характер. Я обостряю ситуацию только когда чувствую, что оно того стоит и когда считаю, что могу поиграть в ту же игру, в которую играет мой критик, и позволить себе встать на ту же планку, на которой стоит он. Это случается всё же очень редко. Самое действенное – это говорить: «Ну ок, ты прав. Да, ты прав, ты конечно здесь самый правый, очень прав, да, молодец». Человек явно такой реакции не ждёт, и она его отрезвляет.  Но, в общем и целом, объективная критика – великая вещь, она учит больше и лучше, чем любой успех.

 

IMG_4756

 

Изначально логотип Nicarao представлял собой латинскую букву N и глаз. N – как первая буква в названии бренда, а глаз – как нечто весьма символичное, присутствующее в различных конфессиях и философских учениях  (третий глаз, глаз Будды и прочая). Потом логотип раздвоили и правую его часть перевернули зеркально. Получились пара глаз и волосы, а две латинские буквы N образовали кратер вулкана, которыми славится  Никарагуа.

 

Nicarao_portrait_of_cigar_zastavka

 

Над написанием бренда была проведена колоссальная работа. Дидье поставил чёткую задачу: Nicarao должно быть написано с лёгкой небрежностью, свойственной человеческому подчерку, но при этом настолько разборчиво, чтобы название бренда читалось с довольно большого расстояния. Задачу выполнил один из лучших профессоров каллиграфии в Азии. В итоге Nicarao – единственный бренд, чьё название расположено горизонтально на банте сигары ( это относится только к линейкам Clasico и Especial). И когда открываешь коробку – не приходится её переворачивать или наклонять голову для того, чтобы прочесть название бренда.

 

Линейка exclusivo оправдывает своё название на 100%. Колоссальный список критериев, по которым отбирается табак с плантаций, несколько лет его выдержки, два года ферментации покровного листа – учитывая всё это, можно сказать, что вся линейка является лимитированной серией, хотя официально ей и не является.

 

Дидье имеет редкий талант держать большую аудиторию в напряжении и предвкушении развязки рассказом о химических соединениях. Все, кто встречался с ним в сигарных бутиках во время его пребывания в Москве, получили представление о том, насколько кропотливым и научным является подход Хувенагеля к производству сигар. Московские афисионадо узнали, на что влияют сахара, что влияет на качество горения, почему органические кислоты являются «неоднозначными персонажами» и на какой стадии производства необходимо помнить о фенолах. Также Дидье не уставал радовать аудиторию своим излюбленным фокусом, исполняемым на этапе курения третьей трети дегустируемых Nicarao. Он лёгким движением руки снимал столбик пепла с сигары, показывал алый конусовидный кончик зажжённой сигары, и приставлял пепел обратно, демонстрируя изумлённой публике, что сигару всё ещё можно курить. И только после этого афисионадо получали завершающую порцию информации о минеральных веществах и их воздействии на цвет и структуру пепла, после чего начинался диалог непосредственно о Nicarao. Всего Дидье провёл пять встреч и раздал множество автографов на коробках сигар своего бренда.

 

Cigar Clan 6'2009. Катерина Рыжкова

 

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.